Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Каримова, Е. А. Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов / Е. А. Каримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86983/ (дата обращения: 20.01.2022).



В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов».

Тревожность — одна из самых актуальных проблем в современной психологии. Несмотря на то, что эволюцией она заложена для защиты от реальных угроз, тревожность возникает и на фоне угроз несуществующих. Данное явление вызывает в человеке такие состояния, как напряженность, беспомощность, неврозы, а на поведенческом уровне она проявляется через дезорганизацию и снижение продуктивности деятельности, негативно сказываясь на всех сферах жизни. Одним из последствий столкновения человека с тревожностью могут стать соматические заболевания.

На разных этапах обучения в вузе на личность студента воздействуют множество факторов, которые препятствуют профессиональному становлению. Тому пример личностная тревожность. Она не только мешает продуктивной учебной деятельности, но и делает студента более подверженному стрессу, успеваемость начинает снижаться и замедляется развитие студента как специалиста. Отсюда вытекает необходимость в снижении тревожности у студентов.

Одним из эффективных способов борьбы с тревожностью выступает игротерапия. В практической психологии данный способ считается психотерапевтическим методом воздействия как на детей, так и на взрослых. Помимо налаживания контакта между участниками в группе, процесс игры способствует снятию напряжения, страха, тревоги, повышает самооценку и укрепляет уверенность в собственных силах.

Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что игротерапия снижает показатели тревожности студентов-психологов.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной литературе;
  2. Провести психологический анализ особенностей студентов;
  3. Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов;
  4. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования;
  5. Разработать эксперимент, изучающий влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов;
  6. Провести первичную диагностику тревожности у студентов психологов в экспериментальной и контрольной группах;
  7. После проведенного эксперимента провести вторичную диагностику тревожности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах;
  8. Выявить влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов.

Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, эксперимент, математико-статистическая обработка данных (t-критерий Стьюдента).

Методики:

  1. Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина;
  2. «Интегративный тест тревожности (ИТТ)» А. П. Бизюка;
  3. «Шкала тревоги» А. Бека.

Выборка: 36 студентов специальности «Психология служебной деятельности».

Основные результаты экспериментального исследования. Для выявления влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Эффективность влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов

Экспериментальная группа

РТ до

ЛТ до

Эксперимент

РТ после

ЛТ после

∆ РТ

∆ ЛТ

Ср. арифм

36,92

45,00

33,92

35,77

-4,17

-9,23

Ср. кв. откл.

9,57

13,94

8,32

10,37

5,47

8,03

Контрольная группа

РТ до

ЛТ до

РТ после

ЛТ после

∆ РТ

∆ ЛТ

Ср. арифм

45,43

43,50

37,59

43,26

-7,18

-1,18

Ср. кв. откл.

12,40

10,15

10,57

10,55

7.36

3,10

t-критерий Стьюдента

1,35

-3,46

р — уровень значимости

-

0,001

В ходе исследования было выявлено значимое различие между дельта-значениями личностной тревожности при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = -3,46 больше tкрит = 3,29 на уровне p≤0,001), что говорит о статистической значимости влияния игротерапии на личностную тревожность студентов-психологов. Значимого различия между дельта-значениями реактивной тревожности (tэмп = 1,35) выявлено не было.

Таблица 2

Эффективность влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов

Экспериментальная группа

Бизюк

Бэк

Эксперимент

Бизюк

Бэк

Бизюк

Бэк

СТ-С до

СТ-Л до

УТ до

СТ-С после

СТ-Л после

УТ после

∆ СТ-С

∆ СТ-Л

∆ УТ

Ср. арифм,

4,31

6,38

11,92

1,82

4,54

5,92

-1,82

-1,85

-6,00

Ср. кв. откл.

3,07

2,60

8,79

1,47

3,13

5,31

2,04

1,95

5,87

Контрольная группа

СТ-С до

СТ-Л до

УТ до

СТ-С после

СТ-Л после

УТ после

∆ СТ-С

∆ СТ-Л

∆ УТ

Ср. арифм

4,96

6,26

20,96

3,87

6,17

16,05

-1,09

-0,09

-4,05

Ср. кв. откл.

2,69

2,58

10,35

2,70

2,55

9,14

2,21

0,95

8,56

t-критерий Стьюдента

-0,95

-3,05

-0,80

р — уровень значимости

-

0,01

-

В ходе исследования было выявлено значимое различие между дельта-значениями личностной тревожности при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = -3,05 больше tкрит = 2,58 на уровне p≤0,01), что подтверждает статистически значимое влияние игротерапии на личностную тревожность студентов-психологов. Значимого различия между дельта-значениями ситуативной тревожности (tэмп = -0,95), а также уровнем тревоги (tэмп = -0,80) выявлено не было.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о частичном подтверждении нашей гипотезы о том, что игротерапия снижает тревожность студентов-психологов.

Основные термины (генерируются автоматически): тревожность студентов-психологов, значимое различие, контрольная группа, личностная тревожность, помощь t-критерия, экспериментальная группа, личностная тревожность студентов-психологов, уровень значимости, эффективность влияния.


Задать вопрос