Ключевые слова: Российская Федерация, чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация, техногенный характер, период действия, гражданин.
Введение. Ежегодно в мире происходит множество чрезвычайных ситуаций, как природного, так и техногенного характера. К сожалению, жертвами чрезвычайных ситуаций становится множество ни в чем не повинного гражданского населения. С целью минимизации людских потерь, а также нанесения ущерба внутренней инфраструктуре, экономике и другим отраслям государства законодательно вводят ограничения гражданских прав своих граждан.
Российская Федерация является демократическим правовым государством, приоритетом которого является обеспечение нормальной жизни его граждан.
Так как Россия является страной с огромной площадью территории, составляющей 17098246 квадратных километров, находящейся в 10 природных зонах: арктические пустыни, тундра, лесотундра и северные луга, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, субтропики, полупустыня и пустыня, существует огромное множество вариантов возникновения чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, на территории Российской Федерации находится большое количество объектов, аварии на которых могут спровоцировать возникновение аварий техногенного характера.
Для преодоления чрезвычайных ситуаций законодательно в Российской Федерации существует комплекс мер, направленных на их преодоление. Одним из вариантов таких мер является введения чрезвычайного положения.
Чрезвычайное положение, как и военное положение, вводится для защиты прав и свобод большинства населения, с неким ограничением прав и свобод другой части населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Цель статьи: анализ действующего законодательства в сфере чрезвычайных ситуаций, а также исследование особенностей ограничения прав и свобод человека и гражданина в период действия чрезвычайного положения.
Основная часть. Всоответствии с ч. 2 ст. 1Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Стоит выделить следующие причины введения чрезвычайного положения:
- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
С учетом современных реалий чрезвычайное положение на основании п. а ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» довольно часто вводится на территории Российской Федерации для проведения контртеррористических операций, задержанию и (или) ликвидации террористов и незаконных вооруженных бандформирований.
Так, чрезвычайное положение по вышеуказанному основанию вводится с целью недопущения жертв со стороны мирного населения и перекрытия бандитам путей к отступлению. На территории действия чрезвычайного положения, в необходимой мере ограничиваются гражданские права граждан, установленные Конституцией Российской Федерации. Ограничивается свобода передвижения на указанных территориях, проводится контроль лиц, въезжающих и выезжающих с указанных территорий, в необходимых случаях осуществляется высылка с данных территорий, осуществляется досмотр транспортных средств, личных вещей, осуществляется проверка документов, вводится комендантский час. Лица, нарушающие режим, установленный на территории действия чрезвычайного положения, могут быть задержаны на срок до 3 суток, с дальнейшим продлением задержания еще на 10 суток.
Срок задержания лиц подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, лиц подозреваемых в террористической деятельности может быть продлен до 3 месяцев, на период действия чрезвычайного положения.
Вместе с тем введение чрезвычайных судов не допускается.
Терроризм в современном мире приобретает новые формы, террористами активно используются современные компьютерные информационные системы, интернет, социальные сети для вербовки новых сторонников, а также наведении ужаса и паники в отношении мирного население, его устрашение. Поэтому при введенном чрезвычайном положении правоохранительными органами могут ограничиваться права граждан на ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов.
Также довольно часто чрезвычайное положение вводится по основаниям п. б ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», то есть в связи с естественными обстоятельствами природного и техногенного характера, таким как землетрясения, затопления, оползни в горах, заметание в зимний период степных дорог, аварии на режимных объектах, распространение заражения окружающей среды (биологическое, химическое, радиационное заражение), заражение животного мира. Вариантов возникновения чрезвычайных положений связанных с природным и техногенных характером существует великое множество и, к сожалению, человек не всегда может их предотвратить, даже при условии осмотрительности и соблюдении всего комплекса необходимых мер безопасности.
Ограничение гражданских прав граждан, как и в случаях с п. а ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» необходимо для обеспечения безопасности самих граждан, их имущества, обеспечения бесперебойной деятельности жизнеобразующих предприятий, минимизации и недопущении людских потерь. Для реализации указанных мер государственные органы вправе: ограничивать свободу передвижения на территории где введено чрезвычайное положение, осуществлять досмотр имущества, личный досмотр, контроль за распределением продовольствия и предметов первой необходимости, запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, забастовок, а также иных массовых мероприятий. В дополнение могут вводиться: временное отселение жителей в безопасные районы, введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий, привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности, отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, в исключительных случаях мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
Кроме того, на территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях 60 суток. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации.
Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, в которых этого требует острота создавшегося положения.
Заключение . Защита населения в условиях чрезвычайного положения является главной задачей государства. Действия государства в лице его органов направлены на сохранение привычных условий существования человека, окружающей среды, природного мира, экономической и продовольственной безопасности.
К сожалению, возникновение чрезвычайных ситуаций и введение режима чрезвычайного положения является неизбежным. Вместе с тем, в Российской Федерации с учетом большого опыта чрезвычайных ситуаций на законодательном уровне существует комплекс мер по устранению причин возникновения чрезвычайных ситуаций в условиях чрезвычайного положения, существует координация силовых ведомств по устранению обстоятельств, послуживших для введения чрезвычайного положения, ограничение прав граждан вводится с учетом сложившейся конкретной ситуации, для обеспечения безопасности самих же граждан.
Стоит отметить, что с момента создания 27.12.1990 г. Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по настоящее время его сотрудниками проведены многочисленные спасательные операции, оказана помощь миллионам людей оказавшимся лицом к лицу с чрезвычайными ситуациями, спасена природа и фауна, кроме того, оказана помощь другим государствам в предотвращении чрезвычайных ситуаций с учетом имеющегося у Российской Федерации опыта.
Литература:
- Конституция РФ от 12.12.1993;
- ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ»;
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. — Текст: электронный // МЧС России: [сайт]. — URL: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo (дата обращения: 23.12.2020);
- Вадим, Хромов Природные зоны России: виды, названия, карта, климат, описание, почвы, характеристика, животные, растения, фото и видео — «Как и Почему» / Хромов Вадим. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://yandex.ru/turbo/kipmu.ru/s/prirodnye-zony-rossii/ (дата обращения: 23.12.2020).