Нормативно-правовой проект «Правила поведения на воздушном транспорте» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна Актуальная тема исследования

Рубрика: Право

Опубликовано в Юный учёный №4 (45) апрель 2021 г.

Дата публикации: 09.03.2021

Статья просмотрена: 676 раз

Библиографическое описание:

Филичкин, П. Н. Нормативно-правовой проект «Правила поведения на воздушном транспорте» / П. Н. Филичкин, Т. А. Белобородова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 112-120. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2394/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена разработке предложений по созданию правил поведения на воздушном транспорте, как сегмента системы по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации.

Акцент в статье сделан на частный аспект данной проблемы, в частности, на выработку мер профилактики деструктивного поведения пассажиров на борту воздушного судна и в аэропорту.

Статья состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений.

Первая глава посвящена исследованию деструктивного поведения как акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Во второй главе рассматриваются правила поведения, как мера предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельности гражданской авиации. Третья глава представляет собой разработку предложений по созданию нормативно-правовой системы по предотвращению актов незаконного вмешательства в гражданскую авиацию Российской Федерации.

Список сокращений

РФ — Российская Федерация

АБ — авиационная безопасность.

АНВ — акт незаконного вмешательства.

ВК РФ — Воздушный кодекс Российской Федерации.

ВС — воздушное судно.

ГА — гражданская авиация.

ДП — деструктивный пассажир.

ИАТА — Международная ассоциация воздушного транспорта.

ИКАО — Международная организация гражданской авиации.

КВС — командир воздушного судна.

Минтранс РФ Министерство транспорта Российской Федерации

Росавиация — Федеральное агентство воздушного транспорта.

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

Правила правила поведения пассажиров на воздушном транспорте

Актуальность проблемы исследования , связана с тем, что авиация — это наиболее стремительно развивающийся вид транспорта. Спрос на воздушные перевозки достиг беспрецедентных масштабов. Учитывая, что каждый день все больше людей используют воздушный транспорт, вполне можно ожидать, что на борту воздушных судов будет возникать все больше инцидентов, связанных с недисциплинированным и нарушающим порядок поведением.

Данные действия связаны с нападениями на членов экипажа и пассажиров, драками между пассажирами, находящимися в состоянии интоксикации, отказом прекратить курение или употребление спиртных напитков, несанкционированным использованием электронных устройств, разрушением бортового оборудования и прочими нарушающими общественный порядок поступками.

Последствия таких действий могут создавать угрозу безопасности выполнения полета, жизни лиц, находящихся на борту воздушного судна (ВС), быть причиной нарушения плана полета, необоснованных затрат на внеплановую (вынужденную) посадку и т. д.

Беспрецедентный рост такого рода инцидентов в последнее время вполне объяснимо вызывает тревогу у мирового авиационного сообщества. В контексте международной аргонизация гражданской авиации (ИКАО) термин «недисциплинированный или нарушающий порядок пассажир» всегда использовался в отношении пассажиров, не соблюдающих правила поведения на борту воздушных судов или не выполняющих указания членов экипажа и тем самым нарушающих порядок и дисциплину на борту воздушных судов.

Учитывая международно-правовые нормы, опыт российских и иностранных авиакомпаний, законодательные инициативы, а также результаты научных исследований, необходимо использование комплексного институционального подхода к решению проблемы «недисциплинированных пассажиров».

Цель исследования — разработать предложения по созданию правил поведения по предотвращению возникновения инцидентов на борту воздушного судна.

Объект исследования — деструктивное поведение пассажиров на воздушном судне.

Предмет исследования — предотвращение деструктивного поведения пассажиров на воздушном судне.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования :

  1. Рассмотреть деструктивное поведение, как акт незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
  2. Охарактеризовать понятие деструктивного пассажира и причин деструктивного поведения.
  3. Разработать предложения по созданию правил поведения по предотвращению деструктивного поведения пассажиров на воздушном судне.

Методы исследования : анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, классификация.

Теоретическая значимость исследования заключается в сборе материалов научной литературы по проблемам деструктивного поведения пассажиров на воздушном судне, которые могут стать полезными для проведения дальнейших исследований в данной сфере.

Практическая значимость исследования выработка рекомендаций по совершенствованию нормативной — правовой базы в данной сфере.

Продукт проекта. Создание «Памятки для авиапассажира».

Структура исследования . Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников, перечня сокращений и обозначений, приложения.

