Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности в современной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ставропольцева, С. В. Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности в современной школе / С. В. Ставропольцева, Е. В. Гребенникова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 97-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12015/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы организации и проведения дидактических игр в учебной и внеурочной деятельности в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Статья содержит методические разработки дидактических игр, ориентированных на развитие у обучающихся умения оценивать влияние последствий чрезвычайных ситуаций на жизнь и здоровье людей, а также проектировать свою деятельность по выходу из чрезвычайных ситуаций с учетом своих возможностей.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, дидактическая игра

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» указано, что главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе [1]. Указанная цель будет достигнута в процессе решения таких задач как развитие современных механизмов и технологий общего образования и реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях. Выполнение поставленных задач подразумевает создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования,

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что предметными результатами освоения «Основ безопасности жизнедеятельности» являются [2]:

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

5) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

6) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

7) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

8) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Отличительной особенностью ФГОС ООО нового поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. «Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности» [3, с. 6]. Иными словами, важно не просто передать обучающимся знания, а научить их овладевать новыми знаниями посредством вовлечения в различные виды деятельности, одним из которых является игра.

Современная педагогическая наука [4, с. 114–115] рассматривает игру как форму учебно-воспитательной деятельности, имитирующую те или иные практические ситуации. Характерной особенностью игры является её двуплановость: с одной стороны, играющий осуществляет реальную деятельность, выполнение которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий абстрагироваться от реальной ситуации, обременённой ответственностью и другими сопутствующими обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект. Функции игры в образовательном процессе состоят в обеспечении мажорной, мобилизующей обстановки, облегчающей усвоение материала, оказывающей внушающее воздействие.

Таким образом, игровая деятельность представляет собой особый вид деятельности человека, осуществляемый в рамках специально созданных сюжетов, правил, принципов. Основными чертами игровой деятельности являются:

− свободная развивающая деятельность, которая осуществляется по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

− творческий, значительно импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

− эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

− наличие правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В педагогике принято различать следующие виды игр [4, с. 115–116]: деловые, сюжетно-ролевые и дидактические. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Иными словами, дидактическая игра — это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых явлений и процессов. Кроме того, дидактическая игра имеет большое значение в нравственном воспитании обучающихся, так как способствует развитию целеустремлённости, выдержки, самостоятельности, чувства коллективизма, выработке умения действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения.

Анализ учебно-методической литературы и опыт преподавания основ безопасности жизнедеятельности в школе позволили разработать и успешно апробировать в учебном процессе и внеурочной деятельности следующие дидактические игры [5, с. 48–72].

Урок-игра «Звездный час».

Тема: «Чрезвычайные ситуации, связанные сдействием ветра (ураганы, бури, смерчи)».

Целевые задачи:

  1. В занимательной форме провести контроль знаний учащихся о ЧС, связанных с действием ветра. Согласно планируемым результатам обучения по данной теме учащиеся должны:

− иметь общее представление о ЧС, связанных с действием ветра, — ураганах, бурях, штормах, силе ветра по шкале Бофорта и др.;

− знать причины возникновения ураганов, наиболее вероятные районы их распространения, внешние признаки надвигающегося стихийного бедствия этого вида;

− иметь понятие о пыльной буре и буране, как наиболее распространенных стихийных бедствиях в вашей области;

− знать возможные последствия ураганов и бурь, порядок действий населения при угрозе и во время возникновения данных природных явлений.

  1. Выработать потребность предвидеть собственное поведение в экстремальной ситуации.
  2. Сформулировать психологический стереотип: «Окружающая среда — это система, живущая по свои законам, и чтобы выжить, надо знать и понимать эти законы и использовать их в своих интересах».

Подготовка куроку.

  1. На первом уроке по теме «Ураганы» учащимся предлагается провести заключительный урок в виде игры «Звездный час» и сообщаются требования к результатам обучения по данной теме.
  2. Готовится иллюстративный материал: карточки-задания, цифровые карточки.
  3. Вырабатываются критерии итоговой оценки за игру.
  4. Поскольку в игре участвует весь класс, формируются пары участников.

Ход урока, содержание игры.

