Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 01.02.2021

Статья просмотрена: 9691 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Е. Р. Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека / Е. Р. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78295/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

Ключевые слова : эстетический опыт, искусство, эмоции.

За столетия до появления современной нейропсихологии мастера-художники стремились создавать произведения, дающие зрителю интенсивный опыт, вызывающие эмоции или активизирующие другие чувства. Сегодня неврологические механизмы, лежащие в основе этих реакций, являются предметом восхищения как художников, так и кураторов, и ученых.

Взаимосвязь между искусством и психологией человека была выявлена достаточно давно. Путем различных экспериментов отмечено, что искусство может вызывать у человека различные эмоциональные реакции. Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия, в связи с чем изучение проблемы влияния искусства, в том числе живописи, на психоэмоциональную сферу человека представляется актуальной.Многие ученые, психологи, искусствоведы отмечают, что искусство очень сильно влияет на психологическое состояние человека, что послужило основой для образования новых течений, в том числе арт-терапии.

Существует все больше научных доказательств того, что искусство улучшает работу мозга. Он оказывает влияние на волновые паттерны мозга и эмоции, нервную систему и может фактически повышать уровень серотонина. Искусство может изменить мировоззрение человека и то, как он воспринимает мир.

В восприятии эстетического объекта участвует практически весь спектр психических процессов человека, такие как: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции. Думается, что человеческая жизнь немыслима без эмоций. Эмоции — Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия [1, с. 527].

Благодаря сложному устройству человеческой психики, которая позволяет взаимодействовать человеку с искусством и с другими эстетическими предметами, способствует безграничным возможностям формирования и становления личности, развитию его творческих способностей.

Эмоциональные реакции на искусство (то есть эстетические эмоции) давно интересуют философов, психологов и искусствоведов. Аффективные реакции на искусство более чем разнообразны и часто включают такие эмоции, как благоговение, удивление, и даже, печаль и ностальгию [2, c. 392]. Эти эмоции могут быть связаны с содержанием и личной интерпретацией произведения искусства, а не с его формой [3, c. 175–176]. Например, можно восхищаться мастерством Караваджо в его произведении «Давид с головой Голиафа», но также испытывать чувство отвращения при виде капающей крови и грусть при мысли, что это произведение может выразить раскаяние художника.

Ситуационные факторы также могут модулировать эмоции, связанные с искусством. Например, присутствие других людей, например, во время посещения художественной галереи, что может влиять на эмоциональные реакции на произведения искусства. Помимо художественного образования, другие индивидуальные различия, такие как предшествующее настроение, также могут влиять на эмоциональные реакции на произведения искусства [4, c. 1069].

Однако, например, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что предоставление дополнительной информации, облегчающей понимание картин, не влияет на предпочтение картин [5, c. 178].

Более того, информация о произведении искусства никак не влияет и на эстетический опыт посетителей музея. Характеристики самого произведения искусства оказывают гораздо более сильное влияние на наблюдателей, нежели информация о нем. К таким выводам пришли психологи из Базельского университета в ходе нового исследования.

Эстетические переживания включают в себя сложное взаимодействие способов восприятия и когнитивных процессов: определенную роль играют свойства произведений искусства, такие как окраска и содержание изображения, а также индивидуальные особенности зрителя, его знания и контекстуальные факторы, такие как название произведения.

В ходе исследования приняло участие 75 человек, которые посетили выставку «Future Present» в Музее Шаулагера в Швейцарии. Им было представлено шесть картин различных художников эпохи фламандского экспрессионизма. Участники были случайным образом отнесены к одной из двух групп и получили либо простую описательную информацию о картинах, либо подробную, детальную информацию.

Все, кто принимал участие в эксперименте, оценивали интенсивность своего эстетического опыта в анкете. Исследователи также измеряли эмоциональные показатели, которые возникали при просмотре искусства, используя психофизиологические данные, такие как частота сердечных сокращений и проводимость кожи.

В результате проведенного исследования выяснилось, что ни простая, ни подробная информация никакого влияния на эстетический опыт не оказывала [6, c. 3].

Как оказалось, влияние на эстетический опыт оказывали свойства произведений искусства. Физические реакции тела были сильнее, чем до того, как участники приступили к просмотру картины, и значительно отличались в зависимости от той или иной картины. Произведение искусства, которое вызвало наибольшую реакцию с точки зрения эстетического опыта, — «Интриги масок» Джеймса Энсора. (см. рис. «Les masques intrigués»)

Рис. «Les masques intrigues» (1930) by the Belgian painter James Ensor. Of the six paintings in the experiment, this painting provoked the strongest aesthetic experience. (© Emanuel Hoffmann Foundation, Photo: Kunstmuseum Basel, Martin P. Bühler)

Исследователи полагают, что к такого рода результатам могла привести, весьма экстравагантная манера подачи художника, кажущаяся зрителям немного вздорной. Таким образом, исходя из опыта швейцарских психологов, справедливо можем отметить, что человеку необязательно знать подробное описание картины, чтобы получить эстетический опыт. В таком случае достаточно обратить внимание полотна художников, искусство все скажет само за себя.

