Актуальность статьи обусловлена введением Президентом Российской Федерации режима военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и уровней реагирования в некоторых субъектах Российской Федерации. В настоящей статье исследованы отдельные конституционные и законодательные акты, регламентирующие порядок введения режима военного положения, наделяющие органы публичной власти полномочиями по ограничению прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотрены нормы, не допускающие такие ограничения.
Ключевые слова: военное положение, уровень реагирования, ограничение прав и свобод человека и гражданина, национальные интересы, оборона.
Конституция Российской Федерации в ст. 2 провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1]. Россия принимает и руководствуется всеми международно-правовыми стандартами и принципами прав человека. В Российской Федерации (далее — РФ) гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституция РФ).
Широкий перечень прав и свобод человека и гражданина установлен в главе 2 Конституции РФ. Главной целью и задачей государства Конституция РФ провозглашает обеспечение и защиту этих прав и свобод, безопасность личности. Достижение поставленной цели особо значимо проявляется при непосредственной угрозе их ограничения. «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом исключительно в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) [1]. Возможность таких ограничений предусмотрено также нормами международного права (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека) [2].
Установление ограничений прав и свобод человека и гражданина разрешается при наличии обстоятельств, нарушающих нормальные условия деятельности общества и государства. Конституция РФ (п. 1 ст. 56) допускает такие ограничения в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя с указанием пределов и срока их действия. Например, при массовых беспорядках, террористических актах, блокировании или захвате особо важных объектов или отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [3]. Однако, относить указанные ограничения только в период действия режима чрезвычайного положения будет ошибочно. При наступлении обстоятельств, подрывающих оборону страны и безопасность государства, уполномоченным лицом может вводиться режим военного положения. Режимы чрезвычайного и военного положения — это особые правовые режимы, которые являются вынужденной мерой и вводятся государством в исключительных случаях на всей территории РФ и/или в отдельных местностях. Целью введения внутригосударственных режимов является обеспечение суверенитета и обороны государства; общественного порядка и общественной безопасности; охраны здоровья и жизни граждан; функционирования институтов гражданского общества [4, с. 182]. Учитывая общую характерную направленность указанных режимов, верно будет прийти к выводу, что нормы Конституции РФ, устанавливающие ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения также допускают введение этих ограничений в период действия режима военного положения.
Права и свободы, которые не подлежат ограничению закреплены в п. 3 ст. 56 Конституции РФ. Это право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на свободу совести и вероисповедания, право заниматься предпринимательской деятельностью, право на судебную защиту [1].
Рассмотрим, какие нормы законов применяет государство к общественным отношениям при необходимости ограничить права и свободы человека и гражданина в условиях военного положения. Основными нормативными актами по введению указанного режима являются — Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (Закон № 1-ФКЗ) [5], Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (Закон № 61-ФЗ) [6]. Некоторые положения содержатся в Федеральном законе от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [7], Федеральном законе от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [8].
Основанием для введения режима военного положения являются агрессия или непосредственная угроза агрессии против РФ (ч. 2 ст. 87 Конституции РФ). При этом агрессией называют «незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства» [9, с. 16].
Несмотря на то, что Конституция РФ определяет порядок введения военного положения толкование самого понятия «военное положение» не содержит. Такое определение дает п. 1 ст. 1 Закона № 1-ФКЗ, в соответствии с которым, под военным положением понимается «особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии» [5]. В свою очередь, А. В. Мелехин в своих трудах выводит, что «военное положение — это особый правовой режим, устанавливаемый в результате приведения в действие чрезвычайного законодательства по возникновению внешних реальных угроз личности, обществу или государству» [4, с. 211].
Настоящий режим вводит Президент РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации (СФ) и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, ст.ст. 1, 3 Закона № 1-ФКЗ, п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 61-ФЗ). Указ Президента РФ о введении военного положения должен быть утвержден как правило в течение 48 часов большинством голосов от общего числа сенаторов РФ, соответствующим актом СФ (подп. б ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Указ Президента РФ о введении военного положения, неутвержденный СФ, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения (пп. 5–7 ст. 4 Закона № 1-ФКЗ).