Деструктивное поведение как акт незаконного вмешательства в деятельность ГА РФ

Деструктивное поведение

На современном этапе развития гражданской авиации во всем мире постоянно возрастает число случаев, связанных с различными видами преступлений со стороны пассажиров, таких как [11]:

– нападения на членов экипажа или пассажиров;

– драки пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

– неспособность временно отказаться от курения или употребления алкоголя;

– злонамеренное повреждение пассажирских сидений и оборудование интерьера салона;

– несанкционированное использование электронных устройств;

– уничтожение и хищение бортового аварийно-спасательного оборудования;

– другие действия, нарушающие общественный порядок.

В практике гражданской авиации на сегодняшний день выделяется четыре уровня, которые характеризуют степень выраженности и опасности деструктивного поведения пассажиров [9, с. 50]:

  1. Нарушение дисциплины (нецензурная речь, угрозы, курение на борту самолета, в здании аэропорта).
  2. Угрозы (устные угрозы физического насилия и т. д.) в отношении других пассажиров, сотрудников аэропорта или членов экипажа воздушного судна.
  3. Угроза жизни человека (угроза применения оружия, применение физической силы) относительно других пассажиров, сотрудников аэропорта или членов экипажа воздушного судна.
  4. Попытка или фактическое проникновение в кабину и захват самолета, а также нанесение телесных травм другим пассажирам, сотрудникам аэропорта или членам экипажа воздушного судна.

Наиболее распространенный тип деструктивного поведения в современной гражданской авиации — первый уровень. В основном, пассажиры курят в туалетных комнатах, некоторые пытаются курить прямо в салоне, но такие пассажиры обычно находятся в состоянии сильного алкогольного опьянения [4, с. 107].

Наиболее частым явлением в современной гражданской авиации является деструктивное поведение, выраженное в оскорблении членов экипажа. Такие пассажиры оскорбляют не только членов экипажа, но и находящихся рядом других пассажиров. Количество нарушений второго типа всегда составляет меньший процент. Случаев деструктивного поведения третьего и четвертого уровней в современной гражданской авиации практически не регистрируется, не считая отдельных случаев, когда самолет захватывают представители террористических организаций или преступники. [11].

Курение, словесные оскорбления, несоблюдение инструкций по безопасности, физическая опасность и использование мобильного телефона являются наиболее частыми правонарушениями на борту ряда авиакомпаний.

Важно понимать, что любое деструктивное поведение пассажиров на борту может привести к угрозе безопасности пассажиров и членов экипажа, материальному ущербу авиакомпании из-за незапланированных посадок и нарушения расписания полетов, которые в современной гражданской авиации крайне нежелательны.

Кроме того, как указывают источники, деструктивное поведение пассажиров может быть выявлено и до того, как самолет покинет аэропорт. Как правило, факт деструктивного поведения в этот момент приводит к задержкам рейсов, продолжительность которых может составлять от 5 до 60 минут, что крайне невыгодно как для самих аэропортов, так и для авиакомпаний [3, с. 214].

Если деструктивный пассажир представляет высокий риск для безопасности полета, КВС может принять решение совершить экстренную посадку ВС в ближайшем по пути следования аэропорту.

По статистике разных стран, из-за деструктивного поведения авиакомпании насчитывают примерно 40 задержек рейсов в год, связанных с деструктивным поведением пассажиров в период, пока воздушное судно еще не поднялось в воздух [6, с. 106].

Задержка рейса по этой причине и удаление пассажира с борта ВС влечет за собой повторную проверку места нахождения пассажира в самолете и, как следствие, также задержку рейса. Стоимость вынужденной посадки для высадки недисциплинированного пассажира варьируется от 10000 до 200000 долларов USA.

Впервые случаи хулиганства на борту воздушного судна был зафиксирован в 1947 году. Пассажир в состоянии алкогольного опьянения, на борту самолета, следовавшего из Гаваны в Майами, применил физическое насилие в отношении другого пассажира и членов экипажа. Когда самолет прибыл в пункт назначения, буйный пассажир был передан властям, однако, наказания не понес из-за пробелов действовавшего тогда законодательства. Право не предусматривало такого понятия, как хулиганство на борту воздушного судна, а осудить за обычное хулиганство не смогли по причине, не установленной юрисдикции [8, с. 33].

Ни законодательство стран, ни международное право не указывало, власти, какой страны правомочны привлекать за такие нарушения: страны гражданства пассажира или регистрации воздушного судна, или регистрации авиакомпании, или страны, куда прибыл пассажир. Этот факт и послужил основой для появления понятий «воздушный хулиган», «авиадебошир», а позднее — «недисциплинированный пассажир», «деструктивный пассажир» [10].

По оценкам ИАТА, деструктивные пассажиры ежегодно подвергают угрозе около 3,3 миллиарда законопослушных пассажиров [12].

