Особенности мониторинга учебной деятельности и оценивания в современной концепции образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности мониторинга учебной деятельности и оценивания в современной концепции образования / С. А. Евстафьева, Л. Н. Вертиева, Г. Ю. Кушнерёва [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/381/16081/ (дата обращения: 21.10.2021).



В статье рассматривается проблема мониторинга системы оценивания обученности школьников и указаны возможные методы их исправления.

Ключевые слова: обученность, мониторинг, индивидуальный подход, учитель, диагностика

Современная реальность создает перед образовательной организацией новые, часто очень трудные и проблемные задачи: обеспечение такого уровня знаний обучающихся, которые бы отвечали требованиям образовательного стандарта — одна из проблем, к разрешению которой нужно подходить комплексно и системно. С одной стороны, учитель должен дать тот минимум знаний, который предусмотрен программой, и для этого нужен отрегулированный порядок контроля, позволяющий увидеть, как учащийся продвигается к уровню, обозначенному стандартом. С другой стороны, учитель должен обучить всех детей: одаренных и не очень, гуманитариев, техников, способных и желающих обучаться и наоборот. Проблема для учителя заключается в том, чтобы обнаружить путь к каждому обучающемуся, создать обстановку для развития данных, заложенных в каждом ребенке, помочь обучающемуся почувствовать себя личностью, создать потребность в самопознании, изучении жизни, мира. Этого можно добиться, осуществляя индивидуальный подход в обучении на самых разных этапах: от изучения нового материала до контроля за приобретенными знаниями. В педагогической практике индивидуальный подход имеет ряд достоинств:

отмечает необходимость последовательного учёта не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в индивидуальности каждого ученика;

индивидуальный подход необходим и приятен любому обучающемуся;

творческое развитие личности ученика.

Таким образом, персональный подход понимается как направленность обучения на индивидуально-психологические особенности обучающегося, выбор и использование целесообразных методов и приёмов обучения, различных видов и форм работы на уроках. При работе в одном классе детей с разным уровнем знаний и темпов усвоения материала появляется вопрос: как справедливо оценить знания обучающихся, как построить систему контроля, которая будет давать верные быстрые данные о степени продвижения каждого ученика в овладении изучаемым материалом. В классической системе оценки часто становятся необъективными, и в большинстве случаев дают возможность оценить лишь результат знания или незнания какого-либо раздела учебного материала, а не сформированности умений, рассчитанных образовательной программой.

Технология диагностицирования предметной обученности школьников

Диагностика обученности — это безотметочная оценка знаний и умений обучающихся на момент диагностики, содержащая:

проверку знаний;

контроль через опрос или тестирование;

выставление оценки;

накапливание статистических данных и их анализ;

установление их динамики;

прогнозирование результатов.

Технология постоянного отслеживания и контроля предметной обученности даёт реальную возможность:

справедливо судить о качественном и динамичном развитии в продвижении к заданной цели не только каждого обучающегося, но и всего диагностируемого класса, а также всего образовательного учреждения в целом;

позволяет определить проблемы в создании предметных умений, адресно и разграничено планировать коррекционно — развивающую работу с обучающимися (как коллективную, так и индивидуальную);

последовательно применять на практике (по итогам анализа статистических данных, полученных в ходе диагностирования) наиболее соответствующие поставленной задаче учебные технологии по всему курсу обучения предмету, это и позволит привести учителя к выработке и применению особой методики преподавания предмета;

моделировать современные учебные технологии и их результаты.

Основа и значение диагностики предметной обученности становится компонентом целостного педагогического мониторинга. Главные клиенты информации о результатах образовательной деятельности — это его участники: родители, учителя, ученики.

Мониторинг

Мониторинг — это ежедневная кропотливая работа по контролю усвоения знаний в системе «обучающийся — педагог», позволяющая отслеживать (и исправлять по мере необходимости) процесс получения знаний. Мониторинг — это систематическая работа по наблюдению за качеством приобретения знаний и умений в учебной деятельности обучающимися.

Педагогический мониторинг позволяетучителю при наименьших издержках стремиться к более серьезным результатам и добиваться их. Это, собственно, имеет положительное воздействие и на профессиональный рост самого учителя, приносит ему удовлетворение своей работой, поднимает престиж среди учеников, коллег и родителей.

Ученикумониторинг позволяет отслеживать свои знания, обретать положительную мотивацию, благополучно продвигаться к намеченной цели. Родители же всегда видят настоящую картину успехов своего ребенка, принимают и прогнозируют её, принимают участие в его развитии, т. к. лучше всех знакомы с психологическими проблемами и учебными барьерами своего ребенка.

Руководство школы обретает реальную возможность в динамике контролировать совместную деятельность учителя и обучающихся, справедливо анализируя образовательную деятельность, упорядоченно и адресно планировать методическую работу в школе на основе диагностического анализа трудностей в работе учителя и обучающихся. И, как результат, грамотно и качественно управлять образовательной деятельностью.

Предметная диагностика будет рассматриваться нами в несколько следующих этапов.

  1. Входная диагностика знаний, умений и навыков

Оценка содержания образования и учебных программ по предмету (минимум) показал, что сегодня смогли систематизировать только знания и умения. Обобщенные показатели сформированности умений соответствуют признаками сформированности навыков. Определенные ЗУНы группируются в той логической очередности, в какой они изучаются.

