Статья посвящена мерам совершенствования взаимодействия правоохранительных органов в предотвращении незаконного оборота оружия. В статье приводится правовой анализ взаимодействия правоохранительных органов в области регулирования незаконного оборота оружия. Отмечена необходимость осуществления совместной деятельности государственных органов по борьбе с незаконным оборотом оружия. Указаны предложения по улучшению эффективности правоохранительных органов в сфере незаконного оборота оружия.
Особая опасность преступности в сфере незаконного оборота оружия объясняется не только причиненными обществу значительными материальными убытками, потерей значительным числом его граждан жизни, здоровья, имущества, но и более широким спектром негативных последствий. К таким относится, в частности, формирование и распространение в обществе ценностных ориентаций на вседозволенность и моральное развращение десятков и сотен тысяч людей.
Стоит напомнить, что незаконный оборот оружия — это сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ. Распространение незаконного оборота оружия в России повторило путь большинства стран постсоветского периода, чему способствовали такие факторы, как хищение на различных, в том числе — военных предприятиях; рост организованной преступности; нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей.
Возрастающие масштабы находящегося в незаконном обороте оружия причиняют реальную угрозу общественной безопасности в обществе.
Взаимодействие полиции с иными субъектами в сфере обеспечения публичной безопасности и порядка — это вид правоотношений, в которые вступают органы полиции разного уровня с правоохранительными органами, другими органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, их объединениями с целью повышения эффективности деятельности по обеспечению публичной безопасности и порядка, путем организации и планирования совместных мероприятий в этой сфере, объединения информационных, технических, человеческих и иных ресурсов для совместного их использования.
Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений, позволяет выделить такие формы взаимодействия полиции с другими государственными органами (в том числе других государств) в сфере обеспечения публичной безопасности и порядка:
– осуществление в пределах полномочий, предусмотренных законом, международного сотрудничества, участие в разработке проектов и заключении международных договоров по вопросам обеспечения публичной безопасности и порядка, а также обеспечение их выполнения;
– осуществление информационного взаимодействия с другими органами государственной власти, органами правопорядка иностранных государств и международными организациями;
– направление обращений в пределах своей компетенции с запросами в органы правопорядка (правоохранительные органы) других государств или международных организаций полиции в соответствии с законом;
– организация приема-передачи лиц, находящихся под стражей на государственной границе или за ее пределами;
– использование баз (банков) данных других государственных органов, осуществления информационно-поисковой и информационно-аналитической работы, а также обработки персональных данных в сфере обеспечения публичной безопасности и порядка;
– обеспечение защиты государственных и собственных интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
– взаимодействие с органами государственной власти по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения полицейских и членов их семей;
– участие в определении основных направлений развития науки и образования по вопросам деятельности полиции, в организации и проведении соответствующих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, криминологических и социологических исследований, а также во внедрении их результатов в образовательный процесс и практическую деятельность и др.
Взаимодействие правоохранительных органов в предотвращении незаконного оборота оружия следует рассматривать в нескольких аспектах: во-первых, это взаимодействие между правоохранительными органами по горизонтали и по вертикали; во-вторых, это взаимодействие между правоохранительными органами и общественностью и общественными организациями; в-третьих, это взаимодействие правоохранительных органов с различными международными организациями.
Стоит согласиться с мнением относительно того, что политико-правовые реалии формирования в России гражданского общества и демократического, социального, правового государства с действенной системой профилактики правонарушений характеризуются определенным дисбалансом в отношениях органов местного самоуправления и правоохранительных органов, что обусловливает необходимость поиска таких механизмов взаимодействия между указанными структурами, которые бы основывались на отношениях не подчиненности, а партнерства. При этом, взаимодействие между субъектами местного самоуправления и правоохранительными органами в качестве подсистем публичной власти имеет несколько основ.
Во-первых, в силу конституционных положений они имеют единственный источник властных полномочий — народ, что дает основание некоторым ученым утверждать о их единстве.
Во-вторых, взаимодействие государственной власти и местного самоуправления определяется определенной условностью выделения круга дел, отнесенных к ведению местного самоуправления вопросов местного значения. Любой общий вопрос является в то же самое время и местным для каждой отдельной территории, и, наоборот, в решении многих местных вопросов участвует общегосударственный интерес.