В начале урока учитель сообщает о его теме и целях, учащиеся садятся попарно: один — впереди, второй — сзади.

Игра состоит из 4 туров:

I тур — контрольный минимум, состоит из 8 заданий тестового характера, логических цепочек, цепочек с ошибкой. Учащиеся, ответившие на 6 вопросов из 8, проходят во II-й тур и получают оценку «5». Ответ на 5 вопросов дает право на оценку «4», на 4 вопроса — «3».

II турактивный отдых. Из произвольных 9 букв предлагается собрать наиболее длинное слово. Участник, использовавший в слове наименьшее количество букв, выбывает из игры. Для тог, чтобы после II тура в игре осталось не более трех команд, предлагается несколько дополнительных заданий тестового или игрового характера.

III турконтрольный максимум. Состоит из 4 заданий также тестового характера, но более сложных. В IV тур выходят 2 пары, ответившие на наибольшее число вопросов. Выбывшая команда получает приз.

IV тур — активизация резервных возможностей. Командам предлагается из одного слава составить наибольшее число возможных (за 1 минуту). Проигравшая пара получает приз, выигравшая — диплом и приз.

Предлагаемые задания:

I тур.

  1. Все мы знаем, что сильный ветер в каждой стране называется по-своему: циклон, тайфун, бег-виз, ураган, бери-бери, вилли-вилли. Найдите ошибку в данной цепочке. (Бери-бери).
  2. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Кто из ученых создал шкалу силы ветра: Рихтер, Моос, Бофорт, Гиппарх? (Бофорт).
  3. Мы изучили причины возникновения ветра, их три. В предлагаемой цепочке допущена ошибка, найдите ее: разность температур, разность давлений, разность влажности, разный растительный покров. (Растительный покров).
  4. Понижение давления является признаком приближающейся непогоды. С помощью какого прибора мы может это определить: термометр, барометр, гигрометр, ареометр? (Барометр).
  5. Мы помним, что сильные ветры возникают в определенных местах: это теплые моря, горные плато, тайга, пустыни. Найдите ошибку в данной цепочке. (Тайга).
  6. В шкале Бофорта каждый ветер имеет свое название. Они расположены в определенной последовательности: свежий, крепкий, сильный, шторм. В каком месте цепочки эта последовательность нарушена? (Крепкий, сильный).
  7. В нашей стране имеется регион, который чаще других подвергается действию ветров, приносящих огромные бедствия. Какой это регион: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Центральная Россия, Кавказ? (Дальний Восток).
  8. Мы изучили внешние признаки приближающегося урагана. В предлагаемой цепочки три признака дают общую картину надвигающегося бедствия. Один из признаков — лишний, назовите его: облако в виде воронки, грозовое облако, внезапное затишье, нарастающий шум. (Грозовое облако).

II тур.

  1. Причины возникновения ураганов мы знаем, но не все они вызывают одновременно пыльные бури. Из предлагаемых трех причин назовите одну, без которой пыльная буря невозможна: проходящий циклон, разница температур и давления, пашня. (Пашня).
  2. Перед вами набор бытовых приборов: утюг, газовая плита, телевизор, пылесос, холодильник. Принцип работы одного из них напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор? (Пылесос).
  3. Как известно, последствиями ураганов являются: разрушение жилищ, линий электропередачи, эпидемии, пожары, аварии на производстве и др. В данной цепочке названы как первичные, так и вторичные последствия. Но одно из этих последствий всегда вторично, что это? (Эпидемии).
  4. Я прочту вам отрывок из романа Майн Рида «Всадник без головы»: «С северной стороны над прерией внезапно появилось несколько совершенно черных колонн — их было около десяти... Эти огромные столбы то стояли неподвижно, то скользили по обугленной земле, как великаны на коньках, изгибаясь и наклоняясь друг к другу, словно в фантастических фигурах какого-то странного танца. Представьте себе легендарных титанов, которые ожили на прерии Техаса и плясали в неистовой вакханалии».

У американских вихревых ветров есть свое определенное название, выберите его из предложенной цепочки: тайфун, торнадо, циклон, смерч. (Торнадо).

III тур.

