Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Каримова, Е. А. Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов / Е. А. Каримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86983/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов».

Тревожность — одна из самых актуальных проблем в современной психологии. Несмотря на то, что эволюцией она заложена для защиты от реальных угроз, тревожность возникает и на фоне угроз несуществующих. Данное явление вызывает в человеке такие состояния, как напряженность, беспомощность, неврозы, а на поведенческом уровне она проявляется через дезорганизацию и снижение продуктивности деятельности, негативно сказываясь на всех сферах жизни. Одним из последствий столкновения человека с тревожностью могут стать соматические заболевания.

На разных этапах обучения в вузе на личность студента воздействуют множество факторов, которые препятствуют профессиональному становлению. Тому пример личностная тревожность. Она не только мешает продуктивной учебной деятельности, но и делает студента более подверженному стрессу, успеваемость начинает снижаться и замедляется развитие студента как специалиста. Отсюда вытекает необходимость в снижении тревожности у студентов.

Одним из эффективных способов борьбы с тревожностью выступает игротерапия. В практической психологии данный способ считается психотерапевтическим методом воздействия как на детей, так и на взрослых. Помимо налаживания контакта между участниками в группе, процесс игры способствует снятию напряжения, страха, тревоги, повышает самооценку и укрепляет уверенность в собственных силах.

Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что игротерапия снижает показатели тревожности студентов-психологов.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие «тревожность» в отечественной и зарубежной литературе;
  2. Провести психологический анализ особенностей студентов;
  3. Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов;
  4. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования;
  5. Разработать эксперимент, изучающий влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов;
  6. Провести первичную диагностику тревожности у студентов психологов в экспериментальной и контрольной группах;
  7. После проведенного эксперимента провести вторичную диагностику тревожности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах;
  8. Выявить влияние игротерапии на тревожность студентов-психологов.

Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, эксперимент, математико-статистическая обработка данных (t-критерий Стьюдента).

Методики:

  1. Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина;
  2. «Интегративный тест тревожности (ИТТ)» А. П. Бизюка;
  3. «Шкала тревоги» А. Бека.

Выборка: 36 студентов специальности «Психология служебной деятельности».

Основные результаты экспериментального исследования. Для выявления влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Эффективность влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов

Экспериментальная группа

РТ до

ЛТ до

Эксперимент

РТ после

ЛТ после

∆ РТ

∆ ЛТ

Ср. арифм

36,92

45,00

33,92

35,77

-4,17

-9,23

Ср. кв. откл.

9,57

13,94

8,32

10,37

5,47

8,03

Контрольная группа

РТ до

ЛТ до

РТ после

ЛТ после

∆ РТ

∆ ЛТ

Ср. арифм

45,43

43,50

37,59

43,26

-7,18

-1,18

Ср. кв. откл.

12,40

10,15

10,57

10,55

7.36

3,10

t-критерий Стьюдента

1,35

-3,46

р — уровень значимости

-

0,001

В ходе исследования было выявлено значимое различие между дельта-значениями личностной тревожности при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = -3,46 больше tкрит = 3,29 на уровне p≤0,001), что говорит о статистической значимости влияния игротерапии на личностную тревожность студентов-психологов. Значимого различия между дельта-значениями реактивной тревожности (tэмп = 1,35) выявлено не было.

Таблица 2

Эффективность влияния игротерапии на тревожность студентов-психологов

Экспериментальная группа

Бизюк

Бэк

Эксперимент

Бизюк

Бэк

Бизюк

Бэк

СТ-С до

СТ-Л до

УТ до

СТ-С после

СТ-Л после

УТ после

∆ СТ-С

∆ СТ-Л

∆ УТ

Ср. арифм,

4,31

6,38

11,92

1,82

4,54

5,92

-1,82

-1,85

-6,00

Ср. кв. откл.

3,07

2,60

8,79

1,47

3,13

5,31

2,04

1,95

5,87

Контрольная группа

СТ-С до

СТ-Л до

УТ до

СТ-С после

СТ-Л после

УТ после

∆ СТ-С

∆ СТ-Л

∆ УТ

Ср. арифм

4,96

6,26

20,96

3,87

6,17

16,05

-1,09

-0,09

-4,05

Ср. кв. откл.

