Система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Стельмашук, М. Н. Система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования в средней школе / М. Н. Стельмашук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86937/ (дата обращения: 19.01.2022).



В данной статье проведен анализ педагогического мониторинга, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и воспитания по уровням образования. Указаны цели и функции, достоинства и недостатки мониторинга. База для управления качеством образования — это систематическая система стратегических и оперативных действий.

Ключевые слова: мониторинг, стратегия, качество образования в школе.

В данной работе я рассматриваю, как школа и педагоги используют мониторинг и другие действия, направленные на оценивание профессиональной работы школы в целом. Если рассматривать обучение как процесс достижения человеком образовательных уровней, то нужно поговорить о том, как же это сделать эффективным. Основными показателями успешности школы являются ученики. Это их уровень сдачи ЕНТ, желание ребят продолжать образование среднее и высшее. В настоящее время актуально и состояние здоровья детей на выходе из учебного заведения. Многие выпускники идут не по специальности работать, это тоже уровень социальной адаптации к жизни в обществе и имеет свои причины. Если оценивать работу школы в целом, её эффективность, то работу школы рассматривают в отделах образования по показателю качества обучения.

Педагогический мониторинг проходит в школах Казахстана красной линией через весь учебный год. Самое важное для него — это контроль за качеством обучения и воспитания ребят. Это собирается информация, которая статистически обрабатывается и создаются мероприятия в школе, чтобы повысит заинтересованность в учебной деятельности. Большое влияние оказывает и участие в олимпиадах и конкурсах мастерства детей по разным предметам, количество призовых мест. Нужно разобраться, какие стратегические и оперативные действия применяют в средней школе. Как это проводится в школе, в системе образования в целом? Мониторинги проводятся в школе с целью диагностики, сравнения. С. Е. Шишов писал: «Основная сфера практического применения мониторинга — информационное обеспечение управления качеством образования, осуществляемого различными методами, в том числе и прямым административным вмешательством» [3, с.115]. Администрация выявляет проблемы и трудности в обучении, посещает уроки педагогов, используя листы взаимопосещения. А также проводит различные коучинги и круглые столы, чтобы показать педагогам, как поднять качество знаний, как исправлять ошибки и делать анализы работ. Это и причина мотивации педагогов, повышение сознания и ответственности за свой труд.

Но имея большое количество плюсов, также есть и минусы мониторингов. Чаще показатели нужны завышенные, идущие с общими тенденциями страны, что на практике выполнить очень сложно. Не всегда подбор детей в школах одинаковый каждый год. Бывают спады и подъёмы в успеваемости параллельных классах. В Казахстане перешли на программу Кембриджского Университета и ввели журнал критериального оценивания в 2016 году. В данное время собирается и исследуется информация о проведении положительных результатов в образовании с введениями этих новшеств. В акты обследования закладываются данные о повышении успеваемости школ, влияние формативного оценивания и суммативного. Департамент по контролю со стороны органов управления образованием ведёт свои исследования и мониторинги по этому вопросу. за результатами обучения. Результаты исследования мониторинга выявляют проблемы в усвоении предметов, отдельных разделов. Все учителя, работающие по обновлённой программе, используют групповую работу, проводят рефлексию, работают с оценочными листами. Можно проконтролировать, почему у некоторых учеников не получается что-то, найти причину социально — экономических факторов и найти пути их решения. Обязательно при проведении исследований успеваемости даётся обратная связь. Это рекомендации в виде буклетов, в которых указаны сильные и слабые стороны обучения ребят.

Методов исследования мониторингов несколько. Давайте разберём опросные. Иванова В. А. и Левина Т. В. в учебно-методическом комплексе по педагогике приводят такое определение: «Это вид заданий, которые могут выдать информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основании анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы» [6]. Для характеристики результатов учебной деятельности изучаются письменные тексты, проводятся эссе, сочинения, творческие работы. А вот такой вид исследования, как тестирование — один из объективных методов сбора данных имеет главное в том, чтобы ориентироваться тестирования на норму