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) провела исследование, в котором были выявлены статистические данные, о количестве нарушителей порядка в воздухе на 100 000 пассажиров в 2012–2018 годах по всему миру. Данные представлены на рис. 1. 2.

Количество нарушителей порядка в воздухе на 100 000 пассажиров в 2012–2018 годах по всему миру. (по данным ИАТА)

Рис. 1.Количество нарушителей порядка в воздухе на 100 000 пассажиров в 2012–2018 годах по всему миру. (по данным ИАТА)

Количество нарушений порядка в воздухе в 2012–2018 годах в % отношений по всему миру. (по данным ИАТА)

Рис. 2. Количество нарушений порядка в воздухе в 2012–2018 годах в % отношений по всему миру. (по данным ИАТА)

Наибольшее количество нарушений пассажиров относится к курению (32,82 %), нарушению общественного порядка (28,25 %) и алкогольному опьянению (23,67 %).

Сообщения о таких инцидентах не ограничиваются одной авиакомпанией, страной, клиентурой, конкретным классом обслуживания или типом и продолжительностью полета. Подобные случаи вызывают особую обеспокоенность у международного сообщества [6, с. 107].

Понятие деструктивный пассажир

Под «недисциплинированными» или «нарушающими порядок» пассажирами понимаются лица, не соблюдающие правила поведения на борту воздушных судов или не выполняющие указания членов экипажа и тем самым нарушающие порядок и дисциплину на борту воздушных судов. Однако наряду с этим существует и такая категория пассажиров, как деструктивные пассажиры.

Понятия конструктивное и деструктивное поведение известны человечеству со времени развития психологии и выведения ее в раздел науки.

Конструктивное поведение направленно на решение конфликтных ситуаций путем сохранения мира и дружелюбной обстановки, а деструктивное — основная причина возникновения жизненных проблем, недопонимания, отсутствия любви и счастья.

Деструктивное поведение — это поведение, не соответствующее общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья [5, с. 204].

Деструктивное поведение человека имеет две основных формы [7, с. 60]:

  1. Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдения дисциплины, грубые проступки).
  2. Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).

Все формы деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир, однако, имеют связь с нарушениями деятельности центральной нервной системы.

Деструктивный пассажир — этот тот человек, который намеренно совершает на борту воздушного судна определенное правонарушение, часто не задумываясь о последствиях. Такие лица как осознанно, так и под влиянием различных факторов, вступают в открытый конфликт как с сотрудниками аэропорта или членами экипажа, так и с другими пассажирами.

Некоторые деструктивные пассажиры впоследствии жалеют о содеянном, другие же, наоборот, гордятся своими поступками и не хотят признавать себя виноватыми, обвиняя в своем поведении других людей или обстоятельства.

Деструктивные пассажиры могут отличаться как девиантным, так и делинквентным поведением. Проблема классификации деструктивных пассажиров состоит в том, что если делинквентные пассажиры совершают поступки, ответственность за которые закреплена в Уголовном кодекс Российской Федерации [2], то тех, кто отличается девиантным поведением, очень сложно наказать за их поступки, поскольку они не приносят прямого вреда окружающим [8, с. 34].

Причины проявления деструктивного поведения

Причины деструктивного поведения обычно кроются в самой природе человека, в особенностях его психики и физиологии [10]:

  1. Алкогольное, наркотическое или токсикологическое опьянение.
  2. Усталость пассажира, стресс от перелета (особенно во время длительного перелета).
  3. Особенности психики пассажира:

– невроз или стресс могут быть связаны с какими-то личными факторами, а не с перелетом;

– страх полетов — аэрофобия;

– страх нахождения в замкнутом пространстве либо рядом с большим количеством людей;

– психические заболевания, которые могут проявляться под воздействием стресса;

  1. Курение (на высоте никотин действует иначе, чем на земле, что может вызвать неадекватное поведение пассажира в ответ на замечание).

Выводы по первой главе

В результате проведенных исследований, ученые составили психологический портрет типичного «самолетного» дебошира. Как оказалось, чаще всего деструктивно на борту воздушного судна ведут себя взрослые мужчины, редко летающие и эгоистичные по характеру [13].

В Международном университете американского штата Флориды провели анализ большинства происшествий, по результатам которого смогли составить примерный психологический портрет человека, наиболее склонного устроить «дебош» в салоне самолета.

Исследователи опросили 750 взрослых человек. Они оценили импульсивность, самоконтроль и эгоцентризм добровольцев, а также соотнесли это с их полом.

Также специалисты задавали вопросы о том, какое поведение характерно для людей во время полета.

Например, могут ли они преждевременно откинуть спинку кресла или поскандалить с соседями по салону.

