Место и роль административного законодательства в правовой системе Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Суходольский, В. В. Место и роль административного законодательства в правовой системе Российской Федерации / В. В. Суходольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86999/ (дата обращения: 21.01.2022).



Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования обуславливается проблемами, которые накопились в последнее время в области правового регулирования административной ответственности в Российской Федерации. В практической деятельности нередко возникают случаи необоснованного и существенного увеличения количества составов административных правонарушений, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, что отрицательно сказывается на развитии российского административного законодательства.

Так, цель статьи заключается в определении места и роли административного законодательства в правовой системе Российской Федерации.

Ключевые слова: административное законодательство, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, правовая система России, административная ответственность.

Правовая система Российской Федерации является сложноорганизованной системой нормативных актов различных видов, которые принимаются на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Федерации. Важным элементом системы законодательства Российской Федерации является Конституция, которая учредила два основных вида федеральных законов: федеральный конституционный закон и федеральный закон. Обе эти группы принимаются в рамках предметов исключения ведения Российской Федерации, то есть принадлежащих только Федерации и реализуемых только ею самостоятельно, а также в рамках предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Правовая система Российской Федерации включает в себя множество направлений законодательства, каждое из которых призвано регулировать определенную область. Одним из таких является административное право, которое в рамках данного исследования представляет для нас наибольший интерес.

Существует множество определений понятия «административное право». Согласно одной точки зрения, это совокупность юридических норм, которые определяют всю государственную деятельность. С другой, это регулятор общественных отношений, которые складываются в сфере государственно и муниципального управления. В сущности, это отрасль российского права, включенная в правовую систему Российской Федерации, которая регулирует отношения, возникающие между органами власти и субъектами права. К последним относятся, как юридические, так и физические лица.

В юридической науке административное право рассматривается в трех аспектах: как наука, как отрасль российского права и как учебная дисциплина. Рассматривать все три аспекта в данном исследовании считаем нецелесообразным, так как нас административное право интересует именно как отрасль российского права. В таком аспекте оно представляет собой совокупность юридических норм и правил поведения со стороны субъектов права в процессе осуществления ими прав и обязанностей в рамках административного права [4, c. 39].

Интересно отметить, что административное право соединяет в себе начала гражданского и уголовного права. Посредством административного права государство реализует систему общественных отношений, которые складываются при взаимодействии власти с обществом.

Необходимо отметить, что административное право и административное законодательство — понятия не отождествленные. Если административное право представляет собой отрасль российской правовой системы, то административное законодательство является основой построения и функционирования исполнительной ветви власти.

В сущности, можно сказать, что административное законодательство является частным по отношению к административному праву, общему. Это можно пояснить тем, что источниками административного права являются внешние формы выражением административно-правовых норм. В практическом варианте речь идет о юридических актах различных государственных органов. Которые содержат такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты. Совокупность нормативно-правовых актов, которые регламентируют правоотношения, являются предметом административного права, образуя административное законодательство [5, c. 149].

В законодательном массиве административного права выделяются следующие элементы:

– общеправовые законодательные акты, к которым относится, например, Конституция Российской Федерации;

– отраслевые законодательные акты: например, Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации» [1], Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О системе государственной службы в Российской Федерации» и так далее;

– законодательные акты, которые относятся к иным отраслям права и межотраслевым общностям, но которые имеют в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения: например, Налоговый кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и другие;

– международный акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Все же, основным документом административного законодательства является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, который устанавливает основные базисы, принципы, цели и задачи административного законодательства. Считаем целесообразным кратко обозначить основные положения в данном вопросе.

В общем и целом, можно сказать, что административное законодательство представляет собой законодательство об административных правонарушениях и установлению ответственности за их совершение. При этом, законодатель попытался максимально предусмотреть все возможные правонарушения, которые могут быть совершены со стороны физического или юридического лица. При чем, физическим лицом может быть либо просто граждан, либо индивидуальный предприниматель, либо должностное лицо [4, c. 37].

В статье 1.1 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из самого Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации об административных правонарушениях. Сам же Кодекс, как и все административное законодательство, строится и формируется на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договора Российской Федерации.

