Влияние психоаналитических концепций на искусство сюрреализма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 15.12.2021

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Влияние психоаналитических концепций на искусство сюрреализма / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 501-504. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86845/ (дата обращения: 21.12.2024).



ХХ век можно назвать веком сновидений: его начало было ознаменовано исследованиями подсознательного, предпринятыми психоаналитиками, породившими сюрреалистическое течение как реакцию на разрушение европейских культуры, искусства, литературы и науки в Первую мировую. Оно рассматривало сны как иную реальность, не менее живую, осязаемую и яркую, чем привычная. «Я верю, что эти два на первый взгляд противоположных состояния, сон и реальность, когда-нибудь сольются воедино, образовав некую абсолютную реальность, надреальность сюрреальности». — писал Андрэ Бретон. Впервые же термин «сюрреализм» использовал в 1917 году поэт Гийом Аполлинер в манифесте «Новый дух».

Ключевые слова: искусство, творчество, сюрреализм, психоанализ, фантазия, реальность.

Сюрреализм (от фр. «сверхреализм) как самое загадочное художественное течение оформился в 1920-х гг. Сначала он обрёл последователей в литературе и только потом — в живописи и других жанрах изобразительного искусства. Если искать корни сюрреализма и пытаться проследить зарождение сюрреалистического духа, следует упомянуть о его образце — «Песнях Мальдорора» Иедора Дюкасса , опубликованных под псевдонимом «Граф Лотреамон» ещё в 1869 году. Тогда, бросая вызов разуму и логике, протосюрреализм Дюкасса обретает сходство с миром абсурдных фантазий Кэрролла и линериками Эдварда Лира в жанре нонсенса. Вполне себе сюрреалистичными, пусть и вне стиля тогда, и оказавшими на сюрреалистов впоследствии большое влияние можно по праву признать работы Г. Моро (например, его «Фаэтон», 1878 г.), О. Редона (фантазия «Химера», 1883 г.), Я. Мальчевского («Смерть», 1902 г.), П. Клее («Женщина и зверь», 1904 г.)

Философской основой для сюрреализма стали популярные в то время работы Зигмунда Фрейда , предлагавшего людям заглянуть в глубины своего подсознания, а также труды представителей левых политических партий и движений, которые призывали к революциям в странах и умах. Для всего этого требовалось освободиться от реального в пользу иррационального, «вне-разумного». В этой связи предсюрреалистом признают итальянского художника Джорджо де Кирико (1888–1978). Часто повторяющимся мотивом его творчества (1913–14 гг.) стало изображение классического сюжета — мраморной головы Аполлона в соседстве со странно подобранными современными предметами: большой резиновой перчаткой, мячом, паровозом на заднем плане. Картина называлась «Песня любви». Весь набор пробуждал ощущения абсурдности и загадочности одновременно и, конечно, привлекал внимание будущих сюрреалистов. Друг Кирико — Гийом Аполлинер первым назвал художника «метафизическим». Де Кирико был хорошо знаком с теорией психоанализа Фрейда, под влиянием которого и облачал каждый изображённый предмет неким символизмом, связанным и с личными, и с универсальными ассоциациями.

Манифест сюрреализма», созданный в 1924 году поэтом и писателем Андорэ Бреттоном , гласил: «Среди множества доставшихся нам в наследство невзгод была предоставлена и величайшая свобода духа. Мы недостаточно её злоупотребляем». «…реалистическая точка зрения…представляется мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву. Она внушает мне чувство ужаса, ибо представляет собой плод всяческой посредственности. Ненависти и плоского самодовольства». В Манифесте автор дал и определение сюрреализму: чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить как устно, или письменно или любым другим способом реальное функционирование мысли». Благодаря приверженцам стиля, их неординарности, его параметры, перенесённые из области литературной в область визуальную, затмили литературные истоки.

Художники-сюрреалисты придерживались двух основных концепций. Первая — «автоматисты» — бессознательное и автоматическое создание картин, порой вообще без осознанного участия художника, следуя теории Юнга о взаимоотношениях между сознанием и бессознательным. Сюрреалист Макс Эрнст, например, описывал изобретённую им «методику» так: «Привяжите пустую консервную банку на верёвку, метр или два длиной. Продырявьте дно, наполните краской пожиже и раскачивайте её… над лежащим холстом». Другой представитель этого направления — Жоан Миро — создавал полотна, близкие к абстракционизму. Они — как набор произвольных линий и пятен.

Самый известный сторонник второй концепции — веризма — Сальвадор Дали, считавший, что на холст следует как можно тщательнее переносить образы из собственного подсознания. Его единомышленниками были И. Танги, Д.Кирико, П. Дельво .

