Порядок применения оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Голощапов, Е. М. Порядок применения оружия к нарушителям границы в воздушном пространстве / Е. М. Голощапов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87133/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье анализируется Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 г. № 201, обновляющее порядок применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве.

Ключевые слова: государственная граница, Российская Федерация, оружие, боевая техника, воздушное пространство, судно.

В 2020 году утратило силу Постановление Правительства РФ № 977 от 19 августа 1994 года «О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы РФ в воздушном пространстве». На смену ему Правительство Российской Федерации утвердило новое Постановление от 22 февраля 2020 года № 201 «О порядке применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве».

Следует начать с определения нарушителя границы. Нарушитель границы в воздушном пространстве — это воздушные суда, пересекшие Государственную границу в нарушение правил, установленных Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» № 4730–1 от 01 апреля 1993 г.

В данном нормативно-правовом акте в ч. 9 ст. 9 установлено, что воздушные суда пересекают Государственные границы по специально выделенным воздушным коридорам пролета. Пересечение Государственной границы вне выделенных воздушных коридоров допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации. Исключениями являются российские воздушные суда, осуществляющие доставку людей, грузов и товаров с территории Российской Федерации на искусственные острова, установки и сооружения, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, а так же вынужденное пересечение Государственной границы воздушными транспортными средствами при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же доставка спасенных людей и оказание срочной медицинской помощи. В остальных случаях это будет являться нарушением Государственных границ.

Оба Постановления ссылаются на ст. 35 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», в котором прописаны условия применения оружия и боевой техники при пересечении Государственной границы. Осуществляют защиту границ — Пограничные органы и Вооруженные Силы РФ. В ст. 31 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» войскам ПВО предоставлено право:

— использовать средства для опознавания воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации и воздушном пространстве за пределами территориального моря Российской Федерации до границ иностранных государств при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы;

— в необходимых случаях привлекать в установленном Правительством Российской Федерации порядке силы и средства государственных органов для выяснения обстановки в воздушном пространстве и принятия мер по предупреждению или прекращению незаконного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве;

— полностью запрещать или ограничивать полеты воздушных судов в отдельных районах воздушного пространства Российской Федерации при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы в воздушном пространстве;

— приглашать членов экипажей воздушных судов, незаконно пересекших Государственную границу, в подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации или в иные места для выяснения обстоятельств незаконного пересечения;

— применять боевую технику и оружие.

В Постановлении № 977 от 1994 г. порядок применения оружия действуют только при пересечении границы РФ. Отсутствуют какие-либо правила при возникновении неопознанного воздушного судна в близь границ.

В Постановлении № 201 введён важный ст. 3, в котором указано об действиях при обнаружении воздушного судна, приблизившегося на 50 м или 100 м к Государственной границе. В таких случаях принимаются меры: привести в готовность № 1 дежурные силы, поднять в воздух дежурные самолеты (вертолеты), принять меры к установлению радиосвязи с экипажем указанного воздушного судна через соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) и ближайшие по направлению его полета органы управления дежурными силами, а также осуществить сбор признаков для классификации указанного воздушного судна.

В новом постановлении введено понятие дежурные силы, которые принимают меры по опознаванию и установлению связи с нарушителями. Дежурные силы — это специально назначенные для решения задач боевого дежурства по противовоздушной обороне радиотехнические (радиолокационные) силы и средства, осуществляющие разведку и контроль воздушного пространства Российской Федерации, самолеты (вертолеты) и зенитные ракетные (ракетно-артиллерийские, артиллерийские) силы и средства, корабли (катера), силы и средства радиоэлектронной борьбы, способные вести борьбу со средствами воздушно-космического нападения, а также органы управления ими.

Так же в новом постановлении уточнен пункт 5 старого постановления. Раскрыты более подробно действия, при отсутствии радиосвязи или визуальной связи с судном-нарушителем. Теперь применяются дополнительные меры по опознаванию и непрерывному сопровождению радиотехническими средствами и самолётами в пределах воздушного пространства РФ, а также над открытым морем, пока нарушитель не войдёт в воздушное пространство другой страны.

Постановление № 201 предписывает со всеми судами нарушителями сначала установить контакт визуальный или радиотехнический. Если судно-нарушитель не выходит на контакт, судно принуждается к посадке на аэродром или к выходу за пределы воздушного пространства Российской Федерации. Только при отказе выполнять радиокоманды и визуальные сигналы применяются оружие и боевая техника дежурных сил.

Если же нарушителем государственной границы является гражданское судно, или военно-транспортный самолет, не оснащенный вооружением, и при этом экипаж не отвечает на подаваемые ВС РФ сигналы, судно-нарушитель принуждается к посадке. Однако и против таких типов самолетов предусмотрена возможность применения оружия, в случае если в распоряжении имеются данные, что на борту нет пассажиров или заложников.

Так же введена ст. 9, в которой раскрыты условия применения оружия на поражение: должны быть ясно выражены в отношении экипажа предупреждения о намерении применить оружие путем подачи радиокоманды и визуальных сигналов, а также предупредительные выстрелы. Если нет возможности применения самолетов (вертолетов) для поражения судна-нарушителя применяются зенитные ракетные (ракетно-артиллерийские, артиллерийские) средства.