Результаты исследования показали, что чаще всего деструктивно ведут себя те, кто редко пользуется самолетом. Наиболее опытные путешественники предпочитают вести себя сообразно принятым на борту правилам. Также было установлено, что мужчины более склонны устроить беспорядок, чем женщины. Кроме того, ученые установили, что склонность к антисоциальному поведению напрямую зависит от эгоцентризма человека [13].

Правила поведения на воздушном транспорте, как мера предотвращения АНВ в деятельность ГА РФ

«Правила поведения пассажиров»

Пассажиры обязаны.

– безоговорочно выполнять требования командира воздушного судна и рекомендации других членов экипажа;

– соблюдать дисциплину и порядок;

– выключать или переключать в автономный режим работы (авиарежим) электронные устройства по требованию членов экипажа на любом этапе полета.

Пассажиры имеют право.

– требовать предоставления всех услуг, предусмотренных условиями договора воздушной перевозки, указанными на бланке бумажного авиабилета, на сайте авиакомпании в процессе оформления электронного билета или в офисах продажи;

– в случае если их жизни, здоровью или личному достоинству угрожает опасность — обращаться к работникам авиапредприятия и требовать у них защиты [14].

Пассажирам запрещается.

– создавать ситуации, угрожающие безопасности полета или жизни, здоровью и личному достоинству других пассажиров, а также авиаперсонала, допускать по отношению к ним любое оскорбление — словесное или физическое:

– употреблять алкогольные напитки, кроме тех, что были предложены на борту воздушного судна;

– курить (в том числе электронные сигареты) на борту самолетов в течение всего полета;

– создавать условия, не комфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа;

– портить принадлежащее авиапредприятию имущество и/или выносить его с борта самолета.

– заведомо ложное, в том числе имеющее характер шутки, сообщение пассажира о наличии в багаже оружия/взрывных устройств/опасных веществ в ряде случаев может быть признано ложной информацией о готовящихся взрывах/терактах и квалифицировано как преступление, предусмотренное ст. 207 Уголовного Кодекса Российской Федерации. За данное преступление пассажир может быть оштрафован или подвергнут иному наказанию, установленному данной статьей [2].

В случае нарушения перечисленных выше требований, современное международное воздушное право, национальное законодательство 166 государств, ратифицировавших Конвенцию «О преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963г.), в том числе — Российской Федерации, предусматривают:

Правила предусматривают санкции

– применение мер принуждения к лицу, отказывающемуся выполнять распоряжения командира воздушного судна;

– удаление пассажира-нарушителя с борта самолета в ближайшем пункте его посадки, а в случае совершения самолетом вынужденной посадки — возмещение пассажиром дополнительных расходов, понесенных авиакомпанией в результате его недопустимого поведения;

– передача такого пассажира в правоохранительные органы независимо от государства посадки;

– возмещение пассажиром материального ущерба, причиненного им авиакомпании вследствие порчи принадлежащего ей имущества;

– тюремное заключение (в отдельных странах — сроком до 10-и лет), в случае заведомо ложного, в том числе имеющее характер шутки, сообщение пассажира о наличии в багаже оружия/взрывных устройств/опасных веществ в ряде случаев может быть признано ложной информацией о готовящихся взрывах/терактах и квалифицировано как преступление, предусмотренное ст. 207 Уголовного Кодекса Российской Федерации. За данное преступление пассажир может быть оштрафован на сумму до 1000000 рублей или подвергнут иному наказанию, установленному данной статьей (до 5 лет) [2];

– наложение денежного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях часть 6 Статьи 11.17 введена Федеральным законом РФ от 21.12.2009г № 336-ФЗ) (в отдельных странах — размером более $20000), или административный арест на срок до пятнадцати суток (в отдельных странах — сроком на 10 лет);

– лишение пассажира права дальнейшего пользования услугами перевозчика, в том числе — расторжение уже заключенного договора о воздушной перевозке, без компенсации его стоимости;

– аннулирование виз, выданных как Российской Федерацией, так и другими государствами;

– придание инциденту максимальной публичной огласки в СМИ и на специальных интернет-сайта. [14].

Выводы по второй главе

На данный момент пассажир имеет больше прав, чем обязанностей, но с введением единых правил поведения, каждый пассажир должен индивидуально нести ответственность за собственное состояние и поведение.

В данный момент они могут действовать только тогда, когда пассажир уже создал чрезвычайную ситуацию, что неправильно, поскольку нахождение на воздушном судне с потенциально деструктивным пассажиром может нанести вред большому количеству людей, а потому такие ситуации лучше предотвращать до тех пор, пока пассажир не оказался на борту воздушного судна [14].

