Исследование эстетического восприятия визуальных произведений искусства с помощью фМРТ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Дружинина, А. А. Исследование эстетического восприятия визуальных произведений искусства с помощью фМРТ / А. А. Дружинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87097/ (дата обращения: 21.12.2024).



В данной статье рассматривается такое современное междисциплинарное направление как нейроэстетика, основоположником которой является С. Зеки. Основные понятия нейроэстетики были разработаны в начале XXI века. В работах С. Зеки и ряде других исследований с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии был проведен анализ эстетического восприятия визуальных произведений искусства. Исследователями были предприняты попытки выяснить, какие области головного мозга включены в эстетическое восприятие человека. В статье проведен обзор научных зарубежных источников, в которых опубликованы результаты данных исследований. По мнению ученых, в зависимости от вида воспринимаемого искусства можно наблюдать большую или меньшую степень активности в разных отделах мозга. Однако вместе с этими областями отмечается активация и других зон головного мозга, не связанных напрямую с восприятием изобразительного искусства.

Ключевые слова: фМРТ, мозг, нейроэстетика, С.Зеки, визуальное искусство, метод нейровизуализации, эстетическое восприятие.

На протяжении многих веков вопрос красоты, а именно проблема источника красоты вызывала споры в кругах философов и писателей. Находится ли источник красоты в воспринимаемом объекте или же он сосредоточен в воспринимающем субъекте? [10; 15] Так, в течение последних 2000 лет, начиная с античных трудов Платона, считалось, что красота существует независимо от субъекта, воспринимающего ее. И только в XVIII веке в трудах Иммануила Канта акцент был сдвинут к поиску принципов красоты и эстетической ценности воспринимающего субъекта.

В настоящее время многими учеными реализуются попытки экспериментального решения вопроса о нахождении «источника красоты», выясняется, существует ли объективная основа переживания красоты в искусстве, а значит, есть ли определённые области мозга, активирующиеся у людей при восприятии красоты в искусстве. Междисциплинарное направление, занимающееся исследованием данного вопроса, получило название «нейроэстетика». Сам термин «нейроэстетика» («neuroesthetics») и его основные понятия были разработаны в начале XXI века под определяющим влиянием английского нейрофизиолога Семира Зеки. [1]

В нашей статье проведен анализ результатов 10 эмпирических исследований, направленных на выявление специфических зон головного мозга, активирующихся при рассматривании различных видов изобразительного искусства. Критериями для включения исследований в данный обзор являлись: проведение исследований головного мозга с использованием такого метода нейровизуализации как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) , а также фокусирование исследований на эстетическом восприятиивизуальных произведений искусства , включающих в себя скульптуру, пейзаж, портрет и абстрактную живопись.

Рассмотрим подробнее содержание и результаты некоторых исследований.

В исследовании, проведенном Cinzia Di Dio и его коллегами, испытуемым предъявлялось два набора стимулов: один из них состоял из изображений оригинальных скульптур, а второй — из изображений измененных версий этих скульптур (были изменены пропорции тела). Сначала перед исследуемыми стояла задача просто рассмотреть предъявляемые изображения, затем эстетически оценить их («beautiful vs ugly»), после чего оценить пропорции предъявляемых изображений. В результате исследования было выявлено, что наблюдение оригинальных скульптур в отличие от измененных вызывало у исследуемых активацию правой островковой доли, а также некоторых латеральных и медиальных корковых областей (латеральная затылочная извилина, предклинье и префронтальные области). Активация островковой доли была особенно сильна во время простого наблюдения предъявляемых стимулов. Когда испытуемые эстетически оценивали стимулы, то наблюдались следующие изменения в активности головного мозга: при рассмотрении красивых изображений активировалось правое миндалевидное тело, при рассмотрении некрасивых изображений активация не возникала. Авторами был сделан следующий вывод: у испытуемых чувство красивого сопровождается двумя процессами, один из которых основан на активации островковой доли, вызванной оценкой пропорций изображений, другой — основан на активации миндалевидного тела, вызванной собственными эмоциональными переживаниями испытуемого. [6]

Albert Flexas и его научной группой исследовались визуальные эстетические предпочтения людей без художественного образования. В качестве стимульного материала исследуемым предъявлялись 100 фотографий разного содержания и 100 неизвестных картин известных художников. По мнению авторов, люди без художественного образования предпочитают неабстрактное искусство абстрактному, что является «обычной реакцией». Однако у небольшого процента испытуемых наблюдается противоположный выбор: предпочтения отдаются абстрактному искусству, что представляет собой «необычную реакцию». Результаты исследования фМРТ показали, что передняя поясная извилина, орбитофронтальная кора и островковая доля были основными структурами, участвующими в решении задачи эстетической оценки. При этом можно отметить у испытуемых с «необычной реакцией» повышенную зону активации в передней поясной извилине, верхней лобной извилине и дополнительной моторной коре. [7]