2,69

2,58

10,35

2,70

2,55

9,14

2,21

0,95

8,56

t-критерий Стьюдента

-0,95

-3,05

-0,80

р — уровень значимости

-

0,01

-

В ходе исследования было выявлено значимое различие между дельта-значениями личностной тревожности при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = -3,05 больше tкрит = 2,58 на уровне p≤0,01), что подтверждает статистически значимое влияние игротерапии на личностную тревожность студентов-психологов. Значимого различия между дельта-значениями ситуативной тревожности (tэмп = -0,95), а также уровнем тревоги (tэмп = -0,80) выявлено не было.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о частичном подтверждении нашей гипотезы о том, что игротерапия снижает тревожность студентов-психологов.

Основные термины (генерируются автоматически): тревожность студентов-психологов, значимое различие, контрольная группа, личностная тревожность, помощь t-критерия, экспериментальная группа, личностная тревожность студентов-психологов, уровень значимости, эффективность влияния.


Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ. Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка. В процессе обучения в вузе студенты...

Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от...»

Из них 10 студентов в экспериментальной группе и 24 в контрольной. Основные результаты экспериментального исследования

Все это оказало статистически значимое влияние на ситуативную тревожность студентов-психологов, так как личность студентов-психологов...

Эмпирическое исследование тревожности у студентов...

Для выявления уровня тревожности в студенческой группе нами было проведено пилотажное исследование первокурсников Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. В исследовании принимали участие 20 студентов Института...

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

Тестирование по методике определения уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера в

В качестве критерия успеваемости были определены оценки студентов за экзамены в период сессий.

Так при оценке уровня личностной тревожности у студентов было установлено...

Влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость...

Выборка: 40 студентов-психологов, из которых 30 студентов в контрольной группе, 10 студентов в экспериментальной группе. Основные результаты экспериментального исследования: Для выявления влияния просмотра телепередачи «Игра» нами был составлен...

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Методика самооценки уровня тревожности относится к группе личностных опросников, разработанных К. Д. Спилбергером для диагностики тревоги и тревожности. Согласно теории Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.

Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза

На первом этапе исследования изучался уровень тревожности студентов с помощью методик, определенных диагностическим инструментарием по показателям тревожности: тесту МИУТ Дж. Тейлора [1] и методики на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д...

Диагностика психологических личностных характеристик...

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса.

По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов свойственен высокий уровень тревожности.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Существует две разновидности тревожности: личностная и ситуативная.

Высокий уровень ситуативной тревожности в контрольной группе у 43 % испытуемых, в экспериментальной не

Аналогично производился расчет Т-критерия Вилкоксона для ситуативной тревожности.

Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ. Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка. В процессе обучения в вузе студенты...

Влияние просмотра документального сериала «Руки прочь от...»

Из них 10 студентов в экспериментальной группе и 24 в контрольной. Основные результаты экспериментального исследования

Все это оказало статистически значимое влияние на ситуативную тревожность студентов-психологов, так как личность студентов-психологов...

Эмпирическое исследование тревожности у студентов...

Для выявления уровня тревожности в студенческой группе нами было проведено пилотажное исследование первокурсников Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. В исследовании принимали участие 20 студентов Института...

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

Тестирование по методике определения уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера в

В качестве критерия успеваемости были определены оценки студентов за экзамены в период сессий.

Так при оценке уровня личностной тревожности у студентов было установлено...

Влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость...

Выборка: 40 студентов-психологов, из которых 30 студентов в контрольной группе, 10 студентов в экспериментальной группе. Основные результаты экспериментального исследования: Для выявления влияния просмотра телепередачи «Игра» нами был составлен...

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Методика самооценки уровня тревожности относится к группе личностных опросников, разработанных К. Д. Спилбергером для диагностики тревоги и тревожности. Согласно теории Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.

Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза

На первом этапе исследования изучался уровень тревожности студентов с помощью методик, определенных диагностическим инструментарием по показателям тревожности: тесту МИУТ Дж. Тейлора [1] и методики на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д...

Диагностика психологических личностных характеристик...

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса.

По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов свойственен высокий уровень тревожности.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Существует две разновидности тревожности: личностная и ситуативная.

Высокий уровень ситуативной тревожности в контрольной группе у 43 % испытуемых, в экспериментальной не

Аналогично производился расчет Т-критерия Вилкоксона для ситуативной тревожности.

Задать вопрос