Разработка предложений по созданию нормативно-правовой базы РФ

Рекомендации по внесению изменений в нормативно-правовые документы РФ

Учитывая международно-правовые нормы, опыт российских и иностранных авиакомпаний, законодательные инициативы, а также результаты научных исследований, необходимо использование комплексного институционального подхода к решению проблемы «недисциплинированных пассажиров», направленного, прежде всего, на предупреждение правонарушений.

В целях соблюдения норм, правил и процедур авиационной безопасности, обеспечение безопасности полетов, повышения качества предоставляемых услуг, предупреждения нарушений общественного порядка и других правонарушений, совершаемых на борту воздушных судов и в аэропортах гражданской авиации, необходимо принять на законодательном уровне правила поведения пассажиров (далее «Правила») регламентирующие права и обязанности пассажиров.

Как было выявлено в ходе исследования, на сегодняшний день законодательство в сфере предотвращения деструктивного поведения пассажиров на борту воздушного судна и в аэропорту сильно ограничено.

Поэтому можно рекомендовать разработать и утвердить специальный федеральный закон «О борьбе с деструктивном поведением пассажиров воздушного судна в Российской Федерации», который будет в полной мере удовлетворять все актуальные потребности в данном направлении.

Данный закон, несомненно, должен быть основан на действующем на сегодняшний день российском законодательстве, но также должен расширять сферу компетенции сотрудников авиакомпаний и аэропортов.

Так, прежде всего, в соответствии с этим законом, каждый пассажир должен иметь возможность ознакомиться с «Правилами» до приобретения билета, как на официальном сайте Росавиации Министерства транспорта РФ, так и на официальных сайтах авиакомпаний, как на русском, так и на английском языках, а также на языке того государства, куда будет совершен авиаперелет.

В данном законе должны также прописываться обязанность авиаперевозчика и аэропортов, предоставить возможность пассажирам ознакомится с «Правилами» в аэропорту по средствам информационных электронных табло, бесплатных буклетов, находящихся на информационных стойках в залах ожидания, информирования пассажиров по громкоговорящей связи на русском и английском языках о необходимости ознакомления с данными «Правилами».

Кроме того, в соответствии с введением данного закона, должны вноситься некоторые поправки в Воздушный кодекс РФ.

Проект внесения изменений в Воздушный кодекс РФ

  1. Внести изменения: В статью 56 пунктом 6 следующего содержания:

«В состав экипажа гражданского воздушного судна по решению перевозчика могут входить инспекторы сопровождения воздушного судна , имеющие специальную физическую подготовку, основной обязанностью которых является предотвращение и пресечение правонарушений на борту воздушного судна [1].

Во время нахождения воздушного судна в полете инспекторы сопровождения воздушного судна подчиняются командиру воздушного судна».

  1. Внести изменения : В пункте 2 Статьи 57.

«Командир воздушного судна отвечает за дисциплину и порядок на борту» дополнить словами «а также за соблюдением лицами, находящимися на борту, утвержденных законодательством «Правил поведения на борту воздушного судна» [1].

Выводы по третьей главе

В третьей главе, которая называется: «Разработка предложений по созданию нормативно-правовой системы по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Российской Федерации», были сделаны следующие выводы:

  1. Чтобы эффективно внедрять изменения в практику работу авиакомпаний, важно постоянно совершенствовать как локальную, так и федеральную нормативную базу, которая будет содержать, в том числе единые правила поведения пассажиров.
  2. Необходимо разработать и утвердить специальный федеральный закон «О борьбе с деструктивном поведением пассажиров воздушного судна в Российской Федерации», который будет в полной мере удовлетворять все актуальные потребности в данном направлении.
  3. Внести в законодательство РФ изменения, обеспечивающие создания единой системы состояние защищенности от АНВ, в том числе изменения в Воздушный кодекс РФ

Заключение

Результаты выполненного исследования убедительно подтверждают наличие тенденции роста случаев деструктивного поведения пассажиров на борту воздушного судна, что превращает их в реальную угрозу для безопасности полетов. Вместе с тем должного внимания обозначенной проблеме не уделяется, что подтверждается отсутствием в гражданской авиации единого комплексного подхода к регулированию проблемы деструктивного поведения пассажиров на борту воздушного судна.

Прежде всего, необходимо повысить уровень правового обеспечения проблемы. При этом принять участие в разработке единого международного нормативного документа, регулирующего принципы профилактики деструктивного поведения пассажиров на борту воздушного судна и аэропортах. Документ должен включать унифицированные нормы, в равной мере актуальные для каждого государства. В качестве предложения это может быть «Конвенция о предотвращении незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации».