Целью исследования Tomohiro Ishizu и Semir Zeki было выявить, существуют ли отдельные области, отвечающие именно за эстетическое восприятие живописных картин, а не за оценку цветов, форм и размеров в картинах. Так, авторы исследования пришли к следующим результатам: при эстетическом восприятии активируются медиальные и латеральные отделы орбитофронтальной коры, а также такие подкорковые структуры, как бледный шар, клауструм, миндалевидное тело и червь мозжечка, отвечающие за двигательную реакцию в ответ на эмоциональный стимул. В то же время при эстетическом восприятии, а также при восприятии цвета, форм и размеров на картинах наблюдается активация моторной, премоторной коры, передней части островкой коры и дорсолатеральной префронтальной коры. Исходя из этого авторами был сделан вывод, что существуют специальные области, отвечающие за эстетическое восприятие, в дополнение к тем, которые являются общими как для эстетического восприятия и восприятия цвета, форм и размеров на картинах. [8]

В исследовании, проведенном Ulrich Kirk и его коллегами, были изучены эстетические суждения о визуальных архитектурных стимулах среди группы специалистов-архитекторов и не экспертов в этой области. Исследователями была выдвинута гипотеза о том, что уровень знаний влияет на нейронную активность в тех областях мозга, которые связаны с восприятием, памятью и системой вознаграждения. В результате экспериментального исследования было выявлено, что в обеих группах у исследуемых наблюдается активность орбитофронтальной коры и субкаллозальной поясной извилины. При этом можно отметить, что у экспертов-архитекторов наблюдается активность в областях, отвечающих за память, таких как гиппокамп и предклинье. [11]

Целью исследования Hideaki Kawabata и Semir Zeki было выявить те зоны мозга, которые активируются при эстетической оценке изобразительного искусства не зависимо от его типа: портрет, пейзаж, натюрморт или абстрактная живопись. Пред проведением фМРТ испытуемым предъявляли изображения, которые им необходимо было классифицировать на «красивые», «нейтральные» и «некрасивые». После чего те же изображения были показаны исследуемым во время фМРТ. Результаты данного исследования показали, что восприятие различных видов изобразительного искусства связано с конкретными специализированными областями мозга, отвечающими за визуальное восприятие. Орбитофронтальная кора в различной степени была вовлечена во время восприятия красивых и некрасивых стимулов (независимо от вида изобразительного искусства). Также восприятие предъявляемых стимулов как красивых, так и не красивых в различной степени активируют моторную кору. Авторами исследования была выдвинута гипотеза об активации моторной коры: восприятие визуальных стимулов в целом и эмоционально заряженных стимулов в частности мобилизует двигательную систему, чтобы либо избежать «некрасивого» или отталкивающего стимула, либо, в случае с «красивыми» стимулами, дать какой-либо ответ на них. Также авторы статьи подчеркивают, что восприятие прекрасного не мобилизует двигательную систему в такой степени, как восприятие некрасивого. [10]

Обобщая результаты, полученные в исследованиях при помощи метода фМРТ, можно отметить, что эстетическое восприятие вызывает активацию в различных областях головного мозга, обеспечивающих, например, сенсорные, моторные или когнитивные функции. Таким образом, не существует точечной локализации эстетического восприятия искусства. [13] [3]

Также было выявлено, что при эстетическом восприятии максимально активна затылочно-височная область, отвечающая за узнавание цвета и формы, а также распознавание предметов и их расположение. [4] Исследования фМРТ также показали, что различные участки орбитофронтальной коры также вовлечены в эстетическое восприятие искусства, при этом данная область с большой вероятностью отвечает за регуляцию процессов восприятия в зрительных отделах и лежит в основе эмоциональной оценки искусства. [9; 10]

В зависимости от вида воспринимаемого искусства можно наблюдать большую или меньшую степень активности в разных отделах мозга. Так, при рассматривании портретной живописи более высокая активность регистрируется в области веретенообразной извилины, специализирующейся на распознавании лиц. [5] Парагиппокампальная область более активна при восприятии пейзажей. В лимбической системе, нижней лобной извилине, дополнительной моторной коре и островковой доле наиболее высокая активность наблюдается при рассматривании скульптур. Исходя из вышеизложенных данных можно сделать предположение, что существует определенная зависимость области активации в головном мозге и предъявляемого вида изобразительного искусства. [12; 14] Однако вместе с этими областями активируются и другие зоны мозга, не связанные напрямую с восприятием изобразительного искусства. [8]

Таким образом, основываясь на анализе экспериментальных исследований, проведенных при помощи фМРТ, можно утверждать, что реакции человека на изобразительное искусство имеют нейроанатомическую основу. При этом важно отметить, что просмотр визуального искусства активирует не только области зрительной коры, но и области префронтальной коры, моторной коры, теменную и височную доли, а также подкорковые отделы головного мозга человека.

