Система мониторинга качества образования в современной начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 03.10.2021

Статья просмотрена: 616 раз

Библиографическое описание:

Федоренко, А. А. Система мониторинга качества образования в современной начальной школе / А. А. Федоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84358/ (дата обращения: 25.04.2024).



Цель статьи заключается в исследовании системы мониторинга качества образования современной начальной школы. В работе использованы методы аналитического, сравнительного, статистического, графического исследования. Раскрыто категориально-понятийное содержание мониторинга качества образования. Рассмотрены основополагающие цели, задачи и функции мониторинга качества образования начальной школы. Сконструирована модель системы мониторинга качества образования современной начальной школы и предложен алгоритм ее реализации.

Ключевые слова: мониторинг качества образования, оценка результатов учебной деятельности, исследование состояния образовательной системы.

The purpose of the article is to study the system for monitoring the quality of education in a modern primary school. The work uses the methods of analytical, comparative, statistical, graphic research. The categorical and conceptual content of monitoring the quality of education is revealed. The fundamental goals, objectives and functions of monitoring the quality of primary school education are considered. A model of a system for monitoring the quality of education in a modern primary school has been constructed and an algorithm for its implementation has been proposed.

Keywords: monitoring the quality of education, assessment of the results of educational activities, research of the state of the educational system.

Мониторинг качества образования провозглашается приоритетным направлением государственной политики в образовательной сфере, что определено программой «Развитие образования» на 2018–2025 гг. Современная система российского образования, характеризующаяся систематической модернизацией, интенсификацией инновационных и информационных процессов, трансформацией дидактических и содержательных парадигм, предъявляет школе как субъекту корпоративного управления принципиально новые требования. Основополагающей целью образовательных учреждений в условиях установления новых образовательных стандартов является выпуск личностей, способных гармонично адаптироваться к окружающей социальной среде, успешно применяя в повседневной жизни и профессиональной деятельности сформированные педагогами компетенции [3, с. 229]. В соответствии c этим, в педагогической среде актуализируется задача перехода от традиционных методик сбора сведений о школе — к педагогическому мониторингу, предполагающему полномасштабный системный мониторинг состояния и динамики развития современной системы образования. В категориально-понятийном аппарате педагогической науки «мониторинг качества образования» трактуется как как специфический метод исследования состояния образовательной системы, как способ накопления, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированный на информационное обеспечение управления и позволяющий судить о состоянии объекта в любой момент времени и обеспечивающий прогноз его развития. Полученная в ходе мониторинга объективная информация о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами, является базисом принятия управленческих решений [1, с. 210].

Важнейшей сферой применения мониторинга качества образования является начальная школа, служащая фундаментом, базисом всей системы образования. Существует несколько центральных задач мониторинга качества образования современной начальной школы: 1) идентификация проблем в учебном процессе, обусловленных изъянами в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебников и др.; 2) оценка эффективности образовательных инноваций, интегрированных на уровнях — государства, региона, района, отдельной школы; 3) внутренняя мобилизация / мотивация педагогов на совершенствование образовательного процесса и повышение ответственности за его результаты. Ключевые функции мониторинга представлены на рисунке 1.

Функции мониторинга качества образования начальной школы

Рис. 1. Функции мониторинга качества образования начальной школы

Далее представлена наиболее оптимальная модель системы мониторинга качества образования современной начальной школы, опираясь на специфику организации образовательного процесса в начальной школе. Система мониторинга должна охватывать все уровни управления учебным процессом — учительский, институциональный (школьный), муниципальный.

В первую очередь, необходимо разработать и законодательно утвердить единую (унифицированную) систему показателей и критериев качества результатов обучения и учебного процесса в начальной школе.

