В статье автор даёт общую характеристику профессиональной деятельности сотрудников органов принудительного исполнения, представляет определение понятия синдрома эмоционального выгорания и рассматривает его стадии и симптоматику. Обозначена взаимосвязь специфики служебной деятельности и возникновения синдрома эмоционального выгорания у судебных приставов-исполнителей.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, судебный пристав-исполнитель, профессиональная деятельность, стрессовые условия.
Сегодня в юридической профессии все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. Особенно это актуально для профессий экстремального профиля, где значимость и ответственность выполняемых должностных обязанностей напрямую влияют на восприимчивость профессионала к стрессовым условиям, на формирование деструктивных психологических характеристик, которые приводят к быстрому профессиональному выгоранию. Одной из таких профессиональных групп является профессия судебного пристава-исполнителя [1].
Деятельность сотрудников Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП) чётко регламентирована нормативно-правовыми актами. Сотрудник подчиняется непосредственно начальнику структурного подразделения Управления территориального органа, назначается и освобождается от должности руководителем федерального органа принудительного исполнения. Профессиональная служебная деятельность сотрудника осуществляется в соответствии с должностной инструкцией, утверждаемой руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем [2]. Предметом труда сотрудника органов принудительного исполнения являются исполнительные действия, направленные на исполнение решения суда и актов других органов и должностных лиц. Непосредственное исполнение вышеуказанных решений является результатом труда.
Деятельность судебного пристава-исполнителя проходит в рамках дефицита времени, где выполняются организационные, исполнительские, контролирующие и принудительные функции. Профессия требует от работника полярных качеств: умения быть требовательным и в то же время доброжелательным, внимательным; строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях; строго соблюдать регламент и быстро принимать решения в экстремальных ситуациях. Профессия этого типа предъявляет повышенные требования к здоровью, физической и психической работоспособности человека. Деятельность судебного пристава-исполнителя можно отнести к классу профессий с особыми условиями выполнения должностных обязанностей. Это обусловлено наличием постоянно действующих стрессогенных факторов: строгой иерархии функционального взаимодействия работников, продолжительность рабочего дня, чёткое обозначение сроков совершения исполнительных действий, высокая степень ответственности, боязнь ошибок и неудач, дисбаланс прав и обязанностей, избыточность переработки информации и принятия решений. Длительное пребывание сотрудников органов принудительного исполнения в стрессовых условиях отрицательно сказывается на регуляции деятельности и снижает её эффективность и надёжность.
Центральное место в деятельности сотрудников ФССП занимает работа с людьми, т. е. она относится к субъект-субъектной деятельности, и достижение ее целей протекает в системе «человек — человек». Судебным приставам-исполнителям, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен так называемый синдром эмоционального выгорания, который проявляется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие продолжительного стресса и систематических нарушений режима труда и отдыха [3]. В. В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание в рамках механизмов психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоциональных реакций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4]. Структура синдрома эмоционального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз, возникающих поэтапно.
- Фаза «Тревожное напряжение», является пусковым механизмом в формировании эмоционального напряжения и обнаруживается в следующих симптомах: переживание психотравмирующих обстоятельств (усиливающееся осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности); неудовлетворённость собой (избранной профессией, занимаемой должностью), развивающаяся при невозможности конструктивно разрешить ситуацию; чувство безысходности (состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика), развивающееся при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств; тревога и депрессия (тревожно депрессивная симптоматика, касающаяся профессиональной деятельности в особо осложнённых обстоятельствах).
- Фаза «Резистенция» (сопротивление), проявляющаяся в следующих симптомах: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (ограничение эмоциональной отдачи за счёт выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности); эмоционально-нравственная дезориентация (эмоции не пробуждают у работника или же недостаточно стимулируют нравственные чувства, рационализация своих поступков и проецирование вины на субъекта межличностного взаимодействия); расширение сферы экономии эмоций (проявляется вне профессиональной деятельности — дома, в общении с близкими); редукция профессиональных обязанностей (попытки облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат).
- Фаза «Истощение» характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы, эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Для данной фазы свойственен ряд симптомов: эмоциональный дефицит (ощущение, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей профессиональной деятельности); эмоциональная отстранённость (работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности, его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика); личностная отстранённость или деперсонализация, проявляющаяся в умонастроениях и поступках профессионала в сфере общения (частично или полная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности); психосоматические и психовегетативные нарушения, обнаруживающиеся на уровне психического и физического самочувствия [5].
Таким образом, наличие проблемной ситуации в сфере работы судебных приставов-исполнителей представляется важной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости и профессиональному долголетию сотрудников органов принудительного исполнения, включённых в длительные межличностные коммуникации с высоким уровнем моральной и юридической ответственности.
Литература:
- Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. — Санкт — Петербург, Сударыня, 1999.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — Санкт — Петербург, Питер, 2002, 512 с
- Карелин Д. В., Мещерякова Э. И., Ларионова А. В., Трусов П. А. Особенности взаимосвязи социопрофессиональных и личностно-коммуникативных характеристик судебных приставов. Вестник Томского государственного университета. 2016, № 410. с. 172–178.
- https://fssp.gov.ru/2664171
- https://topuch.ru/emocionalenoe-vigoranie-sostoyanie-fizicheskogo-emocionalenogo/index.html