Не менее важным является направление, ориентированное на разработку и внедрение единых международных правил поведения на борту ВС. Актуальность и значимость этого направления в условиях глобального мира очевидны.

Продукт проекта

Создано предложение о внесении изменении в нормативно-законодательную базу РФ.

На основании проделанной работы была составлена брошюра «Правила поведения на воздушном транспорте».

Приложение

Памятка для авиапассажира

1. Как вести себя авиапассажиру.

1.1 Как вести себя в аэропорту.

По прибытии в аэропорт турист должен зарегистрироваться на рейс. Также сделать это можно посредством сайта авиакомпании. Если регистрация осуществляется в аэропорту, нужно пройти на регистрационную стойку, где туристу необходимо предоставить следующие документы:

– паспорт;

– авиабилет;

– свидетельство о рождении ребенка (при путешествии с детьми).

После проверки данных сотрудник авиакомпании выдаст посадочный талон. В нем указана информация о рейсе: время вылета и начало регистрации на рейс, номер кресла в самолете, номер выхода (гейта) на посадку. Затем турист должен зарегистрировать и сдать свой багаж. Его проверяет служба авиационной безопасности аэропорта.

Внимание. Во избежание конфликтных ситуаций, не рекомендуется перевозить в багаже запрещенные предметы и вещества. О правилах перевозки багажа и грузов можно прочитать на сайте авиакомпании, воздушным судном, которой летит путешественник.

После проверки багажа туристу выдают багажную квитанцию. Это только в том случае, если багаж сдают в грузовой отсек самолета. Если путешественник планирует взять с собой только ручную кладь, ее не нужно регистрировать и сдавать (ее габариты и вес должны соответствовать установленным авиакомпанией нормам бесплатной перевозки ручной клади).

После прохождения всех регистрационных процедур, пассажир может пройти на борт. Там его встретит член экипажа, который проверит посадочный талон, и покажет место в салоне самолета.

1.2 Поведение во время взлета ВС

На борту самолета пассажир должен внимательно слушать информацию командира воздушного судна и других членов экипажа как вести себя во время взлета, полета и посадки воздушного судна.

Согласно статистике, большинство аварийных ситуаций возникает при взлете и посадке авиалайнера. Чтобы не создавать предпосылок к ним, необходимо выполнять следующие «Правила»:

– перевести мобильные гаджеты в «режим полета» (телефон, смартфон, персональный компьютер).

(это обусловлено тем, что они могут принимать и передавать высокочастотные сигналы, которые оказывают негативное воздействие на работу навигационной системы самолета, а также создают радиопомехи во время переговоров пилотов и авиадиспетчеров).

– привести спинку своего кресла в вертикальное положение

(это необходимо в том случае, если во время взлета или посадки возникнет форс-мажорная ситуация, и пассажиру, находящемуся сзади, нужно быстро покинуть свое место. Он не сможет это сделать из - за, разложенной, спинки).

– пристегнуть ремни безопасности

(они защитят от травм в случае аварийной ситуации или резкого торможения);

– убрать индивидуальный столик, если он находится в разложенном положении, а также все предметы с его поверхности в ручную кладь;

– открыть шторки иллюминаторов (так можно своевременно заметить внешнее возгорание самолета и сообщить экипажу воздушного судна);

– не слушать музыку в личных наушниках слишком громко

(так вы можете пропустить важную информацию экипажа по громкоговорящей связи).

3 Правила поведения в полете

Их должен соблюдать каждый турист.

Эти правила можно разделить на две части: правила безопасности в самолете и этикет путешественника.

К первой относят:

– запрет курения на борту воздушного судна

(курение может вызвать пожар на борту самолета, а это в свою очередь, вызовет панику и как следствие может стать причиной авиакатастрофы);

– запрет на употребление алкогольных напитков

(не все туристы, приняв алкоголь, могут вести себя адекватно. Некоторые стараются завязать драку, провоцируют других пассажиров. Такое поведение на борту авиалайнера недопустимо.);

– запрет на употребление психотропных и наркотических веществ

(за транспортировку, хранение и употребление наркотических средств предусмотрена уголовная и административная ответственность).

Вторая часть — этикет.

Пассажир должен вежливо общаться с другими пассажирами и с членами экипажа. Не нарушать общепринятые в обществе и установленные правила поведения, не провоцировать конфликты.

Правила поведения в самолете для детей

Дети а, так же их родители должны соблюдать установленные правила поведения на борту воздушного судна. Ответственность за несовершеннолетних детей во время полета несут их родители или лица их сопровождающие, если другое не предусмотрено договором авиаперевозки (несопровождаемые дети).