Простой взгляд на визуальное искусство может стимулировать области мозга, ответственные за эмоциональную обработку. Когда мы смотрим на искусство, наш мозг активируется, чтобы предвидеть и устанавливать связи, как сознательно, так и подсознательно, заставляя нас чувствовать себя счастливыми и вознагражденными. Независимо от того, является ли ваша реакция на рассматриваемое искусство веселой, мрачной или созерцательной, обработка этих эмоций чрезвычайно полезна для психического здоровья.

Независимо от того, решите ли вы создавать художественные произведения сами или просто смотреть на великолепные работы других, искусство может иметь большое значение для укрепления психического здоровья.

Литература:

1. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б. А. Сосновского.- М.: Юрайт — Издат, 2005.- 660 с.

2. Barrett, F. S., Grimm, K. J., Robins, R. W., Wildschut, T., Sedikides, C., and Janata, P. (2010). Music-evoked nostalgia: affect, memory, and personality. Emotion 10, 390–403. doi: 10.1037/a0019006

3. Robinson, J. (2004). «The emotions in art», in The Blackwell Guide to Aesthetics, ed P. Kivy (Oxford: Blackwell Publishing), 174–192.

4. Hunter, P. G., Schellenberg, E. G., and Griffith, A. T. (2011). Misery loves company: mood-congruent emotional responding to music. Emotion 11, 1068–1072. doi: 10.1037/a0023749

5. Leder, H., Carbon, C. C., and Ripsas, A. L. (2006). Entitling art: influence of title information on understanding and appreciation of paintings. Acta Psychol. 176–198. doi: 10.1016/j.actpsy.2005.08.005

6. Krauss, L., Ott, C., Opwis, K., Meyer, A., & Gaab, J. Impact of contextualizing information on aesthetic experience and psychophysiological responses to art in a museum: A naturalistic randomized controlled trial. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2019. Advance online publication. https://doi.org/10.1037/aca0000280

Основные термины (генерируются автоматически): эстетический опыт, произведение искусства, искусство, эмоция, произведение, психическое здоровье, реакция, свойство произведений искусства.


Ключевые слова

искусство, эмоции, эстетический опыт

Похожие статьи

Влияние архитектуры зданий на психологическое состояние человека

В работе были рассмотрены способы влияния архитектуры на эмоциональное состояние человека.

Романтизация негативных психологических состояний в портрете личности творческого человека

В статье авторы пытаются определить истоки стереотипа о наличии негативных психологических состояний у творческих людей, причины появления данного явления и его научное обоснование.

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Особенности восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста. Определены составляющие данного восприятия: запечатление воспринимаемого объекта с опорой на личный опыт и прямая зависимость эмоционального восприятия от у...

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Особенности эмоционального отношения детей к своим работам по изобразительному искусству

Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Как вид изобразительной деятельности, рисование ребенка-дошкольника развивается по...

Керамика как один из видов творчества Пабло Пикассо

Целью публикации является обзор керамического наследия Пабло Пикассо и анализ источников влияния на его творчество, воплощенного в образцах керамики.

Влияние кинематографа на восприятие произведений художественной литературы

В 21 веке кинематограф занял значимое место в жизни человека. Чтение книг заменяется просмотром фильмов. В данной статье рассматривается проблема влияния на человека кинокартины, снятой по книге.

Социализирующий потенциал художественной литературы

В статье описаны функции художественной литературы в рамках социального развития индивида, ее возможности для передачи и усвоения социального опыта читателем для последующего воспроизведения в социально приемлемом поведении.

Похожие статьи

Влияние архитектуры зданий на психологическое состояние человека

В работе были рассмотрены способы влияния архитектуры на эмоциональное состояние человека.

Романтизация негативных психологических состояний в портрете личности творческого человека

В статье авторы пытаются определить истоки стереотипа о наличии негативных психологических состояний у творческих людей, причины появления данного явления и его научное обоснование.

История возникновения и развития копирования

В представленной статье анализируются категории и понятия, связанные с практикой копирования произведений изобразительного искусства. Исследуются процессы, происходящие на различных этапах исторического развития художественного копирования. Автор рас...

Особенности восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста. Определены составляющие данного восприятия: запечатление воспринимаемого объекта с опорой на личный опыт и прямая зависимость эмоционального восприятия от у...

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Особенности эмоционального отношения детей к своим работам по изобразительному искусству

Автор рассматривает развитие эмоциональной сферы дошкольника как основу формирования эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Как вид изобразительной деятельности, рисование ребенка-дошкольника развивается по...

Керамика как один из видов творчества Пабло Пикассо

Целью публикации является обзор керамического наследия Пабло Пикассо и анализ источников влияния на его творчество, воплощенного в образцах керамики.

Влияние кинематографа на восприятие произведений художественной литературы

В 21 веке кинематограф занял значимое место в жизни человека. Чтение книг заменяется просмотром фильмов. В данной статье рассматривается проблема влияния на человека кинокартины, снятой по книге.

Социализирующий потенциал художественной литературы

В статье описаны функции художественной литературы в рамках социального развития индивида, ее возможности для передачи и усвоения социального опыта читателем для последующего воспроизведения в социально приемлемом поведении.

Задать вопрос