В результате проведенных исследований было выявлено, что содержание предъявляемого вида искусства (портрет, пейзаж, скульптура, абстрактная живопись) играет важную роль в том, какие области мозга будут задействованы в процессе восприятия. Однако, как отмечается рядом исследователей, эстетическое восприятие тесно связано с перцептивными, когнитивными, сенсорными и аффективными процессами. [11] Таким образом, требуется проведение дальнейших исследований в направлении эстетического восприятия изобразительного искусства. Возможно, предъявление других видов визуального искусства, кроме описанных в статье, будет активировать больший спектр областей головного мозга.

Литература:

1. Спивак Д. Л. Искусство и мозг: актуальные направления изучения / Д. Л. Спивак, Л. Д. Бугаева, М. А. Степанов, А. В. Венкова // Теория искусства. — 2016. — № 1 (22). — С.130–141.

2. Cela-Conde, C.J., Agnati, L., Huston, J.P., Mora, F., Nadal, M. The neural foundations of aesthetic appreciation. Prog. Neurobiol, 2011, no. 94, pp. 39–48 doi: 10.1016/j.pneurobio.2011.03.003

3. Chatterjee, A. Prospects for a cognitive neuroscience of visual aesthetics. Bull. Psychol. Arts, 2004, vol. 23, no. 4, pp. 56–60. doi:10.1162/jocn.2010.21457

4. Cupchik, G.C., Vartanian, O., Crawley, A., Mikulis, D. J. Viewing artworks: Contributions of cognitive control and perceptual facilitation to aesthetic experience. Brain and Cognition, 2009, vol. 70, pp. 84–91. doi:10.1016/j.bandc.2009.01.003

5. Di Dio, C., Canessa, N., Cappa, S.F., Rizzolatti, G. Specificity of Esthetic Experience for Artworks: An fMRI Study. Frontiers in Human Neuroscience, 2011, no. 5, pp. 1–14. doi:10.3389/fnhum.2011.00139

6. Di Dio C., Macaluso E., Rizzolatti G. The Golden Beauty: Brain Response to Classical and Renaissance Sculptures. PLoS ONE, 2007, no. 2. doi: 10.1371/journal.pone.0001201

7. Flexas, A., Rossella, J., de Miguel, P., Nadal, M., Munar, E. Cognitive control and unusual decisions about beauty: an fMRI study. Frontiers in Human Neuroscience, 2014, no. 8, pp. 1–9. doi:10.3389/fnhum.2014.00520

8. Ishizu, T., Zeki, S. The brain’s specialized systems for aesthetic and perceptual judgment. European Journal of Neuroscience, 2013, vol. 37, pp. 1413–1420. doi:10.1111/ejn.12135

9. Ishizu, T., Zeki, S. Toward a brain-based theory of beauty. PLoS, 2011, no. 6. doi:10.1371/journal.pone.0021852

10. Kawabata, H., Zeki, S. Neural correlates of beauty. Journal of Neurophysiology, 2004, vol. 91, pp. 1699–1705. doi:10.1152/jn.00696.2003

11. Kirk, U., Skov, M., Christensen, M.S., Nygaard, N. Brain correlates of aesthetic expertise: A parametric fMRI study. Brain and Cognition, 2009, vol. 69, pp. 306–315. doi:10.1016/j.bandc.2008.08.004

12. Kirk, U., Skov, M., Hulme, O., Christensen, M.S., Zeki, S. Modulation of aesthetic value by semantic context: An fMRI study. Neuroimage, 2009, vol. 44, pp. 1125–1132. doi:10.1016/j.neuroimage.2008.10.009

13. Vartanian, O., Goel, V. Neuroanatomical correlates of aesthetic preference for paintings. Neuroreport, 2004, no. 15, pp. 893–897. doi:10.1097/00001756–200404090–00032

14. Vessel, E., Starr, G.G., Rubin, N. The brain on art: intense aesthetic experience activates the default mode network. Frontiers in Human Neuroscience, 2012, no. 6, pp. 1–17. doi:10.3389/fnhum.2012.00066

15. Zaidel, D. W. Neuroesthetics is not just about art. Frontiers in Human Neuroscience, 2015, no. 9. doi: 10.3389/fnhum.2015.00080

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое восприятие, изобразительное искусство, головной мозг, область, абстрактная живопись, активация, визуальное искусство, восприятие, кора, моторная кора.