Сюрреализм — это мистика для материалистов. Он весьма моден и никогда не утрачивал популярности в глазах тех, кто ценит психоделический бек-граунд. Его безумные сновидения и дерзкая, но (по сути) безобидная анархия, создаются характерным только для него отрицанием логики. Тем самым на элементарном уровне сюрреалистическая живопись сводится к образу курительной трубки Магритта с надписью «Это не трубка».

Личность Сальвадора Дали (1904–1989) и его характер оказались столь театрально-гротескными и неординарными, что превосходили даже ценность его творчества для мировой культуры. Испанец Дали, поступив в Королевскую академию изящных искусств (Мадрид), подружился там Ф. Г. Лоркой и Л. Бунюэлем, вместе с которыми увлёкся изучением психоанализа Фрейда и культивировал в себе отстранённый взгляд на окружающий мир. Дали присоединился к сюрреализму в 1929-м и быстро стал одной из самых узнаваемых и значимых фигур течения. Работы Дали отличаются точной передачей перспективы и умелой игрой со светотенью. Именно талант и мастерство, а не только его фантастические творения, порой отталкивающие, порой — юмористические сделали Дали одним из самых известных сюрреалистов. Дали заявлял: «Сюрреализм — это я», но при этом никогда не останавливался на одном каком-либо из найденных приёмов. Художников, пренебрегающих тонкостями мастерства, он считал ленивцами, не гениями. Сам же художник без устали шлифовал свой метод создания картин, который называл «параноидально-критическим», не поддающимся словесному определению и вызывающим незнакомые ассоциации знакомых образов. Подобно большинству сюрреалистов, Дали был страстным последователем Фрейда и теории подсознательного, излагал это в «Интерпретации снов». После личного общения с Фрейдом, черпая вдохновение во взаимосвязи снов и реальности, Дали создал одно из самых известных своих произведений — картину «Постоянство памяти. Помогли ему в этом видения, возникшие при самонаведённых психотических галлюцинациях, «нарисованной фотографией сна». «Постоянство памяти» изображает растёкшиеся карманные часы на пустынном пляже, три циферблата. Слева — медные карманные часы с ползающими муравьями как символом разложения, аналогично сюжету фильма «Андалузский пёс». Засохшее дерево у левого края картины перекликается с темой гравюры Гойи «Ужасы войны», у которого на дерево была насажена человеческая голова. Независимо от фантастичности видений Дали всегда изображал их в ярких натуралистичных красках: пустыня цвета охры, ярко-синее небо и голубая морская гладь. Самое яркое на картине — это пейзаж вдали. Художник был весьма плодовит: писал картины и наброски, иллюстрировал книги, создавал скульптуры и керамику, бутылки для ликёра и флаконы для духов (что стало началом для создания целого парфюмерного бренда Salvador Dali. Пробовал себя в фотографии, кинематографе и мультипликации, литературе и рекламе, применил свои таланты неожиданных визуальных сочетаний, когда увлёкся созданием интерьеров и мебели, разрабатывал оригинальные ювелирные украшения. В 1969 году Дали придумал красочный логотип обёртки леденца Сhupa Chups.

Бельгийский художник Рене Франсуа Гислен Магритт (1898–1967) известен как сюрреалист. Или магический реалист. Или «крёстный отец» поп-арта. Или… Он сам не знал, какой стиль более характерен его загадочному творчеству. Магритт писал на первый взгляд обычные предметы, узнаваемые и без неожиданных превращений. Но сочетание их было именно сюрреалистическим: вызывало недоумение, вопросы и думы о смысле бытия. Полуфантазийные образы с птицами, яблоками, в шляпах и закрытыми простынями лицами, на первый взгляд бессмысленные, проникают в память и просятся их «прочитать».

Он не относил себя к сюрреалистам и не любил, когда его причисляли к этому кругу. Своё творчество Магритт определял в стиле «магический реализм», но традиционно творчество Магритта принято относить к сюрреализму.

Будучи мастером загадок и символизма, художник выбрал для изображения несколько бытовых предметов, которые кочевали из одной картины в другую неоднократно. Первая сюрреалистичная его картина «Потерянный жокей» и первая персональная выставка были встречены холодно публикой и негативно критиками. Неудача отправляет начинающего художника в Париж, где общение с уже именитыми коллегами повлияло на творческий почерк, стиль и манеру письма, изменив в корне привычный изобразительный язык Магритта.

Его картины похожи на ребусы, а несколько отстранённая манера художественной подачи образов всегда намекает, что предметы вовсе не являются тем, как выглядят, что в каждой — обман зрения и логики. Целый цикл его работ, где под каждым предметом на полотне сделана надпись, так и называется: «Это не они» (картина «Вероломство образов», где под реалистичным вполне, крупными сразу узнаваемым изображением трубки значатся слова: «это не трубка»).