1) Первичные (начальные) знания, умения и навыки. Их диагностирование проводится в начале каждого учебного года для своеобразного измерения усвоенного в прошлом году, для открытия стремления обучающегося к учению в следующем классе (входной контроль).

2) Тематические. Проводятся в процессе работы над заданиями каждой темы.

3) Периодические. Цель такой диагностики — группировка и обобщение знаний (промежуточный контроль). Диагностируются по разделу или важной темы с целью установления качества понимания взаимосвязей между структурными компонентами учебного материала.

4) Итоговые диагностические работы. Работа проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года для того, чтобы показать качество подлинной обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью (итоговый контроль).

  1. Подбор заданий для диагностических работ

Средством тщательного и достоверного определения степени сформированности предметных навыков и умений являются задания диагностических (работ), составленные учителем или руководителем методического объединения. В диагностических заданиях необходимо помнить о наличии заданий различных уровней сложности, рассчитывать примерное время, выделенное для выполнения заданий. Задания могут быть рассчитаны для выполнения как на одном уроке, так и на нескольких.

Очень важно, чтобы каждая диагностическая работа не становилась контрольной работой для обучающихся и не оценивалась традиционной отметкой, ведь главнейшие принципы диагностирования обученности — правдивость оценивания, систематичность, предметность и вескость.

  1. Проверка работ обучающихся

Работы учащихся основательно проверяются учителем: ошибки, допущенные каждым учеником, разбираются в соответствии с заданными критериями.

  1. Анализ результатов диагностики

На данном этапе считается количество учащихся, имеющих изъяны в определенных знаниях, умениях и навыках за рассматриваемый период обучения. Вместе с тем, по всем показателям приводятся вероятные выводы, которые помогают учителю выполнить анализ полученных результатов и обнаружить степень сформированности требуемых умений и навыков обучающихся в классе.

Для повышения содержательности анализа диагностической работы необходимо подсчитывать отдельно показатели качества, успеваемости и степени обученности обучающихся.

Диагностический анализ качества образовательного процесса

В диагностической части мониторинга учителя фиксируют две части:

индивидуальный анализ по предмету;

мониторинг класса по предмету.

По результатам персонального мониторинга выстраиваются графики, показывающие уровень усвоения материала и качества образовательной деятельности в классе для конкретного обучающегося.

Индивидуальный педагогический мониторинг лежит в основе педагогического мониторинга класса по предмету.

Эта часть педагогического мониторинга подразделена на составляющие:

по периодам обучения;

по годам обучения;

сохранность качества образовательной деятельности при смене содержания программ и учебников.

Эта форма педагогического мониторинга позволяет изучить результаты образовательной деятельности в течение учебного года и, по мере необходимости, вносить в систему управления качеством образовательной деятельности нужные коррективы.

Сравнение результатов образовательной деятельности по годам обучения может помочь выяснить, как сработал учитель, идет процесс ухудшения или улучшения усвоения учебного материала.

Недостатки современной системы оценивания

Современный порядок оценивания носит сугубо субъективный характер, ведь даже комплектность класса значительно влияет на оценку каждого ребенка.

Процедура оценивания носит весьма условный момент: обучающийся не выучил урок — получил «неуд», выучил — получил положительную отметку в вариации.

Результаты обучающихся регистрируются периодически, то есть не все абсолютные отметки (за выполнение домашней работы, работы на уроке, самостоятельной работы и т. д.) выставляются в журнал, а только те, что учитель выбрал. Учитель может выставлять или не выставлять как плохую отметку, как и отличную. Если, например, в классах начального общего и основного общего уровней образования на уроке русского языка и дома в общей сложности ученик получает три-четыре отметки, а то и более, какую отметку выставит учитель в журнал?

Полученные учителем сведения на уроках практически не применяются им для корректировки самого процесса обучения и построения индивидуальных образовательных маршрутов, то есть учителем не всегда ведется графический анализ усвоения каждой темы по предмету, нет возможности повторить с учащимся, не усвоившим тему, еще раз, так как уровень учащихся в классе различен и количество учеников тоже. Хотя в настоящее время это можно постараться устранить через неаудиторную нагрузку.

Достигнутые результаты школьников оцениваются на основе практических интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта учителя, чаще всего в конце учебного периода и отслеживаются крайне стихийно.

Результаты отдельного ученика оцениваются на фоне результатов класса, естественно, в классе с более сильным подбором учащихся те ученики, что имеют среднюю отметку «удовлетворительно», в классе со слабым подбором будут иметь более высокую оценку их знаний, хотя не приложат к этому усилий, а, скорее всего, даже снизят свой потенциал.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность учителя выполнялась им в интересах развития ребенка. Поэтому оценочная деятельность должна быть точной, справедливой и реально отражающей действительность.

Литература:

  1. Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов обучения / И. С. Гринченко. — М.: Перспектива, 2008. — 132 c.
  2. Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н. Н. Самылкина. — М.: Лаборатория знаний, 2015. — 811 c.

3. Трофимова, А. Н. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС. Начальная школа. Комплексно-целевые программы. ФГОС / А. Н. Трофимова. — М.: Учитель, 2015. — 114 c.