Ключевые слова

визуальное искусство, мозг, фМРТ, нейроэстетика, С.Зеки, метод нейровизуализации, эстетическое восприятие

Похожие статьи

Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом нейропсихологического подхода

В статье представлен анализ взаимосвязи работы мозга и его нарушений с трудностями в освоении навыков чтения. Выделенные нейропсихологическим подходом функциональные блоки мозга и их работа определяют качество освоения навыков чтения. Опыт нейропсихо...

Роль трансформации семиотики прически в межкультурной коммуникации

В статье рассматривается один из способов межкультурной коммуникации, заключающийся в выявлении и понимании структуры объектов культуры. Прическа в данной статье представлена как объект культуры, изучаемый в контексте внешнего образа. По результатам ...

Прагмалингвистические особенности политического дискурса

Современный политический дискурс представляет собой сложную и динамичную область, где коммуникация играет важнейшую роль. Политический дискурс как чрезвычайно важная форма общественного взаимодействия, обмена информацией и мнениями становится объекто...

Английские концепты и константы на примере романов Кейт Аткинсон с точки зрения лингвокультурологии

Данная статья посвящена анализу концептов и констант английской лингвокультуры. Актуальность работы определяется возросшим в последнее время интересом со стороны лингвистов к изучению взаимосвязи языка и культуры, что закономерным образом находит сво...

Актуальные вопросы математического моделирования

Предлагаемая статья относится к области математической логики, моделирования, рассмотрены вопросы, относящиеся к физиологии головного мозга человека. Как формируется мысль? Какова ее природа? Каким законам подчиняется процесс мышления? Эти вопросы н...

Визуальные коммуникации PR-кампаний

По мере роста интернет-коммуникаций PR-специалисты в своей деятельности всё больше прибегают к использованию визуального воздействия. Теоретик визуальной культуры и медиа Дж. Т. Митчелл в 1994 году, введя термин «визуальный переворот» и описывая пере...

Нейродидактические приемы обучения лексике на начальном этапе обучения (английский язык, общеобразовательная школа)

Нейродидактические методы играют важную роль в эффективности изучения иностранного языка. Предыдущие исследования включают в себя широкий спектр углубленных тематических исследований нейродидактических методов в обучении языку. Тем не менее, мало исс...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Корпоративная культура в современной России и США

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более этикой бизнеса, корпоративной культурой в целом. Этика бизнеса — одна из самых новых и стремительно развивающихся областей современной науки, а российская этика бизнеса находится на ...

Похожие статьи

Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом нейропсихологического подхода

В статье представлен анализ взаимосвязи работы мозга и его нарушений с трудностями в освоении навыков чтения. Выделенные нейропсихологическим подходом функциональные блоки мозга и их работа определяют качество освоения навыков чтения. Опыт нейропсихо...

Роль трансформации семиотики прически в межкультурной коммуникации

В статье рассматривается один из способов межкультурной коммуникации, заключающийся в выявлении и понимании структуры объектов культуры. Прическа в данной статье представлена как объект культуры, изучаемый в контексте внешнего образа. По результатам ...

Прагмалингвистические особенности политического дискурса

Современный политический дискурс представляет собой сложную и динамичную область, где коммуникация играет важнейшую роль. Политический дискурс как чрезвычайно важная форма общественного взаимодействия, обмена информацией и мнениями становится объекто...

Английские концепты и константы на примере романов Кейт Аткинсон с точки зрения лингвокультурологии

Данная статья посвящена анализу концептов и констант английской лингвокультуры. Актуальность работы определяется возросшим в последнее время интересом со стороны лингвистов к изучению взаимосвязи языка и культуры, что закономерным образом находит сво...

Актуальные вопросы математического моделирования

Предлагаемая статья относится к области математической логики, моделирования, рассмотрены вопросы, относящиеся к физиологии головного мозга человека. Как формируется мысль? Какова ее природа? Каким законам подчиняется процесс мышления? Эти вопросы н...

Визуальные коммуникации PR-кампаний

По мере роста интернет-коммуникаций PR-специалисты в своей деятельности всё больше прибегают к использованию визуального воздействия. Теоретик визуальной культуры и медиа Дж. Т. Митчелл в 1994 году, введя термин «визуальный переворот» и описывая пере...

Нейродидактические приемы обучения лексике на начальном этапе обучения (английский язык, общеобразовательная школа)

Нейродидактические методы играют важную роль в эффективности изучения иностранного языка. Предыдущие исследования включают в себя широкий спектр углубленных тематических исследований нейродидактических методов в обучении языку. Тем не менее, мало исс...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Корпоративная культура в современной России и США

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более этикой бизнеса, корпоративной культурой в целом. Этика бизнеса — одна из самых новых и стремительно развивающихся областей современной науки, а российская этика бизнеса находится на ...

Задать вопрос