Туристско-краеведческие игры в школе и на местности как форма развития метапредметных умений и навыков учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.02.2015

Статья просмотрена: 3442 раза

Библиографическое описание:

Дронов, А. А. Туристско-краеведческие игры в школе и на местности как форма развития метапредметных умений и навыков учащихся / А. А. Дронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 761-767. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15347/ (дата обращения: 16.12.2024).

Современная система образования ставит перед нами важнейшие задачи по формированию творческой, социально-адаптированной, всесторонне развитой личности учащегося, способной уметь применять полученные в школе знания в повседневной жизни, профессиональной деятельности. Введение новых федеральных образовательных стандартов требует от учителей и учащихся быть более мобильными и грамотными в огромном информационном пространстве 21 века. Однако простые, традиционные, а иногда просто забытые со временем формы привлечения учащихся к познавательной, творческой деятельности являются сейчас важным стимулом к учению.

Когда-то широко развитая сеть туристских и краеведческих объединений в школах и домах творчества сейчас переживает не лучшие времена. Станции юных туристов закрываются, упраздняются, реорганизуются. А ведь по сути туристско-краеведческая работа является как раз наиболее удачной формой всестороннего развития детей. Путешествуя и изучая окружающий мир, школьники практически отрабатывают важнейшие умения и навыки по различным предметам школьной программы, причем происходит это в интересной, живой, непринужденной атмосфере экскурсии, игры, поездки, похода. Все достаточно просто: находясь в туристском походе, учащиеся совершенствуют свои физические качества: выносливость, силу, ловкость — это хорошее дополнение к урокам физической культуры. Обучаясь ориентированию на местности с картой и компасом, прокладывая маршрут похода, познавательной прогулки, изучают географию. Наслаждаясь лесными просторами, красотой природы, разнообразием флоры и фауны, получают хороший стимул к изучению биологии и получают экологическое воспитание. В туристских мероприятиях важными аспектами являются готовность ребят к преодолению трудностей, способность быстро реагировать в сложных ситуациях, помочь друг другу и оказать при необходимости первую помощь. А это важнейшие навыки, получаемые на предмете ОБЖ. Любое путешествие, особенно экскурсионное, так или иначе связано с историей и краеведением: нельзя пройти красивый храм, необычное здание, памятник, не узнав о нем что-то интересное. А это уже не только формирование историко-культурного мировоззрения, патриотизма, но и развитие необходимых поисковых и исследовательских умений. Продолжать список взаимосвязанных знаний и умений по разным предметам школьной программы, которые успешно реализуются в туристских мероприятиях, можно очень долго. Рассчитать путь и время — математика и физика, приготовить обед в полевых условиях — технология и физика, научиться общаться и взаимодействовать в малой туристской группе — обществознание, написать свои впечатления о поездке, экскурсии, походе — русский язык и литература. Таким образом, туристско-краеведческая деятельность обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, аккумулирует в себе важнейшие аспекты большинства школьных предметов.

Увы, в настоящее время, учителю все сложнее организовать такую работу. Это связано со сложностью оформления выездного мероприятия, большим количеством согласований и документов. Безусловно, все эти требования связаны с обеспечением безопасности школьников и охраной их здоровья. Как же быть педагогу, который готов делать такую работу ответственно, с соблюдением всех нормативно-правовых требований? Ведь данное направление работы со школьниками, как мы выяснили выше, является важнейшим аспектом формирования разносторонне развитой личности учащегося, удачным фактором реализации метапредметных связей. Ответ прост: не бояться трудностей и работать творчески!

В настоящее время государство начинает понимать важность туристско-краеведческой работы для формирования здоровых, физически и интеллектуально развитых молодых граждан. В ноябре 2014 года при Правительстве РФ создан Координационный совет по развитию детско-юношеского туризма, который призван согласовать различные, иногда противоречивые требования учреждений и ведомств, сделать оформление туристских мероприятий более понятным и простым с сохранением всех важнейших требований по безопасности.

А пока Правительство нашей огромной страны, которая, кстати, обладает самыми широкими и разнообразными туристскими возможностями, размышляет и координирует, мы, учителя, продолжаем увлекательную работу со своими учащимися. В том числе со слабоуспевающими, для которых туристско-краеведческое мероприятие бывает чуть ли не единственным способом что-то узнать и чему-то научиться.

