Проектная деятельность в работе с одаренными детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 17.12.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Лагунова, А. В. Проектная деятельность в работе с одаренными детьми / А. В. Лагунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86889/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных группах.

Ключевые слова: одаренность, метод, проект, проектная деятельность.

В современном мире более востребованным является человек активный, творческий — такой, который сможет ориентироваться в меняющихся вокруг него обстоятельствах и умеет решать вопросы нестандартным способом.

Уровень полученных знаний самостоятельно можно считать одаренностью, такие дети проявляют интерес к исследовательской и поисковой деятельности. Но не каждый ребёнок может развить эти качества сам, поэтому для образовательных организаций основной целью обучения становится раскрытие и развитие одаренных детей с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

Феноменом «одаренности» люди начали интересоваться ещё с древних времён. Изначально данное понятие приравнивалось к божественному дарованию. Затем одаренным стал считаться тот, кто достигает определенного успеха в своей деятельности. Но в эпоху Просвещения всё меняется. В книге «Парадокс об актере» Д. Дидро пишет, что одаренный или подлинный гений тот, кто развивает в себе талант. Далее с развитием таких наук как: психология и педагогика в 1972 году комитет по образованию США опубликовал такое определение: «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, кто в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения».

В своей работе исследователь Толстопятова О. А. обозначила основные направления работы с одаренными детьми:

  1. разработка мер по преодолению сложившегося в общественной жизни антиинтеллектуализма;
  2. создание условий для выращивания «лидирующей группы» населения, которая будет способна обеспечить стране ускоренное развитие;
  3. обеспечение нового качества образовательных услуг, конструктивных молодежных стилей и субкультур, приоритетности новых методов развития творческих возможностей;
  4. развитие регионального образовательного пространства.

На данный момент в педагогической практике разработано большое количество методики технологий, которые позволяют педагогу выбирать именно ту форму работы с одаренными детьми, которая подходит к его виду деятельности.

Перед тем как начинать работу с одаренными детьми провожу диагностику, которая включает в себя тестирование и собеседование.

Тестирование направленно на выявление уровня усвоения ключевых понятий, совокупности умений и навыков. Тесты позволяют по сравнению с обычными формами контроля проверить значительно больший объем усвоенных знаний.

Собеседование помогает выявить способность к практическому применению знаний. Ведь основные понятия можно просто «зазубрить», а суметь их применить на деле не каждый сможет. Поэтому диагностика одаренных детей проводится в 2 этапа.

Затем использую технологию проектной деятельности.

Метод проекта ориентирован как на интеграцию реальных знаний, так и на их применение, помимо этого, приобретение новой информации с помощью самообразования. Проект — это задание, которое сформулировано в виде проблемы, а результатом деятельности будет являться способ решения проблемы проекта.

Алгоритм работы над проектом:

  1. Подготовительный этап. На первом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, цели и пути решения в виде необходимых задач исследования. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.
  2. Планирование деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Также определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.).
  3. Поиск информации по проблеме исследования. На третьем этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач.
  4. Результаты полученных сведений. Формулируют выводы, готовят материалы к презентации.
  5. Защита проекта. Озвучивают полученные результаты. Обсуждают найденный способ решения проблемы. Отвечают на вопросы по теме исследования.
  6. Оценка результатов проектной деятельности. Оценивается проект по критериям. Учащиеся также участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок.

Используя методику проектной деятельности, особое внимание уделяю организации работы с обучающимися. В зависимости от возраста меняется работа с такими категориями, как: проблема и тема, цель и задачи, а также защита проекта, что продемонстрировано в таблице 1 — Особенности выполнения основных элементов проекта.

Таблица 1

Особенности выполнения основных элементов проекта

Класс

Предмет

Проблема\тема проекта

Цель и задачи проекта

Защита исследования

5 класс

Литература

Формулируют проблему и тему с педагогом.

Ставят цели и определяют задачи с педагогом.

Защита проекта происходит в прочтении исследования.

6 класс

Литература

Пытаются формулировать проблему и тему самостоятельно, но педагог корректирует, помогает и направляет.

Пытаются формулировать самостоятельно, но педагог корректирует, помогает и направляет детей на постановку целей и задач проекта.

Защита проекта, с возможностью использования иллюстраций.

7–8 классы

Литература

Определяют тематический круг проблемы.

Цель исследования формулируют самостоятельно. Определяют круг задач, необходимых для достижения цели.

Защита проекта с презентацией.

В своей практике достаточно часто применяю метод проекта. Это действительно позволяет «раскрыть» одаренных детей, ведь данная деятельность ставит ученика в позицию активного участника, что позволяет реализовать индивидуальные творческие замыслы.

По моему мнению, именно участие в проектной деятельности дает возможность учащимся выстраивать алгоритм действий, расширять кругозор, прогнозировать, решать проблемы, используя нестандартное мышление. Развивает умение работать с информацией, а именно: искать, перерабатывать и систематизировать. Самое главное учит достигать поставленных целей самостоятельно. Это и есть цель работы образовательного учреждения с одарёнными детьми.

Литература:

  1. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом /Э. А. Аксенова // [Электронный ресурс] // Eidos.ru: Электронный журнал «Эйдос». — 2007. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115–9.htm (дата обращения: 20.05.2020).
  2. Виноградова И. Ю. Основные направления реализации программы «Одаренные дети» / И. Ю. Виноградова// Вестн. Всерос. олимпиады школьников. — 2011. — № 3. — С. 7–9.
  3. Дидро, Д. Парадокс об актере. / Д. Дидро // СПб: Азбука-классика. –2007. С. 20–24.
  4. Кулагина Н. В. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся / Н. В. Кулагина// Вестн. Всерос. олимпиады школьников. — 2011. — № 3. — С. 9–12.
  5. Толстопятова, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования. /О. А. Толстопятова. // Диссертация. Ставропольский гос.университет, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, защита проекта, ребенок, задача, задача проекта, метод проекта, основной элемент проекта, особенность выполнения, педагог, проблема.


Задать вопрос