Как же администрация школы может управлять качеством образования? Для школ предлагают стратегии для повышения качества знаний. На уроках применяются такие группы методов, которые должны заинтересовать учащихся. Это не только всем известные словесные и наглядные. Современные методы — это ИКТ, проблемно — поисковые, исследовательские. Применяются интерактивные игры и мультимедийные презентации в образовательной деятельности для детей дошкольного и школьного возраста. Исследовательские методы с первого класса в школах Казахстана введены на всех предметах с целью повышения функциональной грамотности. Управлять качеством образования без мониторинга не представляется возможным. Это первое. Информация о качестве знаний, успеваемости учащихся в разных классах школы позволяет сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости либо увеличивается, либо уменьшается. Опережающим показателем качества образования является государственная итоговая аттестация выпускников девятых и одиннадцатых классов МОДО и ЕНТ.

Чтобы пробудить интерес к изучаемым предметам для повышения качества знаний, необходимо усилить работу с одарёнными детьми. В школе это участники олимпиад, конкурсов, фестивалей. Учителю нужно тщательнее продумывать этапы урока, включив в них задания разного уровня. Для обмена опытом учителя не должны «вариться в собственном соку», а должны посещать уроки друг друга, обмениваться идеями, проводить рефлексию. Нужно учитывать и еще один нюанс: результаты обучения должны быть потенциально измеримыми, видимыми. В качестве таких работ может быть оформлена выставка в виде результатов наблюдений и оценочных листов. У ребёнка повышается стимул, когда он видит свои работы в классных уголках. Современный метод- интервьюирование позволяет после урока осуществить качественную обратную связь. Это очень важно для того, чтобы учителя проследили взаимосвязь между действиями педагога и реакциями детей. Во время планирования учителя стараются «оказаться в шкуре учеников» и подумать, как бы они воспринимали происходящее на уроке, как действовали бы, что смогли бы постичь. Есть ещё одна разновидность современного изучения урока lesson study. Обновлённое содержание образования в Казахстане стремится применять самые современные технологии. Чтобы реализовать эту технологию, нужно научиться наблюдать за конкретными учениками из класса. Это сильный ученик, средний и слабый. Выделение разных групп учеников важно для планирования урока: цели прописываются для каждой по силе группы школьников, что делает урок более приспособленным для всех детей [5]. И проводятся под наблюдение три урока подряд, постоянно прописывая цели уроков и меняя задания для повышения познавательной деятельности ребёнка. Ассистенты учителя не только как наблюдающие, они помогают строить план урока педагогу.

Поэтапный переход на 12-летнее обучение в Казахстане, изучение английского, казахского и русского языков позволяет выдвигать новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Сегодняшним школьникам в будущем предстоит трудиться на процветание Казахстана. Поэтому огромное значение имеет образованность, профессиональность, компетентность, мобильность, конкурентоспособность, креативность будущего учителя. Ведь качество образования определяется уровнем подготовки кадров. В данной статье я рассмотрела систему действий, направленную на улучшение педагогической деятельности. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод:

  1. Ведущими функциями мониторинга в образовании являются: информационная, диагностическая, сравнительная и прогностическая;
  2. Современный метод- интервьюирование позволяет после урока осуществить качественную обратную связь;
  3. Мониторинг- это отслеживание и анализ качества обучения и воспитания по уровням образования;
  4. Lesson study делает урок более приспособленным для сильного, среднего и слабого ученика;
  5. Применяются интерактивные игры и мультимедийные презентации в образовательной деятельности.

Литература:

  1. Куксо Е. Н. Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе / Е. Н. Куксо — «Издательские решения», 2016. — 40 с.
  2. Семёнова, Л. И. Основные направления совершенствования контроля и оценки уровня подготовки учащихся: монография / Л. И. Семенова. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 72 c.
  3. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: монография / С. Е. Шишов, В. А. Кальней, Е. Ю. Гирба. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 205 с.
  4. https://infourok.ru/neobhodimost-provedeniya-monit...
  5. https://kpfu.ru/portal/docs/F_1571930185/Ibragimov...
  6. http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/00a_autor.html
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, Казахстан, мониторинг, урок, школа, качественная обратная связь, образовательная деятельность, педагогический мониторинг, современный метод, учебная деятельность.


Ключевые слова

стратегия, мониторинг, качество образования в школе
Задать вопрос