Во время взлета, полета, посадки и руления самолета необходимо строго выполнять следующие требования:

– ремень безопасности должен быть застегнут во время всех этапах полета;

– покидать свое место только при выключенном табло «Застегните ремни» в сопровождении одного из родителей или сопровождающего лица;

– произвольно не перемещаться по проходам самолета во время взлета, полета, посадки и руления на земле;

– несанкционированное использовать аварийно-спасательное оборудование;

– четко выполнять указания командира воздушного судна и других членов экипажа;

– соблюдать инструкцию по безопасности полета на борту самолета.

Посадка самолета и торможение.

Посадка воздушного судна — это один из опасных этапов полета. Во время посадки ВС вероятность получения травмы довольно высока. Чтобы избежать этого, нужно четко следовать указаниям членов экипажа.

При снижении самолета необходимо:

– находиться на своем пассажирском кресле;

– пристегнуть ремень безопасности;

– открыть шторку иллюминатора;

– перевести электронные приборы в режим «в полете»;

– закрыть индивидуальный столик;

– убрать все предметы в ручную кладь (в сумку), которую разметить на багажной полке или под сидением впередистоящего кресла;

– не отстегивать ремень безопасности и не покидать свое место до полной остановки самолета на земле.

Литература:

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации № 60 - ФЗ от 19 марта 1997 года (в действ. ред. от 03 августа 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно - правовой портал. — [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (Дата обращения: 24.09.2020)
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13 июня 1996 года (в действ. ред. от 12 ноября 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. — [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения: 25.09.2020)
  3. Гуревич С. М. Проблемы гражданской авиации в России. — Ханты-Мансийск: Перспектива, 2017. — 460 с.
  4. Кириленко В. В. Гражданская авиация: проблемы и перспективы. — Челябинск: Сфера, 2018. 388 с.
  5. Яковлева А. М. Расстройства поведения. — Сыктывкар: Апостроф, 2018. — 356 с.
  6. Дементьева С. П., Шапошникова О. К., Коноваленко Е. Н. Деструктивное поведение пассажиров как актуальная проблема организации современных авиаперевозок: российский и зарубежный опыт // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы гражданской авиации: история и современность». — Астрахань: Астраханский государственный университет, 2016. — С. 106–118
  7. Лебедева И. А., Соломина Д. А. Классификация отклоняющегося поведения в российской психологической практике // Вопросы психологии. — 2014. — № 5. — С. 60–70
  8. Павлов П. В., Чурилова Е. К. Правонарушения в полете: проблема безопасности на воздушных суднах // Вестник Тюменского государственного университета. - 2018. — № 2. — С. 33–49
  9. Харламова А. А., Пятницкая Е. Н. Принципы классификации правонарушений пассажиров на борту воздушного судна // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 3. — Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2017. — С. 50–62
  10. Авиадебоширы. Международный опыт реагирования // Skymag. — [Электронный ресурс] http://skymag.kz/авиадебоширы-международный-опыт-реа/ (Дата обращения: 24.09.2020)
  11. Безопасность на борту: меры, предпринимаемые в отношении деструктивных пассажиров // 7Kun.KZ. — [Электронный ресурс] https://7kun.kz/bezopasnost-na-bortu-mery-predprinimaemye-v-otnoshenii-destruktivnyh-passazhirov/ (Дата обращения: 25.09.2020)
  12. ИАТА. Международная ассоциация воздушного транспорта. Официальный сайт. — [Электронный ресурс] https://www.iata.org/pages/default.aspx (Дата обращения: 26.09.2020)
  13. Почему мужчины буянят в самолетах // Новые известия. — [Электронный ресурс] https://newizv.ru/news/society/19–10–2016/248133-specialisty-vyjasnili-kto-obychno-deboshirit-v-samolete (Дата обращения: 26.09.2020)
  14. Приказ Публичного акционерного общества «Аэрофлот» № 237 «О утверждении «Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот»» от 04 июня 2018 года (в действ. ред.) // Авиакомпания «Аэрофлот». Публичное акционерное общество. Официальный сайт. — [Электронный ресурс] https://www.aeroflot.ru/ru-ru (Дата обращения: 10.01.2019)


Похожие статьи

Криминологическая характеристика проституции как одной из форм торговли людьми

В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникшие в ходе обсуждения законопроектов, посвященных правовому институту торговля людьми. Также в статье на основе анализа различных правовых источников, в том числе международного законодательств...

Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в сети Интернет в Российской Федерации

Данная статья посвящена рассмотрению актуальных проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в частности, в сети интернет, поскольку она является неотъемлемой частью современного общества и...