Во вторую очередь, в конце каждого учебного года должен осуществляться сбор данных о результатах обучения младших школьников по изучаемым дисциплинам. Поскольку, в соответствии с Законом «Об образовании», государственная итоговая аттестация младших школьников не предусмотрена, объективные данные об образовательных достижениях каждого ученика могут быть отображены в портфолио. [2, с. 14]. МЭШ разработал «Портфолио учащегося», в котором есть различные разделы: учёба, наука, спорт, творчество, культурный код, гражданская активность. В данной системе хранятся все достижения обучающегося. Таким образом портфолио обеспечивает качественную оценку результатов не только учебной деятельности младшего школьника, но и внеурочной деятельности, показывая, насколько обучающийся развивает творческие способности и как проявляет свою гражданскую активность. В 1 и 2 классах, как правило, в портфолио фиксируется творческое развитие обучающегося. В 3 и 4 классах «Портфолио учащегося» заполняется практически полностью по вышеперечисленным разделам. Наполняемость электронного портфолио зависит от деятельности обучающегося. «Портфолио учащегося» можно использовать как средство мониторинга качества образования младших школьников. Учитель в системе видит какие разделы не охвачены ребёнком, на основе этих данных педагог организует деятельность в данном направлении для всестороннего развития обучающегося.

В третью очередь, осуществляется комплексный сопоставительный анализ результатов мониторинга качества образования начальной школы:

1) определяется положение индивидуальных результатов относительно среднего показателя по классу, школе, муниципалитету;

2) определяется положение школы относительно среднего показателя по муниципалитету / региону;

3) определяется качество учебного процесса конкретного класса по каждой отдельной дисциплине;

4) подвергаются анализу группы школ и классов со коррелируемыми результатами — стохастическими методами и методами структур выявляется сходство и различие в качестве учебного процесса, а также факторы, обуславливающие различные результаты обучения [4, с. 100].

Помимо горизонтального анализа, мониторинг позволяет осуществить вертикальный анализ качества образования начальной школы, то есть исследовать качество подготовки учащихся в разные годы и на одних и тех же параллелях, а также выявить динамику уровня подготовки учеников по каждому предмету. На базе результатов мониторинга за n-ый период времени осуществляется дифференциация классов и школ по уровню качества образования:

1) стабильный рост качества;

2) неизменный уровень качества;

3) нестабильное качество. Выявленные тенденции также соотносятся с характеристиками учебного процесса и условий, позволяя прогнозировать дальнейшую динамику изменения уровня качества образования.

Важное значение в системе мониторинга качества образования современной начальной школы необходимо отводить организации курсов повышения квалификации педагогических работников, поскольку образование, как система, постоянно развивается, значит, необходимо непрерывное развитие педагогических кадров. Чем компетентнее педагог, тем качественнее будет организован процесс обучения, как следствие, повысится качество образования младших школьников.

Таким образом, предложенные нововведения в системе мониторинга качества образования современной начальной школы обеспечат: информационную преемственность между уровнями управления образовательным процессом; объективность информации; сопоставимость и сравнимость получаемых данных; возможность выявлять отклонения (и их причины) в подготовке учащихся от эталонных значений и норм, соотнося результаты с характеристиками учебного процесса; возможность выявлять тенденции в работе школы; возможность диагностировать факторы неудач учащихся и конкретные трудности в освоении дисциплин. Основная форма представления результатов мониторинга — ежегодные аналитические записки (доклады) о состоянии, тенденциях, проблемах и прогнозах качества результатов обучения [5, с. 32].

Литература:

  1. Кроткова В. А. Проблемы мониторинга качества начального образования // Проблемы современного образования, 2020. — № 4. — С. 209–214.
  2. Мамонтова Ю. А. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством // Инновационные проекты и программы в образовании, 2010. — № 6. — С. 13–17.
  3. Петрова Н. В. Мониторинг как средство управления качеством образования // Молодой ученый, 2020. — № 8. — С. 227–229.
  4. Сапкулова Е. В. Процессная модель внутришкольного мониторинга качества образования в условиях федеральных образовательных стандартов // Современные проблемы науки и образования, 2013. — № 5. — С. 100–112.
  5. Финагина О. В., Буденная И. О., Архипова О. В. Создание системы мониторинга качества образования в начальной школе: опыт внедрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2019. — Т. 5. — С. 31–35.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, учебный процесс, современная начальная школа, мониторинг качества образования, образовательная система, образовательный процесс, система мониторинга качества образования, гражданская активность, результат обучения, учебная деятельность.