Составить наибольшее количество слов из слова барометр. (Бар, бор, бром, борт, бартер, берма, бот, брат, метр, мор, мот, море, мера, март, мат, мата, ром, роба, раб, ретро, рот, ромб, тромб, тема, том, торба, ор, ар).

Дополнительные вопросы

  1. Перед вами названия зимних месяцев: январь, февраль, декабрь. Про какой из них говорят: у него два друга — метель да вьюга? (Февраль)
  2. Кто первый назовет народные приметы бурана?

Собаки по снегу валяются — быть метели.

Солнце выходит столбом — к бурану.

Кошка встает на задние лапы и скребет стены — будет вьюга.

Луна ночью покраснела — жди ветра.

Круг вокруг солнца или месяца — жди продолжительных метелей.

  1. Перед вами названия ветров пустыни, жарких, ядовитых, убивающих все живое: самум, самсунг, сирокко, теббад. Какое из приведенных слов не является названием ветра? (Самсунг).
  2. Вокруг какой параллели чаще всего возникают ураганные ветры? (Вокруг экватора).

Игра «Огонь— друг ивраг человека».

Цели: закрепление знаний учащихся по правилам пожарной безопасности, развитие у них умения анализировать различные ситуации.

Оснащение игры: медицинская аптечка, огнетушитель, плакаты по пожарной безопасности, альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры.

Ход игры.

  1. Вступительное слово учителя.

Перед началом игры учитель (ведущий) обращается к участникам со словами: «Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека, верно служил ему. Огонь с нами и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если ему дать волю, то добро превращается в зло. По причине неосторожного обращения с огнем исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные людьми. Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека. На сегодняшней игре мы еще раз вспомним основные правила пожарной безопасности, повторим основные способы тушения пожаров».

Все участники игры делятся на 3–4 команды, за каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

  1. Игра.

2.1. «Без отгадки не загадка».

1) Участники отгадывают загадки, содержание которых связано с тематикой игры: 1. Красная корова всю солому поела. (Огонь.)

2) От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)

3) Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.)

4) В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички.)

5) Красный бык стоит, дрожит, черный — на небо бежит. (Огонь и дым.)

6) Черный дым валит в окно — очень страшное оно, от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар.)

7) С огнем бороться мы должны, с водою мы напарники, мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? (Пожарники.)

8) Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка, маленькая. (Спичка.)

9) На полу ковер зажег, выпав на пол. (Уголек.)

2.2. «Трое из Простоквашино».

Учащимся предлагается инсценировка по мотивам известного мультфильма «Трое из Простоквашино», которую демонстрируют заранее подготовленные учащиеся старших классов (если такой возможности нет, то фрагмент зачитывает вслух ведущий). Герои сюжета нарушают правило безопасности при обращении с электроприборами и печным отоплением. Каждая группа игроков должна выявить и назвать наибольшее количество нарушений, которые могут привести к возникновению пожара.

Возле окна за столом сидят кот Матроскин и Галчонок. Матроскин читает газету. Из приоткрытой печки слышно потрескивание дров. Стук в дверь.

Галчонок. Кто там? Стук повторяется.

Галчонок. Кто там?

Дверь открывается, входит почтальон Печкин, держа в руках коробку.

Печкин. Это я, почтальон Печкин. Принес посылку от вашего мальчика.

Матроскин вскакивает.

Матроскин. Ура! Это же дядя Федор прислал нам электрическое солнце! Вот здорово! Проходите, дядя Печкин. Чай будете пить? У нас уже вот-вот закипит электросамовар.

Печкин. Я бы с удовольствием, да некогда мне. Дел много. Вы вот тут распишитесь, а я дальше побегу.

Печкин протягивает квитанцию, кот расписывается.

Печкин. Ну, всего хорошего, до свидания.

Матроскин с Галчонком. Спасибо, до свидания, дядя Печкин.

Почтальон уходит, Матроскин открывает коробку и достает электрообогреватель. Не прочитав инструкцию, включает прибор в сеть и устанавливает рядом с покрытым скатертью столом. Садится за стол и продолжает читать газету. Галчонок поднимает крышку самовара и клювом определяет температуру воды.

Матроскин. Мр-р-р-мяу, приятно! Тепло, как в Африке! А то жди, когда наша старая печка истопится.