Проблемы нормативно-правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

В данной публикации исследуются проблемы нормативно-правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации. Выявлены пробелы в законодательстве, регламентирующие задержание, личный дос...

К вопросу о восполнении пробелов законодательства о валютном регулировании и валютном контроле

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся осуществления валютного регулирования и валютного контроля, анализируются основные положения валютного законодательства с целью внесения предложений о восполнении пробелов в правовом регулировании. ...

Современная лингвистическая экспертиза, её роль в российском законотворчестве, в частности в лесной сфере

В статье исследуются понятие, сущность, виды и значение лингвистической экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации для обеспечения качества законов и подзаконных актов. Лингвистическая экспертиза нормативного правового акта является...

Дисквалификация как мера административного наказания

Настоящая научная статья, представляет собой краткое изложение тематики в области фактического правоприменения такого административного наказания как — «дисквалификация». В рассматриваемой научной статье, последовательно и друг за другом, приводятся...

Проблемы правового регулирования и совершенствование законодательства в сфере ответственности сторон по договору на оказание охранных услуг

В статье рассматривается проблематика правового регулирования и совершенствование законодательства в сфере ответственности сторон по договору на оказание охранных услуг. Изучается охранная деятельность, которая является тем институтом, что способству...

Нормативно-правовой акт: его правовая природа

Данная статья исследует сущность и особенности нормативных правовых актов в правовой системе. Акцент делается на понимании правовой природы таких актов, включая их источник, юридический статус и соответствие конституционным принципам. В рамках исслед...

Проблемы реализации конституционных прав на защиту в уголовном судопроизводстве РФ

Статья посвящена изучению некоторых проблем реализации конституционных прав на защиту в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. Целью работы является выявление такого рода проблем и предложение путей их решения. В статье содержится анализ ос...

Разработка рекомендаций в отношении критериев объекта недвижимого имущества

Данная статья посвящена видам имущества, относимого к недвижимому по законодательству Российской Федерации. Недвижимость представляет собой ценность для гражданского оборота, поэтому видится необходимым изучение проблем правовой регламентации недвижи...

Похожие статьи

Криминологическая характеристика проституции как одной из форм торговли людьми

В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникшие в ходе обсуждения законопроектов, посвященных правовому институту торговля людьми. Также в статье на основе анализа различных правовых источников, в том числе международного законодательств...

Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в сети Интернет в Российской Федерации

Данная статья посвящена рассмотрению актуальных проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, в частности, в сети интернет, поскольку она является неотъемлемой частью современного общества и...

Проблемы нормативно-правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

В данной публикации исследуются проблемы нормативно-правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации. Выявлены пробелы в законодательстве, регламентирующие задержание, личный дос...

К вопросу о восполнении пробелов законодательства о валютном регулировании и валютном контроле

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся осуществления валютного регулирования и валютного контроля, анализируются основные положения валютного законодательства с целью внесения предложений о восполнении пробелов в правовом регулировании. ...

Современная лингвистическая экспертиза, её роль в российском законотворчестве, в частности в лесной сфере

В статье исследуются понятие, сущность, виды и значение лингвистической экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации для обеспечения качества законов и подзаконных актов. Лингвистическая экспертиза нормативного правового акта является...

Дисквалификация как мера административного наказания

Настоящая научная статья, представляет собой краткое изложение тематики в области фактического правоприменения такого административного наказания как — «дисквалификация». В рассматриваемой научной статье, последовательно и друг за другом, приводятся...

Проблемы правового регулирования и совершенствование законодательства в сфере ответственности сторон по договору на оказание охранных услуг

В статье рассматривается проблематика правового регулирования и совершенствование законодательства в сфере ответственности сторон по договору на оказание охранных услуг. Изучается охранная деятельность, которая является тем институтом, что способству...

Нормативно-правовой акт: его правовая природа

Данная статья исследует сущность и особенности нормативных правовых актов в правовой системе. Акцент делается на понимании правовой природы таких актов, включая их источник, юридический статус и соответствие конституционным принципам. В рамках исслед...

Проблемы реализации конституционных прав на защиту в уголовном судопроизводстве РФ

Статья посвящена изучению некоторых проблем реализации конституционных прав на защиту в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. Целью работы является выявление такого рода проблем и предложение путей их решения. В статье содержится анализ ос...

Разработка рекомендаций в отношении критериев объекта недвижимого имущества

Данная статья посвящена видам имущества, относимого к недвижимому по законодательству Российской Федерации. Недвижимость представляет собой ценность для гражданского оборота, поэтому видится необходимым изучение проблем правовой регламентации недвижи...

Задать вопрос