Ключевые слова

Мониторинг качества образования, оценка результатов учебной деятельности, исследование состояния образовательной системы

Похожие статьи

Начальная школа на современном этапе развития общества

 Ещё совсем недавно начальная школа представляла собой замкнутый цикл обучения элементарным практическим знаниям и навыкам. Чтение, письмо, простые арифметические операции и задачи, элементарные сведения о явлениях природы и из жизни общества...

Проблема оценки качества современного начального...

Статья освещает проблему оценки качества современного начального образования, которая заключается в интерпретации системы оценки качества начального образования в структуре, в целеполагании и в процессе функционирования системы оценки; исследует различные...

Проблема качества современного начального образования...

Различные мониторинги качества начального образования показывают, что в России за

Управление качеством образования современной школы (методические материалы)

образовательный процесс, образовательный результат, начальная школа, основная...

Мониторинг как средство управления качеством образования

Ключевые слова: мониторинг, оценка качества образования, управление качеством образования.

Одним из элементов оценки качества образования является мониторинг.

качество образования , образовательная деятельность , образовательный процесс...

Основные результаты освоения обучающимися основной...

начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации, начальное общее...

Мониторинг — показатель эффективной деятельности...

Анализ понятия «качество образования», выделение объектов качества образования, выделение критериев и показателей позволяют разработать мониторинг качества образования образовательной организации высшего образования, разработанный на...

Информационно-образовательная среда как средство...

- проводить мониторинг качества знаний обучающегося в течение всего периода обучения. Рассмотрим порядок работы с системой контроля и мониторинга качества знаний PROClass. В аудитории, где проводятся занятия, необходимо наличие одного компьютера (для учителя) и...

"Наша новая школа": от мониторинга качества образования...

Проанализируем теперь качество образовательного процесса в школах региона через его результаткачество образования обучающихся и выпускников. Остановимся на анализе знаниевых достижений обучающихся 9-х и 11-х классов. Выпускники 9-х классов Оренбургской...

Оценивание образовательных достижений младших школьников...

начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации, начальное общее...

Похожие статьи

Начальная школа на современном этапе развития общества

 Ещё совсем недавно начальная школа представляла собой замкнутый цикл обучения элементарным практическим знаниям и навыкам. Чтение, письмо, простые арифметические операции и задачи, элементарные сведения о явлениях природы и из жизни общества...

Проблема оценки качества современного начального...

Статья освещает проблему оценки качества современного начального образования, которая заключается в интерпретации системы оценки качества начального образования в структуре, в целеполагании и в процессе функционирования системы оценки; исследует различные...

Проблема качества современного начального образования...

Различные мониторинги качества начального образования показывают, что в России за

Управление качеством образования современной школы (методические материалы)

образовательный процесс, образовательный результат, начальная школа, основная...

Мониторинг как средство управления качеством образования

Ключевые слова: мониторинг, оценка качества образования, управление качеством образования.

Одним из элементов оценки качества образования является мониторинг.

качество образования , образовательная деятельность , образовательный процесс...

Основные результаты освоения обучающимися основной...

начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации, начальное общее...

Мониторинг — показатель эффективной деятельности...

Анализ понятия «качество образования», выделение объектов качества образования, выделение критериев и показателей позволяют разработать мониторинг качества образования образовательной организации высшего образования, разработанный на...

Информационно-образовательная среда как средство...

- проводить мониторинг качества знаний обучающегося в течение всего периода обучения. Рассмотрим порядок работы с системой контроля и мониторинга качества знаний PROClass. В аудитории, где проводятся занятия, необходимо наличие одного компьютера (для учителя) и...

"Наша новая школа": от мониторинга качества образования...

Проанализируем теперь качество образовательного процесса в школах региона через его результаткачество образования обучающихся и выпускников. Остановимся на анализе знаниевых достижений обучающихся 9-х и 11-х классов. Выпускники 9-х классов Оренбургской...

Оценивание образовательных достижений младших школьников...

начальное образование, образовательная система, образовательный процесс, качество образования, оценка качества образования, оценка качества, педагогическая экспертиза, TIMSS, условие реализации, начальное общее...

Задать вопрос