Влияние специфики профессиональной деятельности на формирование синдрома эмоционального выгорания у судебных приставов-исполнителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 21.12.2021

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Дьячкова, Е. В. Влияние специфики профессиональной деятельности на формирование синдрома эмоционального выгорания у судебных приставов-исполнителей / Е. В. Дьячкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87124/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор даёт общую характеристику профессиональной деятельности сотрудников органов принудительного исполнения, представляет определение понятия синдрома эмоционального выгорания и рассматривает его стадии и симптоматику. Обозначена взаимосвязь специфики служебной деятельности и возникновения синдрома эмоционального выгорания у судебных приставов-исполнителей.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, судебный пристав-исполнитель, профессиональная деятельность, стрессовые условия.

Сегодня в юридической профессии все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. Особенно это актуально для профессий экстремального профиля, где значимость и ответственность выполняемых должностных обязанностей напрямую влияют на восприимчивость профессионала к стрессовым условиям, на формирование деструктивных психологических характеристик, которые приводят к быстрому профессиональному выгоранию. Одной из таких профессиональных групп является профессия судебного пристава-исполнителя [1].

Деятельность сотрудников Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП) чётко регламентирована нормативно-правовыми актами. Сотрудник подчиняется непосредственно начальнику структурного подразделения Управления территориального органа, назначается и освобождается от должности руководителем федерального органа принудительного исполнения. Профессиональная служебная деятельность сотрудника осуществляется в соответствии с должностной инструкцией, утверждаемой руководителем федерального органа принудительного исполнения или уполномоченным руководителем [2]. Предметом труда сотрудника органов принудительного исполнения являются исполнительные действия, направленные на исполнение решения суда и актов других органов и должностных лиц. Непосредственное исполнение вышеуказанных решений является результатом труда.

Деятельность судебного пристава-исполнителя проходит в рамках дефицита времени, где выполняются организационные, исполнительские, контролирующие и принудительные функции. Профессия требует от работника полярных качеств: умения быть требовательным и в то же время доброжелательным, внимательным; строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях; строго соблюдать регламент и быстро принимать решения в экстремальных ситуациях. Профессия этого типа предъявляет повышенные требования к здоровью, физической и психической работоспособности человека. Деятельность судебного пристава-исполнителя можно отнести к классу профессий с особыми условиями выполнения должностных обязанностей. Это обусловлено наличием постоянно действующих стрессогенных факторов: строгой иерархии функционального взаимодействия работников, продолжительность рабочего дня, чёткое обозначение сроков совершения исполнительных действий, высокая степень ответственности, боязнь ошибок и неудач, дисбаланс прав и обязанностей, избыточность переработки информации и принятия решений. Длительное пребывание сотрудников органов принудительного исполнения в стрессовых условиях отрицательно сказывается на регуляции деятельности и снижает её эффективность и надёжность.

Центральное место в деятельности сотрудников ФССП занимает работа с людьми, т. е. она относится к субъект-субъектной деятельности, и достижение ее целей протекает в системе «человек — человек». Судебным приставам-исполнителям, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен так называемый синдром эмоционального выгорания, который проявляется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие продолжительного стресса и систематических нарушений режима труда и отдыха [3]. В. В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание в рамках механизмов психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоциональных реакций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4]. Структура синдрома эмоционального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз, возникающих поэтапно.

  1. Фаза «Тревожное напряжение», является пусковым механизмом в формировании эмоционального напряжения и обнаруживается в следующих симптомах: переживание психотравмирующих обстоятельств (усиливающееся осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности); неудовлетворённость собой (избранной профессией, занимаемой должностью), развивающаяся при невозможности конструктивно разрешить ситуацию; чувство безысходности (состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика), развивающееся при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств; тревога и депрессия (тревожно депрессивная симптоматика, касающаяся профессиональной деятельности в особо осложнённых обстоятельствах).
  2. Фаза «Резистенция» (сопротивление), проявляющаяся в следующих симптомах: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (ограничение эмоциональной отдачи за счёт выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности); эмоционально-нравственная дезориентация (эмоции не пробуждают у работника или же недостаточно стимулируют нравственные чувства, рационализация своих поступков и проецирование вины на субъекта межличностного взаимодействия); расширение сферы экономии эмоций (проявляется вне профессиональной деятельности — дома, в общении с близкими); редукция профессиональных обязанностей (попытки облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат).
  3. Фаза «Истощение» характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы, эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Для данной фазы свойственен ряд симптомов: эмоциональный дефицит (ощущение, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей профессиональной деятельности); эмоциональная отстранённость (работник почти полностью исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности, его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика); личностная отстранённость или деперсонализация, проявляющаяся в умонастроениях и поступках профессионала в сфере общения (частично или полная утрата интереса к человеку — субъекту профессиональной деятельности); психосоматические и психовегетативные нарушения, обнаруживающиеся на уровне психического и физического самочувствия [5].

Таким образом, наличие проблемной ситуации в сфере работы судебных приставов-исполнителей представляется важной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости и профессиональному долголетию сотрудников органов принудительного исполнения, включённых в длительные межличностные коммуникации с высоким уровнем моральной и юридической ответственности.

Литература:

  1. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. — Санкт — Петербург, Сударыня, 1999.
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — Санкт — Петербург, Питер, 2002, 512 с
  3. Карелин Д. В., Мещерякова Э. И., Ларионова А. В., Трусов П. А. Особенности взаимосвязи социопрофессиональных и личностно-коммуникативных характеристик судебных приставов. Вестник Томского государственного университета. 2016, № 410. с. 172–178.
  4. https://fssp.gov.ru/2664171
  5. https://topuch.ru/emocionalenoe-vigoranie-sostoyanie-fizicheskogo-emocionalenogo/index.html
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, принудительное исполнение, профессиональная деятельность, судебный пристав-исполнитель, деятельность сотрудников, федеральный орган.


Похожие статьи

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков

В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста; дается характеристика видов агрессии; исследована проблема взаимосвязи типов родительского ...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Проблема одиночества в психологии

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Особенность работы педагога-психолога образовательного учреждения по проектированию психологически безопасного климата в условиях школы

В статье автор предпринял попытку подробно изучить специфику деятельности педагога-психолога, поскольку именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь поло...

Теоретический анализ проблемы формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится обзор исследовательских работ, посвящённых изучению факторов, способствующих развитию пси...

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации

В статье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младш...

Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна

В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье представлены особенности духовно-нравственной сферы как необходимого элемента профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показано, что духовно-нравственное развитие личности сотрудника пенитенциарного ...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Похожие статьи

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков

В статье представлен анализ агрессивного поведения и особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение детей подросткового возраста; дается характеристика видов агрессии; исследована проблема взаимосвязи типов родительского ...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Проблема одиночества в психологии

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Особенность работы педагога-психолога образовательного учреждения по проектированию психологически безопасного климата в условиях школы

В статье автор предпринял попытку подробно изучить специфику деятельности педагога-психолога, поскольку именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь поло...

Теоретический анализ проблемы формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится обзор исследовательских работ, посвящённых изучению факторов, способствующих развитию пси...

Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации

В статье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младш...

Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна

В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье представлены особенности духовно-нравственной сферы как необходимого элемента профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показано, что духовно-нравственное развитие личности сотрудника пенитенциарного ...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Задать вопрос