Слышится мычание коровы. Матроскин вскакивает, бросает газету рядом с обогревателем.

Матроскин. Так ведь это же моя корова! Я же забыл ее подоить!

Матроскин убегает, по дороге пролив на пол ведро с водой. Галчонок улетает вместе с ним. Появляется пес Шарик.

Шарик. Гав, гав! Вот это погода... Стужа. Грязь. Весь день на охоте пробегал, замерз как собака! Все лапы насквозь промочил. Хвост хоть выжимай. А это что?

Смотрит на электрообогреватель.

Это, наверное, дядя Федор прислал нам электрическое солнце. Отлично! Теперь есть хоть где носки посушить, лапы погреть.

Достает мокрые носки, выжимает их над электрообогревателем, вешает их на электроприбор, трогает прибор мокрыми руками, греется.

Ой, как хорошо! Все-таки до чего же дошел прогресс... Ни дров тебе, ни угля... На улице грязь, стужа, а у нас тепло, прямо как в Африке. Да, а где же Матроскин с Галчонком? Пойду их поищу.

Шарик уходит.

2.3. «Немного творчества».

Командам необходимо выполнить рисунок на противопожарную тематику (время выполнения — 5 минут).

2.4. «Есть проблема».

Участникам игры предлагаются ситуации, в которых нарушены правила пожарной безопасности. После предварительного обсуждения учащиеся дают оценку поступкам героев, прогнозируют возможное развитие событий.

  1. Десятилетний Вася шел к маме на работу. Возле сарая одного из домов увидел бочку. Приоткрыв крышку, Вася обнаружил, что бочка полна какой-то жидкости. Достав из кармана спички, зажег одну и бросил ее в бочку.
  2. Шестилетний Павел, оставшись дома один, решил поиграть в кладовой. Туда он отправился, взяв на кухне коробку спичек. Он стал зажигать спички и бросать их в коробку с игрушками.
  3. После уборки территории школы ребята решили сжечь в костре мусор (листья, ветки, осколки шифера и пр.). Коля и Толя стали зажигать спички, а Сережа начал раздувать пламя.
  4. Оля сидела дома и смотрела телевизор. За ней зашла ее подруга Света и позвала гулять во двор. Пока Оля собиралась, Света рассказывала ей последние новости. Забыв про телевизор, девочки побежали гулять.
  1. «Маленькие Айболиты».

Участники демонстрируют навыки в оказании первой медицинской помощи пострадавшему при пожаре. У «пострадавшего» могут быть: ожог руки, открытый перелом руки, отравление угарным газом, сильное кровотечение и другие травмы.

В заключение подводятся итоги, объявляется победитель игры, еще раз акцентируется внимание учащихся на необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Игра-викторина «Правила движения детям надо знать».

Цели: систематизация и контроль знаний учащихся по правилам дорожного движения, развитие у школьников познавательных процессов.

Оснащение игры: эмблемы команд, раздаточный материал (конверты с дорожными знаками, карточки-задания), магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Викторина может проводиться как в урочное, так и во внеурочное время. Класс делится на 3–4 команды (в зависимости от числа учащихся). Игровое занятие организует и проводит учитель. Перед началом викторины он проводит жеребьевку и выдает каждой команде эмблему. После этого ведущий акцентирует внимание учащихся на важности знания и выполнения правил дорожного движения. Примерный текст его выступления: «С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге».

Ход игры:

Конкурс «Знаете ли вы?»

Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ — 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

Вопросы:

  1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
  2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
  3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)
  4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)
  5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)
  6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)
  7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)
  8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)
  9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)
  10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)
  11. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сиденьях автомобиля? (Пристегиваться ремнями безопасности.)
  12. По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)
  13. Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)
  14. Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно при достижении 12 лет.)
  15. В каком возрасте можно получить удостоверение на управление автомобилем? (В 18 лет.)

Конкурс «Узнай знак».

Командам предлагаются конверты с дорожными знаками, которые они должны правильно назвать и объяснить их значение. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за дополнение ответа соперников — 2 балла.

Конверт № 1:

− движение на велосипедах запрещено;

− пешеходный переход;

− въезд запрещен;

− железнодорожный переезд со шлагбаумом;

− место стоянки.