Законодатель установил основные задачи административного законодательства Российской Федерации. В соответствии со статьей 1.2 Кодекса такими являются:

– защита личности;

– охрана прав и свобод человека и гражданина;

– охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

– защита общественной нравственности;

– охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти;

– охрана общественного порядка и общественной безопасности, собственности;

– защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

– предупреждение административных правонарушений.

В Кодексе об административных правонарушениях, в статье 1.3, законодателем определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Так, к ведению Российской Федерации в области административного законодательства относится:

– установление положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

– установление перечня видов административных наказаний и правил их применения;

– установление административной ответственности по вопросам, которые имеют федеральное значение;

– установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

– установление порядка постановлений о назначении административных наказаний [5, c. 148].

В главе 1.3.1 Кодекса определены предметы ведения субъектов Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. К таким относятся следующие:

– установление ими административной ответственности за нарушение законов и других нормативно-правовых актов субъектов Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления;

– организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации;

– определение подведомственности дел об административных правонарушениях, которые предусмотрены законами субъектов Федерации;

– создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– создание административных комиссий, других коллегиальных органов для привлечения к административной ответственности;

– определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов [3, c. 37].

Важно обозначить, что принятые законы субъектов Федерации в области административного законодательства не могут противоречить положениям Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Они могут лишь дополнять такие положения в вопросах, которые не урегулированы Кодексом, но которые имеют значение на территории той или иной территории субъекта Федерации.

Важно обозначить, что административное законодательство соответствовать конкретным принципам. Первым принципом является равенство перед законом. В соответствии с этим принципом все лица, совершившие правонарушения, равны перед законом. При этом, не имеет значения, к какому полу, расе, национальности, происхождению, имущественному и должностному положению относится это физическое лицо, какое у него место жительства, какое отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям, а также иные обстоятельства. Юридические лица подлежат административной ответственности вне зависимости от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также иных обстоятельств.

Вторым принципом административного законодательства является презумпция невиновности. То есть, каждое лицо подлежит административное ответственности только за те административное правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Предполагаемый правонарушитель считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Важно обозначить, что лицо, которое привлекается к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность.

К числу важных принципов административного законодательства необходимо также отнести законность, принцип гласности, принцип ответственности, а также принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. В целом, можно сказать, что важнейшей ценностью признается права граждан. При этом, ни одна норма административного законодательства не направлена на уничижение человеческого достоинства и нравственности.

Необходимо отметить, что статьей 1.7 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, должно быть привлечено к ответственности на основании закона, который действовал во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Статьей 1.8 установлено действие административного законодательства в пространстве. Так, лицо, которое совершило административное правонарушение на территории Российской Федерации, привлекается к административной ответственности в соответствии с Кодексом или законом субъекта Федерации, кроме случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации [3, c. 35].

Если лицо совершило правонарушение за пределами Российской Федерации, то оно подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в случаях, которые предусмотрены международным договором Российской Федерации и положениями Кодекса.

Если же юридическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 Кодекса, за пределами Российской Федерации, и лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.33 Кодекса, за пределами Российской Федерации, то они подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом в случаях, если указанные административные правонарушения направлены против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанные лица не были привлечены за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Так, нами были обозначены основные задачи и принципы действия административного законодательства, а также определена его роль и значение в правовой системе Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130, от 01.07.2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
  2. Федеральный Конституционный закон Российской Федерации от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. 09.11.2020. № 251 (8305).
  3. Абрамова Л. А., Верещак С. Б., Верещак А. В. Актуальные вопрос совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Право и практика. 2020. № 1. С. 33–37.
  4. Голобородько В. И. Некоторые вопросы усовершенствования законодательства об административной ответственности // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. 2020. № 13. С. 34–42.
  5. Ремизов П. В. Гармонизация законодательства об административных правонарушениях в свете декриминализации уголовной ответственности за совершение ряда преступлений // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 3 (47). С. 148–150.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, административное законодательство, административная ответственность, правонарушение, административное правонарушение, Кодекс, правовая система, субъект Федерации, лицо, международный договор.


Задать вопрос