В-третьих, хотя система местного самоуправления является низовым звеном в системе административного управления, что непосредственно соприкасается с потребностями населения, на наш взгляд, ее нельзя рассматривать «автономно» от системы исполнительной власти. Ведь и исполнительная власть, и местное самоуправление призваны выполнять интегративную роль социальной системы, имеющей целью поддержание ее целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивает функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства [1].
Участие общественности в правоохранительной и правозащитной деятельности уходит своими корнями в вековые традиции. Она осуществлялась на протяжении многих веков существования нашего общества и государства. Свою многолетнюю историю имеет и участие граждан в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями. Если в доклассовом обществе упорядочение общественных связей и отношений и обеспечения порядка регулировались обычаями и традициями, то с разделением труда, появлением частной собственности и классов основными регуляторами общественного порядка выступили мораль и право, которые стали охраняться обществом и государством.
Взаимодействие правоохранительных органов и общественности происходит в определенных формах, под которыми необходимо понимать внешнее выражение совместной правоохранительной деятельности работников полиции и населения в сфере охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями. Чаще всего к ним относят:
– совместное патрулирование, рейды, обходы, осмотры;
– совместное планирование мероприятий по охране общественного порядка;
– инструктирование сотрудниками правоохранительных органов, членов общественных формирований;
– обмен информацией об оперативной обстановке (совершение преступлений, похищение вещей, массовые беспорядки и тому подобное);
– проведение совместных совещаний, семинаров и сборов по правоохранительной тематике;
– специальная и правовая подготовка граждан, желающих выполнять правоохранительные функции и другие.
Не вызывает сомнений также и то, что изучить все стороны взаимодействия можно лишь на основе классификации известных правоохранительной практике вариантов связей и контактов правоохранительных органов и граждан. Именно такая классификация позволяет обеспечить правильную ориентацию в их массиве.
Общегосударственная профилактика уголовных правонарушений предполагает, прежде всего, такое развитие общества и государства в сферах экономики, права, политики, идеологии, культуры и быта, которое способствовало бы устранению или преодолению негативных сторон общественной жизни, которые могут проявиться уже и как причины и условия преступности. При этом суть правового регулирования как раз и заключается в том, что правовые нормы стимулируют социально полезное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности, тем самым создавая условия для оптимального осуществления предупредительной деятельности, а предупредительная роль права — в таком регулировании сфер общественной жизни, при котором существующие негативные причины совершения правонарушений или устраняются или их путь надежно блокируется.
Одним из таких факторов является взаимодействие различных по своей юридической природе и сущности субъектов профилактики правонарушений с правоохранительными органами. Взаимодействие правоохранительных органов с общественными объединениями — это предусмотренная законами и ведомственными нормативными актами, согласованная за своими целями, задачами деятельности всех субъектов предупреждения правонарушений, которая направлена на недопущение возникновения причин и условий правонарушений, их профилактике, налаживание связей с населением и общественностью, разработку совместных мер по предупреждению правонарушений и улучшение общественного порядка и общественной безопасности в государстве.
Обобщение наработанного опыта взаимодействия правоохранительных органов государства с общественными формированиями дало возможность прийти к выводу, что такое сотрудничество осуществляется в различных формах. Одной из таких форм является внешнее взаимодействие между общественными объединениями (формированиями), специально образованных для содействия правоохранительным структурам в деятельности по укреплению общественного порядка и общественной безопасности. Внешнее взаимодействие органов внутренних дел с другими государственными органами, общественными организациями, населением направлена в особых условиях на:
– обеспечение оптимального решения задач по локализации чрезвычайных событий и ситуаций, ликвидации их последствий;
– нормализацию обстановки путем объединения усилий государственных органов, ведомств, общественных организаций и населения;
– исключение дублирования в их деятельности во время решения этих задач;
– максимально эффективное использование сил и средств, а также специфических форм и методов деятельности взаимодействующих субъектов;
– привлечение к охране порядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий общественности и населения.