Рассмотрим одну из форм развития метапредметных умений и навыков на примере организации туристско-краеведческой поисковой игры. Организовать подобную игру можно группе учителей, классному руководителю при поддержке учителей-предметников, родителей и даже старших школьников. Игра в зависимости от поставленных целей может проводиться в школе, на школьном стадионе, в парке или в лесу во время туристского похода.

Цель туристско-краеведческой игры — применение и совершенствование знаний и умений различных предметных областей.

Задачи игры могут быть разнообразными и для каждой конкретной игры могут меняться:

-        физическое развитие и оздоровление детей;

-        изучение родного края, приобщение к культурно-историческим традициям России;

-        расширение, углубление и практическое применение знаний, полученных на уроках в школе;

-        воспитание патриотизма и гражданственности;

-        развитие творческих способностей обучающихся;

-        приобщение к исследовательской деятельности;

-        развитие навыков общения, взаимодействия и взаимопонимания, сплочение детского коллектива и коллектива взрослых и детей.

Для подготовки игры необходимо четко представить, чего мы хотим от учащихся: чтобы они показали свои знания или чтобы чему-то научились, что-то узнали. А может быть, и то и другое, по принципу: узнали, научились, применили. Игра может быть и комбинированной — на основе уже хорошо знакомого материала обрести новые знания и умения. Такую игру лучше всего проводить по тематическим станциям в небольших командах (по 5-7 человек), в этом ее несомненная ценность: за достаточно короткое время ребята успевают побывать в разных областях знаний, и, главное, они двигаются, меняются местами, станциями, что исключает монотонность мероприятия и утомляемость. К тому же игра по станциям позволяет организовать обучение основам ориентирования на местности, что часто оказывается ценным умением в повседневной жизни.

Для организации игры в классе требуется несколько кабинетов (по количеству станций) и ответственные на каждой станции из числа учителей или старшеклассников. Важное требование для организации игры — это наличие маршрутного листа для каждой команды и четко обозначенное время игры на каждой станции (как правило, это 10-15 мин.).

Особую ценность обретает игра, организованная с помощью старшеклассников. Работая на тематических станциях, старшие ребята закрепляют свои знания, ведь здесь им нужно не только знать что-то самим, но и уметь объяснить, показать, научить. Это важные условия для развития коммуникативных качеств подростков, чувства ответственности, дисциплинированности, терпения. Такая туристско-краеведческая деятельность способствует успешной социализации подростков в их трудном и противоречивом возрасте, повышает уровень самооценки, значимости в обществе.

Чтобы любое туристско-краеведческое мероприятие прошло успешно, на мой взгляд, необходимо создать сценарий или план мероприятия, а если это игра или соревнование, можно сделать положение об этом мероприятии. Чем это полезно? Во-первых, составляя положение с планом мероприятия, мы прописываем все необходимые условия организации, планируем время, оснащение станций, назначаем ответственных, продумываем порядок прохождения, условия и порядок подведения итогов, систему награждения учащихся. Предусмотреть все достаточно сложно, но пока мы создаем положение и план мероприятия, возникает много вопросов, сложностей, недостатков, которые мы тут же и решаем, как исправить. Конечно, для каждой игры не нужно делать отдельное положение. Можно придумать единое положение в школе об организации туристско-краеведческих игр, а к каждой конкретной игре продумывать лишь план проведения. В этом и экономия времени, и некая стандартизация мероприятий, позволяющая быстро и эффективно к ним готовиться.

В положении об организации туристско-краеведческого мероприятия необходимо обязательно указать следующее: цели и задачи мероприятия, условия участия, возрастные группы участников, время и место проведения, правила участия и подведения итогов, условия судейства и определения победителей.

Предлагаем универсальную разработку туристско-краеведческой игры, составленной объединением дополнительного образования ГБОУ СОШ № 904 ДИСКОТУР (Детское историко-краеведческое объединение туристов) совместно с учителями истории, литературы, физической культуры, биологии. Данная разработка аккумулирует в себе все возможности проведения таких игр. Эти возможности были указаны выше. На основе представленного мероприятия можно организовать любую игру, меняя и дополняя содержание тематических станций.

Таблица 1

Туристическая игра для юных туристов-краеведов (5-6 класс)

Примерный план мероприятия (с пояснениями)

(проводится совместно с опытными туристами-краеведами 8-9 классов, которые выступают в игре в качестве юных инструкторов)

Время

Ход мероприятия

Методические рекомендации

Ответственный

1

8.30

Выход от школы

 

 

2

9.09 — 9.40

Электричка до ст. Весенняя.