Из 2000 работ Магритт более чем на 50 использует как центральный образ шляпу-котелок. Это стало отличительной, показательной (или одной из) творчества художника. Таинственный персонаж в чёрных пальто и котелке появляется ещё в одной из первых работа (1926), на картине «Размышления одинокого прохожего». И на протяжении 40 лет художник будет регулярно возвращаться к этому образу.

Лучше не скажешь, чем Магритт сам о своём творчестве: «Когда я смотрю на свои работы, мне кажется, что меня со всех сторон окружает тайна, и в мире нет ей разгадки». Скрытые лица — это проявление страсти Магритта к скрытности вообще. Вот лицо. А вот — яблоко, которое отчасти лицо скрывает. Это, по задумке автора, происходит постоянно. Всё, что видимо, скрывает нечто другое, и всегда хочется это, нечто скрытое, рассмотреть и узнать. Любой предмет написан для понимания, что за ним есть или могут быть другие предметы.

В 30-е настала очередь «живописных афоризмов» Магритта. Вид города сверху, где часть строений — дома, а часть — геометрические тела; птичья клетка с яйцом; вид модели со спины, которая смотрится в зеркало и видит свой затылок; пейзаж с дождём в небе над облаками, что лежат на земле.

После 30-х гг. Магритт пробует себя в несколько ином направлении: он разукрашивает разнообразные объекты: поверхности гипсовых слепков, винные бутылки, бирки одежд и аксессуаров, создаёт миниатюрные картины и рамки к ним, но при этом изображая больше, чем на прежних, масштабных. А в последние годы жизни создал серию крупных бронзовых скульптур, воплотив ряд своих идей уже в трёхмерных форматах.

Мир Магритта — это Зазеркалье, не напрасно он так увлекался историями Кэрролла о приключениях Алисы. В этой стране, где нельзя верить даже собственным глазам, игры с масштабами делают стул гигантским, а Пизанскую башню — карманной. Ни на чьи не похожи пейзажи Магритта. Они всегда отчасти заслонены картиной внутри, которая очень гармонично в этот пейзаж вписывается, сливается с ним и даже изображает то, что заслоняет. У художника имеется порядка 20-ти картин подобных метаморфоз, самая известная — «Удел человеческий» (1933).

Чем больше узнаёшь Магритта, тем сильнее ощущаешь, что творчество его не имеет ничего общего с фантастикой. Его предмет — абсурд и противоречия. Отрицание фактов, но не логики. Метод его — аргументация, а не ассоциации.

Вместе с тем, мир Магритта прост ошеломительно. Самая его методичная картина — «Голконда» — изображает множество фигур, одинаковых, но с тончайшими, едва различимыми нюансами. Три компонента картины: небо, стандартные здания и мужчины в котелках, стоящие смирно — пример того, как малым выразить многое.

Магритт многогранен, глубок и таинственен. Его живопись революционна и вызывающа, а эстетика давно стала частью массовой культуры, оставаясь для зрителя загадочной и символичной.

Художник оставил заметный яркий след не только в изобразительном искусстве. Образы его моделей и пейзажные фоны используют маркетинговые компании многих стран и вдохновляют режиссёров уровня Д. Линча и У. Фридкина. Художник был соавтором книги «Чистое искусство в защиту эстетики». С 1952 по 1956 гг. Магритт выпускает основанный им журнал «Картинки с натуры», в основном в виде коллекции открыток.

Магритт критиковал галлюциногенные методы Дали. И, несмотря на множество разногласий, творчество двух мастеров объединяли общие темы, например исследования и изображения отношении между фантазией и реальностью. И Дали, и Магритт сознавали, что чем ближе фантазии к реальности, тем они мрачнее.

По мнению многих искусствоведов, сюрреализм определённо повлиял на развитие других стилей. Среди которых можно назвать фантастический реализм и «виженари-арт» — направление. Представители которого экспериментировали с изменением сознания, перенося на холсты возникшие в этом состоянии и состоянии образы. Многие художники-сюрреалисты, например, Фрида Кало , часто обращались к сказочным фольклорным. Мифологическим образам. Наиболее популярные представители фантастического реализма, помимо Магритта — Рудольф Хауснер, Эрнст Фукс, Од Нердрум и Ганс Гигер , придумавший внешний облик инопланетян фантастического фильма «Чужой (1979 г.).