В случае введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях Президент РФ во исполнение международных обязательств РФ принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН) (а через него государств — участников ООН) об отступлении РФ от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан (ст. 22 Закона № 1-ФКЗ). При этом необходимо обратить внимание, что с 02 ноября 2023 года, в связи с изменениями, внесенными в законодательные акты из ст. 22 Закона № 1-ФКЗ исключены положения о доведении до Генерального секретаря Совета Европы информации о введении или прекращении в РФ военного или чрезвычайного положения, а также упоминание о Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Совета Европы [10]. Указанные изменения связаны с тем, что членство России в Совете Европе с 16 марта 2022 года прекращено, в следствии чего, в отношении РФ прекратила действие Конвенция о защите прав человека и основных свобод [11].
Так, Президент РФ Указом от 19.10.2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» (Указ № 756) ввел 20 октября 2022 года с ноля часов на территориях Донецкой Народной Республики (далее — ДНР), Луганской Народной Республики (далее — ЛНР), Запорожской и Херсонской областей режим военного положения [12]. Основанием его введения явилось применение вооруженной силы против территориальной целостности РФ (преамбула Указа № 756). Указ № 756 был утвержден 19.10.2022 г. постановлением СФ Федерального собрания РФ № 462-СФ «Об утверждении Указа Президента РФ от 19 октября 2022 года № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» [13].
При введении военного положения обеспечение и защита национальных интересов РФ осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества (п. 26 Указа Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») [14]. Именно для восстановления основ нормальной жизнедеятельности государства и общества, прекращению обстоятельств, послуживших основаниями для введения военного положения, законодатель предусмотрел возможность наделения органов исполнительной власти определенным набором полномочий по проведению необходимых мероприятий.
В целях повышения эффективности деятельности высших должностных лиц (органов исполнительной власти) субъектов РФ в условиях военного положения Президент РФ Указом от 19.10.2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» (Указ № 757) ввел четыре режима: максимальный и средний уровни реагирования, уровни повышенной и базовой готовности [15]. Следует заметить, что указанные уровни реагирования введены в законодательные акты по введению военного положения впервые. Дефиниция «уровень реагирования» закреплена в Федеральном законе от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Закон № 68-ФЗ) [16], а также в Наставлениях по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10.03.2020 г. № 1 [17]. «Уровень реагирования — это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) к ликвидации ЧС, в том числе принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС в зависимости от классификации ЧС и характера развития ЧС» (абз. 7 ст. 1 Закона № 68-ФЗ).
В связи с введением военного положения, а также указанных уровней реагирования в отдельных субъектах РФ уполномоченными органами могут осуществляться мероприятия по реализации нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения, созданию для Минобороны России необходимой инфраструктуры, мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.п. (пп. 1, 3–5 Указа № 757).
В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией РФ правами и свободами человека и гражданина (п. 1 ст. 18 Закона № 1-ФКЗ). Между тем при соблюдении определенных условий, их ограничение неизбежно. Следует учитывать, что в соответствии с нормами Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены: 1) только законом (ч. 3 ст. 55); 2) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55); 3) запрещаются ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19); 4) ограничения действуют на определенной территории и вводятся на определенный срок (п. 1 ст. 56) [1].
При введении режима военного положения органы государственной власти в обязательном порядке должны быть наделены соответствующими полномочиями по ограничению прав и свобод человека и гражданина. Высшие должностные лица субъекта РФ определяют самостоятельно перечень реализуемых мер, сроки, особенности и порядок их реализации с учетом текущей ситуации и возникающих рисков на территории этого субъекта РФ (п. 6 Указа № 756). «Жесткость регламентируемых отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы общественной безопасности; временными параметрами; международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого специальной правовой регламентации и др.». [4, с. 180].