 

Важно, чтобы это была хорошо знакомая вам местность, чтобы не тратить время на поиск места для станций и заранее составить схемы-карты и маршрутные листы.

учитель,

организатор игры

3

9.50 — 10.50

Пеший переход на поляну игры.

 

Во время этого небольшого похода можно в игровой форме объяснить ребятам, как обращаться с компасом, показать карту местности и сориентироваться по ней, рассказать об истории и достопримечательностях мест, которые встретились по пути. Всё это можно включить потом в программу самой игры, проверяя тем самым внимательность и память участников.

 

4

11.00 — 12.00

Перекус. Подготовка костра и конкурсных станций.

 

Какое туристское мероприятие без костра! Костер объединяет и согревает людей. Для организации костра необходимо предусмотреть возможности местности и правила безопасности, о которых обязательно рассказать детям. Конкурсные станции готовят юные инструкторы с помощью учителей. Сами задания должны быть подготовлены заранее.

учитель

5

12.00

Открытие мероприятия. Исполнение гимна (если он есть или любой, известной всем хорошей песни под гитару о путешествиях, походах, дружбе и т.п.). Вынос флага или эмблемы игры.

Такие организационные моменты повышают значимость мероприятия для участников, настраивают их на соответствующий лад.

юные инструкторы (учащиеся 8-9 класса)

6

12.10

Представление инструкторов и разъяснение правил игры.

Разбивка на три команды.

Выбор капитанов.

Придумывание названия команды и вручение маршрутных листов.

Можно проводить в виде торжественного построения. Необходимо продумать интересную разбивку на команды.

Необходимо четко объяснить участникам правила прохождения маршрута, предупредить о правилах безопасности. Можно усложнить перемещение команд: например, передвигаться от одной станции к другой разными способами (держась за руки цепочкой, в кругу, за пояс и т.п.), если это позволяет местность.

все участники

7

12.10 — 13.30

Туристическая игра по станциям.

За каждую станцию инструкторы ставят в маршрутный лист команды от 1 до 10 баллов.

Будет правильно, если все нюансы организации станций, правил судейства и критерии оценивания будут обсуждены с юными инструкторами в процессе подготовки к мероприятию в школе. Как правило, на каждой станции достаточно не более 2-х инструкторов. Важно для каждой станции установить контрольное время (это обычно не более 10-15 минут) и стараться следовать ему, чтобы игра прошла динамично и команды не ждали друг друга перед станциями.

все участники

 

1 станция

 

«ОРИЕНТИРОВА-НИЕ»

Участникам необходимо найти по компасу 5 карточек с буквами и составить из них слово. На каждой найденной карточке написаны координаты следующей.

 

Карточки должны быть прикреплены на хорошо определяемых в нужном направлении объектах. Для начинающих краеведов достаточно будет указывать направления сторон света: Север, Юг, Северо-Запад и т.д. Для более опытных можно указывать азимут. Слова для игры могут быть связаны с историческими фактами, именами исторических деятелей. Еще один вариант: вместо букв можно спрятать слова-подсказки или исторические вопросы, ответив на которые участники разгадают ключевое слово или смогут ответить на контрольный вопрос. Если местность, где проводится игра, богата историческими достопримечательностями, можно предусмотреть вопросы и слова, непосредственно связанные с этими объектами.

учитель,

юные инструкторы

 

2 станция

 

«ЭКОЛОГИЧЕС-КАЯ»

Участники отвечают на вопросы викторины о природе и туризме

Вопросы к этой станции могут быть подготовлены вместе с учителями биологии и географии. Хорошо, если этим займутся юные инструкторы, повышая тем самым уровень своих знаний по данным предметам. В викторину можно включить игровые вопросы по типу известной всем игры «Крокодил», когда ребята будут объяснять друг другу слова или пословицы с помощью жестов и мимики. В общем, данная станция может быть организована в любой форме.

Юные инструкторы

 

 

3 станция

 

«ПАУТИНКА»

Участники должны преодолеть лабиринт из натянутых между деревьями веревок, стараясь не касаться веревок и не касаться земли руками.

Данное испытание можно усложнить: пройти «Паутинку» парами, тройками, не расцепляя рук, на время. Перед началом испытания можно провести веселую зарядку из нескольких упражнений, используя рекомендации учителей физкультуры.