Конверт № 2:

− ремонтные работы;

− велосипедная дорожка;

− пешеходное движение запрещено;

− подземный пешеходный переход;

− место остановки трамвая. Конверт № 3:

− дети;

− пешеходная дорожка;

− движение запрещено;

− место остановки автобуса и (или) троллейбуса;

− уступите дорогу. Конверт № 4:

− надземный пешеходный переход;

− пункт первой медицинской помощи;

− учебное транспортное средство;

− жилая зона;

− остановка запрещена.

Конкурс капитанов «Светофор».

Капитаны команд отвечают на вопросы о назначении и сигналах светофоров, способах перехода проезжей части. Если капитан затрудняется ответить на вопрос ведущего, то ему помогает команда. За самостоятельный ответ капитана команда получает 5 баллов, за ответ с помощью команды — 3 балла.

Вопросы:

  1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)
  2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)
  3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)

Конкурс «Новый знак».

Командам необходимо изобразить на альбомном листе рисунок нового знака, которого, по их мнению, не хватает на дорогах их города или поселка (время на выполнение — 5 минут).

Конкурс «Дорожная ситуация».

Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации. Конкурс оценивается по пятибалльной системе. Ситуации:

  1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?
  2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?
  3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?
  4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?

На последнем этапе игры подводятся итоги, разбираются вопросы, вызвавшие у обучающихся наибольшие трудности. При равном количестве баллов можно предложить участникам игры перечислить основные правила поведения пассажиров. Победителем объявляется команда, которая лучше выполнит это задание. Завершить мероприятие можно демонстрацией учебного фильма по тематике «Безопасность дорожного движения».

В заключение необходимо отметить, что использование игровых занятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует формированию у школьников культуры безопасного поведения, помогает им получить новые знания, лучше овладеть необходимыми в жизни навыками и умениями, повышает их интерес к изучению предмета. Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей и подростков, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, желанием решать разного рода проблемы и участвовать в жизни взрослых. В специально организованной игре применяется и обогащается накопленный учащимися жизненный опыт, развиваются их активность и самостоятельность. Играя, школьники моделируют опасные и экстремальные ситуации, учатся проектировать свои действия в них, развивая умения безопасной жизнедеятельности.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
  4. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Т. Ц. Сфера, 2004. — 448 с.
  5. Черемисов Н. С., Гребенникова Е. В. Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. — СПб: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2009, — 74 с.
Основные термины (генерируются автоматически): команда, пожарная безопасность, дорожное движение, игра, ситуация, III, дидактическая игра, огонь, тур, игровая деятельность.

Похожие статьи

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Социальная работа в сфере организации досуговой деятельности детей

Досуг традиционно представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Свободное время является одним из важных компонентов формирования индивидуальности молодого человека. В данной статье рассматривается теоретический анализ досуговой ...

Психолого-педагогические условия адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу средствами кинезиологии

В статье исследуются особенности адаптации студентов к учебному процессу в вузе на начальных этапах обучения, возможности психотерапевтической и образовательной кинезиологии в создании условий эффективной адаптации студентов-первокурсников к учебному...

Эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается роль и значение эколого-краеведческого подхода в предметном обучении учащихся, направленных на формировании знаний у учащихся эколого-краеведческого характера. Авторы предлагают систему заданий, направленных на развитие ЭКУИД...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Похожие статьи

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Социальная работа в сфере организации досуговой деятельности детей

Досуг традиционно представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Свободное время является одним из важных компонентов формирования индивидуальности молодого человека. В данной статье рассматривается теоретический анализ досуговой ...

Психолого-педагогические условия адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу средствами кинезиологии

В статье исследуются особенности адаптации студентов к учебному процессу в вузе на начальных этапах обучения, возможности психотерапевтической и образовательной кинезиологии в создании условий эффективной адаптации студентов-первокурсников к учебному...

Эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается роль и значение эколого-краеведческого подхода в предметном обучении учащихся, направленных на формировании знаний у учащихся эколого-краеведческого характера. Авторы предлагают систему заданий, направленных на развитие ЭКУИД...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...