Так, на основании пп. 1, 2 Указа № 756, п. 2 Указа № 757, на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение, а также режим — максимальный уровень реагирования, ведется территориальная оборона. Здесь могут применяться меры и ограничения прав и свобод человека и гражданина, применяемые на территориях, на которых введено военное положение (ст.ст. 7, 8 Закона № 1-ФКЗ). Такие как ограничение свободы передвижения по ней; изъятие необходимого для нужд обороны имущества; ограничение места жительства; запрещение или ограничение массовых мероприятий и забастовок; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток; запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ и иные мероприятия [5].
На территориях Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя, на основании п. 3 Указа № 756, введен режим — средний уровень реагирования. При введении настоящего режима органы исполнительной власти могут временно отселять жителей в безопасные районы; вводить и обеспечивать особый режим въезда и выезда с территории, а также ограничивать свободу передвижения по ней; ограничивать движения транспортных средств и осуществлять их досмотр [12].
На территориях субъектов РФ, входящих в состав Центрального федерального округа и Южного федерального округа, за исключением субъектов РФ, названных выше, на основании п. 4 Указа № 756, введен режим — уровень повышенной готовности. На этих территориях могут применяться все ограничительные меры при указанном выше уровне реагирования. При этом отсутствуют полномочия, касающиеся переселения и ограничения свободы передвижения населения по территории региона [12].
На других территориях субъектов Российской Федерации, не названных выше, на основании п. 5 Указа № 756, действует режим — уровень базовой готовности. При введении настоящего режима меры, ограничивающие права и свободы человека и гражданина не предусмотрены [12].
После принятия вышеназванных Указов главы нескольких регионов незамедлительно заявили, что запрет на выезд и другие серьезные ограничения пока вводиться не будут [18]. В 2023 году и до настоящего времени ограничения в этих субъектах РФ также введены не были.
Таким образом, введение военного положения, а также соответствующих уровней реагирования на территории РФ и/или отдельных субъектов РФ— это мера государства, при которой соответствующие высшие должностные лица наделяются полномочиями по восстановлению порядка в стране и, в следствие чего, уполномочены применять меры по ограничению отдельных прав и свобод человека и гражданина. Однако это не имеет произвольный характер и является вынужденной мерой, применяемой в указанные периоды для отражения внешней агрессии, сохранения территориальной целостности РФ, восстановления нормальной жизни общества. Между тем Конституцией РФ провозглашены, а государством гарантируются права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью и не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1993. № 28. Ст. 112.
- Всеобщая декларация прав человека [Текст]: [(принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948)] // Российская газета. 1998. 10 декабря (№ 245). С. 3.
- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
- Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: курс лекций / А. В. Мелехин. 2009. 492 с. [Электронный ресурс]: URL: https://pravo-olymp.ru/wp-content/uploads/2014/09/134_melekhin1.pdf?ysclid=lumnz3gfx8852417627 (дата обращения: 05.04.2024).
- Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
- Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 799.
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Академия наук СССР, 1949. — 2153 с. [Электронный ресурс]: URL:https://roslib.rudn.ru/book/tolkovyj-slovar-russkogo-yazyka (дата обращения: 05.04.2024).
- Федеральный конституционный закон от 02.11.2023 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в статью 37 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и статьи 7 и 22 Федерального конституционного закона «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 45. Ст. 7978.
- Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 10. Ст. 1566.
- Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 43. Ст. 7381.
- Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ № 462-СФ «Об утверждении Указа Президента РФ от 19 октября 2022 года № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 43. Ст. 7299.
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.
- Указ Президента РФ от 19.10.2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 43. Ст. 7382.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
- МЧС России: официальный сайт. — Москва. — URL: https://mchs.gov.ru/uploads/document/2023–07–06/0cf3dda3e7c083408831193e74c896ad.pdf (дата обращения: 05.04.2024). — Текст: электронный.
- РБК: официальный сайт. — Москва. — URL: https://www.rbc.ru/politics/19/10/2022/634fe84c9a79470c679c3059 (дата обращения: 05.04.2024). — Текст: электронный.