Юный инструктор

 

4 станция

 

«КОСТЕР»

Участники должны разжечь небольшой костер с помощью спичек и небольших веток и пережечь натянутую над костровищем веревку.

Учитывается время от начала разжигания до перегорания веревки и количество использованных спичек. Хворост для разжигания можно приготовить заранее, а можно включить сбор хвороста в само испытание (если позволяет местность). Бывает, что выполнение задания на данной станции затягивается. Инструкторам необходимо помочь участникам раздуть костер, подсказать.

Юный инструктор

 

5 станция

 

«КАРТА»

Участникам необходимо найти на карте мира страны и реки, моря и озера, правильно назвать стороны света и континенты.

Задания для станции могут придумать юные инструкторы совместно с учителем географии. Вопросы и задания могут быть очень разнообразными: от простых до самых необычных. Например: найти и показать на карте моря (как можно больше за 1 минуту),

показать на карте: озеро Байкал, остров Мадагаскар, Новую Зеландию, Грецию, Египет, Великобританию, назвать и показать столицы Франции, Германии, Китая, США, Беларуси, Мексики, Испании, Греции, Финляндии. Можно включить и такие вопросы: В каком направлении должен лететь самолет из Москвы в Португалию, где проходит граница Европы и Азии и другие.

Юные инструкторы

 

8

13.00 — 14.00

Приготовление обеда.

Во время приготовления обеда и подведения итогов игры необходимо чем-то занять участников. Можно провести мастер-класс по завязыванию узлов, необходимых в туризме и в жизни.

Юный инструктор

 

9

14.30 — 15.00

ОБЕД

Песни у костра

После обеда необходимо немного отдохнуть. Можно со всеми ребятами разучить новую песню и спеть ее под гитару. Чем вам не урок музыки! Вот еще один предмет школьной программы, удачно вписывающийся в туристско-краеведческое мероприятие!

Юные инструкторы, учителя, участники

10

15.30

Посвящение в начинающие туристы с вручением удостоверений и подарков.

Конечно, в первой игре для самых начинающих не должно быть проигравших. Но кто-то должен все же быть немного лучше. Необходимо вручить ребятам грамоты или удостоверения начинающих туристов и небольшие подарки. Хорошим подарком, например, может быть дневник туриста, где ребята будут записывать свои путешествия, экскурсии и впечатления о них, описывать краеведческие объекты: памятники, храмы и т.п. Такой дневник со своей эмблемой, названием кружка или номером школы не трудно заказать через специальные сайты фотопечати.

Будет здорово, если вручать грамоты и подарки будут старшие товарищи (юные инструкторы). Если такие игры проводятся в школе регулярно, необходимо определить места, выделить победителей игры. А если провести несколько игр в течение учебного года для нескольких команд, получится целое туристско-краеведческое первенство школы.

Все участники

11

15.45 — 17.00

Песни у костра. Подвижные игры.

Мастер-класс по установке и сбору туристической палатки.

Фрироуп*

После награждения надо дать участникам немного свободного времени. Но и оно должно быть организовано, иначе, как показывает опыт, дети начнут изобретать не совсем хорошие, а порой и небезопасные игры. Просто на этом этапе мероприятия ребята могут разбиться на группы по интересам или по очереди выполнять интересные задания, уже не входящие в конкурсную программу. *Организация фрироупа (преодоление различных препятствий из натянутых веревок) требует специального снаряжения и подготовки.

Учителя-организаторы, юные инструкторы

12

17.00 — 17.30

Экологический десант.

Уборка места проведения игры.

Важный этап любого мероприятия на местности. Здесь все участники должны уяснить простое туристическое правило: «После нас должно стать лучше». Не лишним будет, если ребята уберут мусор не только за собой, но и за предыдущими недобросовестными туристами. Кстати, на уроках технологии участники могут изготовить небольшие деревянные таблички, на которых выжигательным аппаратом сделать надпись типа: «Турист, береги природу». Их можно оставить как напутствие следующим туристам около костровища или привязать веревками к дереву.

