Законотворческие проблемы повышения качества закона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 15.12.2021

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Барсукова, С. М. Законотворческие проблемы повышения качества закона / С. М. Барсукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 156-157. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86887/ (дата обращения: 18.07.2024).



Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении законодательных норм.

Процедура появления законов имеет большое значение для правовой системы любого государства. Именно в законотворческом процессе шаг за шагом проявляются те правила, по которым общество будет развиваться, по которым будет регулироваться жизнь граждан, юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, и муниципальных образований.

Ключевые слова : проблемы законотворчества; референдум; законотворческий процесс; качество закона; конституция.

Постоянное реформирование российского государства и общества, в течение последних десятилетий, со всей остротой подняло вопросы об обновлении и развитии законодательства. За последние годы законодательство РФ существенно обновилось. Однако, вместе с тем, столь стремительный темп законотворчества породил ряд острых противоречий и проблем как теоретического, так и практического плана.

В современных условиях динамично развивающегося общества проблема совершенствования действующего законодательства приобретает особую актуальность.

Наибольшее внимание уделяется в настоящее время правотворческим проблемам систематизации действующего законодательства, проблемам законодательной техники и мониторинга нормативно-правового массива нашего государства. Так, например, Кодекс об административных правонарушениях по объему вырос более чем втрое с момента принятия.

Законотворческий процесс — это совокупность согласованных действий субъектов по формированию текста законопроекта. Завершается законотворческий процесс принятием закона и его опубликованием. Проблема понимания законотворческого процесса связана с практикой по исключению народа из последней стадии законотворческого процесса, сложившейся в Российской Федерации.

Принятие законов традиционно осуществляется парламентом. Но по законодательству Российской Федерации предусматривается и иной порядок принятия закона, в завершение законотворческого процесса может проводиться референдум.

Реализация законотворческой деятельности народом есть способ выражения власти. Для вовлечения народа в законотворческий процесс принято соответствующее законодательство [1]. Народ признан субъектом законотворческого процесса в качестве законодателя.

Референдум как стадия законотворческого процесса предусматривается в законодательстве в субъектах Российской Федерации «по базовым, основополагающим вопросам жизни субъекта Федерации» [2].

На современном этапе развития демократии референдум является редким явлением и, как следствие, лишает возможности по признанию народа в качестве законодателя [3].

Институт референдума вытесняется не урегулированными в достаточной степени способами участия населения в законодательном процессе: опросом, публичными слушаниями, всенародным обсуждением, митингом [4] интернет-демократией [5]. Последний способ участия населения в качестве демократического института в парламентской законотворческой деятельности получает все большую популярность благодаря средствам массовой информации и сети Интернет. М. М. Курячая указывает на новый подход к пониманию законотворческого процесса как государственной услуги, которую может получить гражданское общество от государственных органов [6].

В то же время следует отметить то, что Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [7] официально опубликован и вступил в силу. На примере этого Закона мы наблюдаем дальнейшую и весьма существенную трансформацию его юридических свойств, которую ему придал законодатель по инициативе, высказанной главой государства.

Конституция РФ 1993 г. справедливо рассматривается в качестве одной из наиболее жестких конституций в мире, что обусловлено, прежде всего, усложненным порядком пересмотра отдельных ее положений и внесения поправок.

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» внесены изменения и дополнения в Конституцию РФ, которые были одобрены всенародным голосованием и вступили в силу.

Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года вызвали закономерный «всплеск» научного интереса как к самой процедуре принятия данных поправок и их одобрения в ходе Всероссийского голосования, так и к их содержанию.

Внесение поправок в Конституцию в 2020 года стало доказательством того, что даже при самом уважительном отношении в Конституции нельзя уходить от того, насколько она отвечает времени, эволюции политической, социальной, экономической и духовно-культурной систем общества и государства.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» обеспечивает гарантии народа — субъекта законотворческого процесса — законодателя, которые интернет-технологии обеспечить не могут.

Отдельные ученые говорят о кризисе тематики и концепций законопроектов, аргументируя свои доводы тем, что большинство планируемых к рассмотрению проектов — это проекты о внесении изменений в действующие законы и лишь небольшая их часть является тематической, содержащей концептуальное решение проблемы [8].