Совместная деятельность правоохранительных органов и общественности в борьбе с незаконным оборотом оружия, так как и вообще с правонарушениями, является одним из направлений совершенствования правоохранительной деятельности. Это особенно важно сейчас, когда углубляются процессы дифференциации и интеграции правоохранительных структур и населения, которые находят отражение в самых различных сферах жизни общества.
Следует добавить, что на местном уровне задачи управления в сфере профилактики незаконного оборота оружия достигаются в большинстве случаев именно благодаря взаимодействию. Невозможно представить, как при отсутствии согласования действий, решений, других форм и способов взаимодействия органы местного самоуправления и исполнительной власти могут полноценно реализовывать определенную законом компетенцию, в частности, и в профилактической сфере. Их взаимодействие выступает соединительным элементом всего механизма, что позволяет обеспечивать эффективную деятельность по достижению цели органов местного управления по обеспечению законности и правопорядка.
Итак, под взаимодействием правоохранительных органов и органов местного самоуправления следует понимать их согласованные действия (за целями, задачами, направлениями), ориентированные на недопущение или пресечение правонарушений, привлечения лиц к ответственности, а также формирование у общественности позитивного отношения к соответствующих норм и правил общественного сожития.
На государственном и межрегиональном уровнях организация и проведение совместных комплексных мер по борьбе с незаконным оборотом оружия осуществляется на основании отдельных нормативных документов. Нужно отметить, что правоохранительные органы полностью контролируют оборот только служебного огнестрельного оружия. Большая часть оборота оружия: производство, импорт, экспорт, использование, хранение, утилизация и т. п. — осуществляется Министерством обороны, Службой безопасности, и другими ведомствами, которые находятся вне компетенции полиции. Однако все недостатки в деятельности указанных ведомств и организаций по контролю за оборотом оружия в конечном итоге напрямую влияют на криминогенную ситуацию в этой области и деятельность органов полиции. Среди основных форм взаимодействия указанных ведомств в сфере предотвращения незаконного оборота оружия можно назвать такие:
а) выработка общей стратегии борьбы с преступностью в этой области (такое взаимодействие должно строиться на основе информационно-аналитической работы, которая включает анализ, прогнозирование и оценку деятельности);
б) организация и проведение совместных комплексных операций для противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия;
в) рабочие встречи с целью повышения оперативности взаимного информирования, обмен опытом и т. п.
Как уже отмечалось, отличительной чертой незаконного оборота оружия на сегодня является то, что помимо увеличения объемов, меняются его качественные характеристики: он приобретает организованный и транснациональный, а в периоды обострений социально-экономических противоречий и политический характер. Регулярные сообщения о взрывах гранат, вооруженные нападения и многочисленные схроны в мирных городах все чаще указывают на огромную брешь со стороны государства в этом вопросе.
Таким образом, говоря о взаимодействии правоохранительных органов в предотвращении незаконного оборота оружия, мы имеем в виду такие его аспекты:
– во-первых, это взаимодействие между правоохранительными органами по горизонтали и по вертикали;
– во-вторых, это взаимодействие между правоохранительными органами и общественностью и общественными организациями;
– в-третьих, это взаимодействие правоохранительных органов с различными международными организациями.
Для повышения эффективности взаимодействия правоохранительных органов в предотвращении незаконного оборота оружия, прежде всего, необходимо создание нормативных оснований, то есть создание, обсуждение, утверждение комплексных программ профилактики преступности.
В этих программах, соответственно, должны быть предусмотрены определенные меры, например: общие методические совещания и семинары по вопросам разработки предложений и подготовки информационных материалов о предупреждении преступности вообще и определенных ее видов; координация усилий при проведении мер и создание с этой целью рабочих групп, обмен опытом и распространение положительного опыта между правоохранительными органами по горизонтали; проведение совместных научно-практических семинаров и конференций с целью совершенствования этого взаимодействия. Кроме того, важным является привлечение международных правоохранительных и правозащитных организаций в организации предотвращения незаконного оборота оружия в России.
Литература:
- Аккаева Х. А. Взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов в деятельности по борьбе с незаконным оборотом оружия //Теория и практика общественного развития. 2015. № 12.