Юные инструкторы

 

13

17.30 — 18.30

Пеший переход на ст. Весенняя

Заключительный этап не требует организации особых мероприятий, кроме безопасного доставления участников обратно к школе. Однако и тут можно извлечь пользу. Поговорите с участниками по пути домой о мероприятии, спросите, что им понравилось, что не очень, постройте совместные планы по будущим экскурсиям, походам, играм, попросите написать отзыв или мини-сочинение о мероприятии. Пусть это станет хорошим дополнением к урокам русского языка!

Все участники

учитель-организатор

14

18.53

Электричка до ст. Царицыно

 

15

20.00

Прибытие к школе

 

 

Маршрутный лист команды может выглядеть так:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ

Название_____________________________________________

Имена участников_____________________________________________________

СХЕМА ИГРЫ

Таблица 2

Порядок прохождения станций

Название станции

Баллы

(от 1 до 10)

Примечания судей

5

Карта

 

 

3

Паутинка

 

 

4

Костер

 

 

2

Экологическая

 

 

1

Ориентирование

 

 

 

Представленная игра является шаблоном, на основе которого можно выстроить и другие мероприятия. В такой туристско-краеведческой игре можно сделать следующие станции:

Таблица 3

Название станции

Предмет

Краткое содержание заданий

Первая помощь

ОБЖ, биология

Наложить повязку на руку или ногу

Топознаки

География

Разгадать условные обозначения топографической карты или найти их на карте

Сказка ложь, да в ней намек…

Литература

Загадки и вопросы по разным сказкам. Можно с выполнением заданий, например, нарисовать по очереди на время сказочного героя.

Походная арифметика

Математика, физика

Посчитать путь, время или расстояние в задаче про туристов или сказочных героев

Историческая

История, МХК

Ответить на вопросы викторины по определенной исторической теме, найти исторические факты, исследуя памятник истории, архитектуры, скульптуру. Описать историко-культурный объект.

Афоризмы

Обществознание

Разгадать на карточках, о чем высказывание знаменитого писателя или философа.

Туристская экономика

Обществознание, экономика

Рассчитать количество продуктов для похода, учитывая количество дней и человек.

Сбор рюкзака

Технология

Уложить за определенное время рюкзак по правилам.

Логика

Математика

Игры-ребусы с перекладыванием спичек.

Веселые старты

Физическая культура

Любые эстафеты и подвижные игры, подобранные в соответствии с задачами конкретного мероприятия.

 

Примеров станций для проведения туристско-краеведческих игр может быть бесконечно много. Все зависит от желания и творческого потенциала учителей. Но все эти игры, как мы можем видеть, имеют метапредметный характер. В них повышается мотивация учащихся к изучению различных предметов. К тому же данная форма внеурочной работы является универсальной и применима для детей любого возраста, в том числе для старшеклассников. Впрочем, в такие игры с удовольствием играют и взрослые.

Из личного опыта. Туристско-краеведческая игра успешно проходит среди учащихся 10-11 классов. Например, поисковая игра «Готовимся к ЕГЭ». В этой игре могут быть задействованы учителя-предметники, а станции могут быть предметные с неожиданными и сложными заданиями, опытами по химии, кроссвордами, решением практических задач.

Самое главное, эти игры проходят в свободной, непринужденной атмосфере, на природе, с костром, песнями под гитару, разговорами по душам, что является важной психологической составляющей, помогающей сплотить детский коллектив, раскрыть способности слабоуспевающих учащихся.

Таким образом, хорошо организованная и продуманная туристско-краеведческая игра (а лучше целый цикл игр в течение всего учебного года) является мощным инструментом формирования всесторонне развитой, адаптированной к жизни личности, способствует формированию у учащихся важнейших метапредметных умений и навыков, помогающих в учебе и жизни. Учителю важно работать творчески и увлеченно, тогда и его учащимся будет интересно. Дети, которым мы должны не просто дать знания, но и научить применять их в повседневной жизни, удивительны: сегодня они участники игры, а завтра — настоящие «генераторы» идей. Главное — не бояться трудностей, и работать творчески!

Основные термины (генерируются автоматически): станция, игра, участник, время, инструктор, туристско-краеведческая игра, туристско-краеведческое мероприятие, повседневная жизнь, физическая культура, школьная программа.


Похожие статьи

Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы

Использование этнодидактических материалов в процессе формирования учебной деятельности младшего школьника

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы

Использование этнодидактических материалов в процессе формирования учебной деятельности младшего школьника

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование иноязычной межкультурной компетенции учащихся на основе использования лингвострановедческого материала

Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании краеведческих представлений детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос