В данной статье анализируются истоки возникновения законов, регулирующих коррупционные отношения в Российской Федерации. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования рассматриваемого вопроса, что позволит антикоррупционной политике отечественного права развиваться с учетом исторического опыта.
Ключевые слова: антикоррупционное законодательство, Российская Федерация, государственная власть, противодействие коррупции, коррупционная направленность, широкое понимание.
Для начала стоит отметить, что в исторической науке не отмечается точное время возникновения коррупции, но специалисты в области изучения исторических аспектов данного явления уверенно указывают на то, что коррупция на протяжении всего развития человечества не только существовала как явление, но и интенсивно развивалась.
Так, А. В. Кузьмин отмечает, что понятие коррупции можно применить, как в широком понимании, так и в узком. «Широкое понимание, включает в себя как подкуп во всех отраслях власти и управления (государственных, муниципальных, частных), так и должностные преступления, совершенные из корыстных побуждений; узкое понимание коррупции — это подкуп во всех его разновидностях плюс (с определенной долей условности) провокация такового» [6, с. 137].
В. Дивайн, определял коррупцию, как «злоупотребление государственной властью ради личной выгоды» [1, с. 9].
В современном мире термин «коррупция» используется более, чем часто, что связано с высоким уровнем коррумпированности государственной власти, в связи с чем в Российской Федерации уделяется значительное внимание законодательству, регулирующему правовые позиции чиновников.
Важнейшим этапом в развитии правовой сферы о противодействии коррупции в России является вступление в силу Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5]. Начало его формирования заложено историческим развитием государственности на Руси.
Исторический аспект обеспечивает рассмотрение значения Закона о противодействии коррупции в двух формах:
— широкая форма — как общий итог более чем тысячелетнего процесса реализации российской государственной политики, направленной на борьбу с коррупционерами;
— узкая форма — как старт процесса становления антикоррупционной политики России нового формата, начало которого приходится на 90-е годы XX века, т. е. включение современной политической, социально-экономической и, как следствие, правовой политики.
Сегодня, учитывая проблемные вопросы, решаемые посредством государственной политики различных направлений, серьезным значением обладают оба приведенных формата. Так, правовым значением Закон о противодействии коррупции обладает, когда речь идет о таких его функциях, как систематизация и унификация законодательства, направленного на борьбу с коррупцией.
По мнению А. Ж. Лукпанова, антикоррупционное законодательство на всех этапах исторического развития России характеризовалось высоким уровнем правовых коллизий [3, с. 24]. В. С. Черных, отмечал, что в нем не было единства терминов и определений [7, с. 13]. Поэтому можно полагать, что историческая значимость Закона «О противодействии коррупции» заключается, главным образом, в разработке и упрочнении правовых возможностей, направленных на решение проблем в области коррупции.
Этап формирования и развития государственной политики противодействия коррупции пришелся на становление централизованного государства и связан с оформлением правовых позиций концепции, направленной на обеспечение национальной безопасности. Происходит повышение значимости законодательства, что связано с централизацией власти, укреплением позиций государственности, монархии сословно-представительного характера и нового дворянства.
Анализ истории развития ответственности за преступления коррупционной направленности позволяет говорить о том, что дальнейшее законодательство в этой области развивалось именно по тем направлениям, которые были заложены нормативными правовыми нормами, сформированными в эпоху Петра Великого, а именно:
1) правовые установки в деятельности чиновников;
2) ужесточение наказаний;
3) внесословный подход к наказаниям;
4) расширение состава преступлений коррупционной направленности.
В правовой истории России наиболее значимо историками выделяется XIX в., т. к. именно в этот период было утверждено множество законодательных актов, направленных на развитие централизованной власти в стране. Отмечается, что ни в одном государстве нет такого периода в истории правового законодательства, особенно, если учесть тот факт, что многим нормативно-правовым положениям в мире нет аналогов. «Среди новых законов имелись правовые документы, положения которых свидетельствуют о систематизации и первых попытках кодификации антикоррупционного законодательства» [2, с. 16].
Рассматривая советский период развития антикоррупционного законодательства, необходимо отметить, что советская власть всегда уделяла этому вопросу большое внимание. Этот процесс в советский период осуществлялся через призму укрепления государственной власти, что являлось ключевым условием построения и развития нового общества.
Особенным систематизирующим значением в области антикоррупционного законодательства российского государства обладает постсоветский период. Но принятый в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации [4] не смог разрешить существующие проблемы в области противодействия коррупции, а таковых проблем было множество, особенно если учесть, что за пять лет до этого произошел распад Советского Союза, и страна переживала множественный кризис государственно-общественных, политических и социально-экономических отношений. Анализ Уголовного кодекса РФ показывает, что в нем приводятся положения, направленные не на правовое регулирование коррупции и ее профилактику, а скорее раскрывающие сами проблемы коррупции в постсоветской России, обобщая их с различных правовых позиций практического формата. Это дает основание полагать, что антикоррупционное законодательство в Российской Федерации конца XX в. так и оставалось без какой-либо реально проработанной и действующей юридической концепции.
Таким образом, анализируя историко-правовые аспекты развития российского законодательства об ответственности за коррупционные правонарушения, можно сделать вывод, что антикоррупционная политика государства была наиболее эффективной в периоды глобальных исторических перемен. Во все исторические периоды борьба с коррупцией достигала разной степени успеха. В одних случаях государство добивалось успеха, в других — требовались значительные усилия, часто безрезультатные. Мы считаем, что коррупционные преступления по-прежнему совершаются, иногда активно, и борьба с ними будет продолжаться.
Литература:
- Дивайн, В., Хоппе, Т. Основные понятия и концепции антикоррупционной деятельности: учебное пособие. — Москва: Анкил, 2013. — 240 с.
- Колобова, М. В. Взяточничество и казнокрадство в период царствования Николая I, как истоки современной коррупции / М. В. Колобова // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2017. — № 14. — С.15–19.
- Лукпанов, А. Ж. История развития законодательства по борьбе с коррупцией в государственной службе России / А. Ж. Лукпанов // Научное общество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. — 2018. — С.23–26.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954; 01.01.2024. № 1 (часть I). Ст. 22.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «О противодействии коррупции» // Российская газета. № 266. 30.12.2008; № 291. 22.12.2023.
- Фиалковская, И. Д. Коррупция: понятие, признаки, виды / И. Д. Фиалковская // Вестник ННГУ. — 2018. — № 1. — С. 137–142.
- Черных, В. С. Генезис развития преступлений коррупционной направленности в дореволюционный период / В. С. Черных // Гуманитарные научные исследования. — 2016. — № 10. — С.13–15.