Применение оружия и боевой техники дежурных сил прекращается при выполнении экипажем судна-нарушителя подаваемых ему радиокоманд, визуальных сигналов и (или) команд, подаваемых путем ведения дежурными самолетами (вертолетами) предупредительного огня.

Все вышеперечисленные правила также распространяются в отношении нарушивших государственную границу беспилотных воздушных судов и (или) беспилотных авиационных систем.

Возможность применения оружия и боевой техники в отношении воздушных судов, предусмотрены ст. 7 ФЗ «Закона о противодействии терроризму» от 06 марта 2006 № 35-ФЗ. В п. 2 ст. 7 установлены те же правила как и в Постановлении № 201, но указан важный момент, о том, что если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

В п. 3 ст. 7 данного Закона закреплено следующее: «если имеется достоверная информация о возможности использования воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения».

Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что Постановление Правительства Российской Федерации предусматривает возможность применения оружия и боевой техники против воздушных судов-нарушителей как крайняя мера. Власти РФ вынуждены прибегать к таким мерам в случае, когда воздушное судно-нарушитель не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей, наступления экологической катастрофы или совершения террористического акта, что также является и угрозой международной безопасности.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 01 апреля 1993 г. № 4730–1 (последняя редакция) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3140/
  2. Постановление Правительства РФ «О порядке применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве» (вместе с «Правилами применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве») от 22 февраля 2020 г. № 201 // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346393/
  3. Постановление Правительства РФ «О порядке применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве» от 19 августа 1994 г. № 977 // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346393/
  4. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
  5. Щербак, С. И. О порядке применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве / С. И. Щербак. — Текст: непосредственный // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. — 2021. — № 2. — С. 3–9.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная граница, воздушное пространство, боевая техника, незаконное пересечение, оружие, судно, Постановление, реальная опасность гибели людей, экологическая катастрофа.


Похожие статьи

Ограничения гражданских прав при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

В статье проведен анализ действующего законодательства в сфере военного положения, также приводится попытка исследования особенностей ограничения прав и свобод человека и гражданина в период действия военного положения.

Актуальные вопросы квалификации действий за нарушение использования оружия военнослужащими

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы квалификации действий за нарушения правил использования оружия военнослужащими. Помимо этого, рассмотрен и вопрос применения общей статьи за нарушение норм использование оружия, так и специальных сос...

Ограничения гражданских прав при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

Состав административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте

На основе анализа Кодекса РФ об административных правонарушениях выделены основные виды правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте. Подробно рассмотрены составы представленных правонарушений, включая объект, объективную сторону, субъект и су...

Административная ответственность за правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ

В статье автор исследует особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, которые совершают правонарушения на территории Российской Федерации.

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В рамках данной статьи рассматриваются общие аспекты установления уголовно-правовой ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Изучаются соответствующие статистические показатели.

Особенности привлечения иностранных граждан к административной ответственности на территории Российской Федерации

В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются аспекты привлечения указанной категории граждан к ответственности при совершении ими административных ...

Меры правового принуждения и ответственности, применяемые к иностранцам на территории Германии

В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Германии иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются меры правового принуждения и ответственности, применяемые к этой категории граждан на территории Германии.

Особенности гражданско-правовой ответственности по договору воздушной перевозки

В статье рассмотрены особенности гражданско-правовой ответственности перевозчика и пассажира по договору воздушной перевозки, выделены признаки гражданской ответственности и условия ее применения.

Особенности квалификации контрабанды

В статье рассматриваются особенности квалификации контрабанды в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

Похожие статьи

Ограничения гражданских прав при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

В статье проведен анализ действующего законодательства в сфере военного положения, также приводится попытка исследования особенностей ограничения прав и свобод человека и гражданина в период действия военного положения.

Актуальные вопросы квалификации действий за нарушение использования оружия военнослужащими

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы квалификации действий за нарушения правил использования оружия военнослужащими. Помимо этого, рассмотрен и вопрос применения общей статьи за нарушение норм использование оружия, так и специальных сос...

Ограничения гражданских прав при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

Состав административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте

На основе анализа Кодекса РФ об административных правонарушениях выделены основные виды правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте. Подробно рассмотрены составы представленных правонарушений, включая объект, объективную сторону, субъект и су...

Административная ответственность за правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ

В статье автор исследует особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, которые совершают правонарушения на территории Российской Федерации.

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В рамках данной статьи рассматриваются общие аспекты установления уголовно-правовой ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Изучаются соответствующие статистические показатели.

Особенности привлечения иностранных граждан к административной ответственности на территории Российской Федерации

В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются аспекты привлечения указанной категории граждан к ответственности при совершении ими административных ...

Меры правового принуждения и ответственности, применяемые к иностранцам на территории Германии

В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Германии иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются меры правового принуждения и ответственности, применяемые к этой категории граждан на территории Германии.

Особенности гражданско-правовой ответственности по договору воздушной перевозки

В статье рассмотрены особенности гражданско-правовой ответственности перевозчика и пассажира по договору воздушной перевозки, выделены признаки гражданской ответственности и условия ее применения.

Особенности квалификации контрабанды

В статье рассматриваются особенности квалификации контрабанды в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

Задать вопрос