Принимаемые законы нередко служат лишь «запоздалым оформлением» уже принятых решений, а не средством опережающего воздействия на общественные отношения.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ: текст с изменениями и дополнениями на 18 июня 2017 года: [принят Государственной думой 11 июня 2004 года: одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года]. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. — URL: http://www.consultant.ru/. — Режим доступа: по подписке.
  2. Комарова В. В. Реальное и мнимое расширение предмета конституционного права // Актуальные проблемы российского права; Учредители: Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА) (Москва). 2018. № 10. С. 11.
  3. Фомичева О. А. Референдум как стадия законотворческого процесса и форма признания народа «законодателем» // Арбитражный и гражданский процесс; Учредители: Гриб В. В. (Москва). 2020. № 4. С. 3.
  4. Фомичева О. А. Митинг и иные публичные мероприятия как форма законотворческой деятельности // Конституционное и муниципальное право; Учредители: Гриб В. В. (Москва). 2018. № 10. С. 48.
  5. Российская Федерация. Указы. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»: Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. — URL: http://www.consultant.ru/. — Режим доступа: по подписке.
  6. Гражданин, общество, государство, инновации: современные механизмы взаимодействия / Курячая М. М. Краснодар: Просвещение-Юг. 2017. С. 59.
  7. Российская Федерация. Законы. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации № 1-ФКЗ: [принят Государственной думой 11 марта 2020 года: одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года]. — Текст: электронный// URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003140001
  8. Власенко Н. А. О кризисных явлениях в праве // Юридическая техника; Учредители: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Нижний Новгород). 2014. № 8. С. 40.
Основные термины (генерируются автоматически): законотворческий процесс, Российская Федерация, Конституция РФ, внесение поправок, действующее законодательство, качество законодателя, Конституция, публичная власть, РФ, совершенствование регулирования.


Ключевые слова

Конституция, референдум, законотворческий процесс, проблемы законотворчества, качество закона

Похожие статьи

Законотворчество и проблемы его совершенствования...

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок

законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, законодательная инициатива...

Правотворчество в Российской Федерации: Конституция...

14 марта 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», который 4 июля 2020 года вступил в силу.

Перспективы совершенствования системы разделения властей...

Актуальность проблемы совершенствования закрепленной в Конституции РФ системы разделения властей связана с самой возможностью и

По мнению Н. В. Еленина, наличием сложного порядка внесения поправок и, тем более, изменения Конституции РФ «вполне...

О необходимости изменения российской Конституции

 Конституция Российской Федерации — высший нормативно правовой акт государства, принятый на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. Разработка проекта Конституции началась 22 июня 1990 года после образования Конституционной комиссии на...

К вопросу о порядке пересмотра Конституции Российской...

Конституция Российской Федерации, Конституционное Собрание, государственная власть

Дерхо Д. С. К вопросу о динамике Конституции Российской Федерации и содержательных

Овсепян Ж. И. О поправках в Конституцию Российской Федерации 1993 года в первые два...

Законотворческий процесс и влияние на него судебной практики

«Конституция Российской Федерации» (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», обобщив сложившуюся в субъектах Федерации...

Российский парламентаризм: изменения в Конституции России...

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской...

Национальные проекты: анализ правового регулирования с точки...

Конституция Российской Федерации является универсальным нормативным правовым актом, регулирующим разнообразные общественные отношения, при этом является не только самостоятельным источником права, но и выступает основой для развития развивающего...

Законодательная инициатива как стадия законотворческого...

Российская Федерация, законодательная инициатива, качество законопроектов, Государственная Дума, законопроект, законотворческий процесс, Конституция РФ, основная проблема законотворчества, Совет Федерации, член...

Похожие статьи

Законотворчество и проблемы его совершенствования...

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок

законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, законодательная инициатива...

Правотворчество в Российской Федерации: Конституция...

14 марта 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», который 4 июля 2020 года вступил в силу.

Перспективы совершенствования системы разделения властей...

Актуальность проблемы совершенствования закрепленной в Конституции РФ системы разделения властей связана с самой возможностью и

По мнению Н. В. Еленина, наличием сложного порядка внесения поправок и, тем более, изменения Конституции РФ «вполне...

О необходимости изменения российской Конституции

 Конституция Российской Федерации — высший нормативно правовой акт государства, принятый на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. Разработка проекта Конституции началась 22 июня 1990 года после образования Конституционной комиссии на...

К вопросу о порядке пересмотра Конституции Российской...

Конституция Российской Федерации, Конституционное Собрание, государственная власть

Дерхо Д. С. К вопросу о динамике Конституции Российской Федерации и содержательных

Овсепян Ж. И. О поправках в Конституцию Российской Федерации 1993 года в первые два...

Законотворческий процесс и влияние на него судебной практики

«Конституция Российской Федерации» (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», обобщив сложившуюся в субъектах Федерации...

Российский парламентаризм: изменения в Конституции России...

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — Парламент Российской...

Национальные проекты: анализ правового регулирования с точки...

Конституция Российской Федерации является универсальным нормативным правовым актом, регулирующим разнообразные общественные отношения, при этом является не только самостоятельным источником права, но и выступает основой для развития развивающего...

Законодательная инициатива как стадия законотворческого...

Российская Федерация, законодательная инициатива, качество законопроектов, Государственная Дума, законопроект, законотворческий процесс, Конституция РФ, основная проблема законотворчества, Совет Федерации, член...

Задать вопрос