Относительно сегодняшней стоимости работ сюрреалистов можно выделить своего рода «первый эшелон», который включает Магритта, Дали, возможно, ещё Макса Эрнста и ещё двух великих мастеров, которые пережили периоды увлечения сюрреализмом: Пикассо и Миро , т. е. «золотого века сюрреализма». Чуть дешевле продаются работы Ива Танги, Дильво, Мана Рэя. Вистора Браунера , а в «женской секции» — Леоноры Каррингтон, Мерет Оппенхейм (дочь психолога, она была поклонницей творчества Юнга, отделяла своё бессознательное внутреннее «я» от своей личности), Кей Сейдж (единственной женщиной профессиональной художницей, входившей в группу Андре Бретона) и Доротеи Теннинг .

Картины сюрреалистов продаются на специально устраиваемых торгах и образуют отдельную категорию, популярную у интересующейся именно ими клиентуры. Если бы аукционные дома не организовали такой порядок, неизвестно, цены на, например, Магритта, выросли ли бы до своих головокружительных высот? «Кристи» и «Сотби» откликаются на вкусы публики, что формирует их коммерческую политику.

Сюрреализм являлся во многом продуктом своей эпохи, своеобразной реакцией на изменения в обществе после войны. Впитав в себя оригинальные противореалистичные, бунтарские стили предшественников, став иконой для многих учеников, породив множество последователей и существенно обогатив наследие мирового художественного, особенно изобразительного искусства, сюрреализм и ныне не оставляет равнодушным никого, кто интересуется историей мировой культуры.

Литература:

  1. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. М., Издательский центр «Академия». 1999. 448 с.
  2. Ефремов Н. А. Магический реализм в творчестве Рене Магритта.//Молодой учёный, № 3, 2021. С. 389–392.
  3. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., Высшая школа. 2002. 368 с.
  4. Искусство. Для тех, кто хочет всё успеть. М., Эксмо. 2019. 128 с.
  5. Мастера рисунка и живописи. Дали. Под ред Ф. Гвальдони. М., ООО «КР Медиа». 2017.96 с.
  6. Сильвестр Д. Магритт. Каталог выставки. Остфилдерн (Германия). 1998. 92 с.
  7. Томпсон Л. Сюрреалисты. М., издательство АРТ-РОДНИК. 2010. 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сюрреализм, Даль, изобразительное искусство, картина, предмет, творчество, художник, мировая культура, сальвадор Дали, фантастический реализм.


Похожие статьи

Экзистенциализм: о «процессе по делу обо всей вселенной»

При жизни Кафки немногие его рассказы публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями («Наблюдение», 1913; «Приговор» и «Кочегар», 1913; «Превращение», 1916; «Сельский врач», 1919; «Голодарь», 1924). Несмотря на это обстоятельство, он уже в ...

Символизм как яркое течение Серебряного века

Современные исследовательские работы в области истории культуры Серебряного века явились доказательством того, что «литературное движение, именовавшее себя русским символизмом, не было имитацией символизма французского», несмотря на то, что оба являю...

Особенности контркультурной литературы в парадигме постмодернизма

Статья исследует особенности контркультуры как социального феномена и его влияния на американскую литературу. Контркультурная литература — это новая тенденция, зародившаяся в 60-е годы XX века и берущая свое начало в модернизме, но получившая развити...

Социальный миф в современном мире

Миф издавна был попыткой объяснения сакрального, которое обладает огромной мощью, превосходящей во многом возможности человека. С помощью мифа человек стремился уберечь себя от неизвестного, пугающего, пытался создать «защитную оболочку» от воздейств...

Философская проблема отчуждения технического объекта в философии Ж. Симондона

Развитие технической сферы заметно опережает социальное развитие, появляются новые технологии, которые становится все труднее осмыслить: появление интернета, 3D принтеров (позволяющих воспроизводить донорские органы), очки виртуальной реальности. Уск...

«Массовый человек» как составной элемент «Общества спектакля» Ги Дебора

Целью статьи является рассмотрение феномена «массового человека» в контексте критической теории Ги Дебора — «обществе спектакля». По мнению философа, такое общество особенно отличается утратой непосредственности существования, когда вся реальность со...

Поп-арт — фаст-фуд искусства?

Поп-арт (сокращение от англ. popular art) не задавался целью (в отличие от других направлений) духовного развития общества и отдельных его представителей, а преследовал лишь цели развлечения. Поп-арт — это одно из порождений авангардизма. Произведени...

Джойс как явление русского модернизма

В данной работе прослеживается связь русской и европейской культуры и литературы, проявляющаяся в общей тенденции их развития на рубеже XIX-ХХ вв. с единым стремлением к обновлению мировосприятия на рубеже веков. Роман Дж. Джойса «Улисс» в первых рус...

Представления о прекрасном и уродливом в средние века

В статье рассказывается о том, какими были стандарты красоты в эпоху Средневековья, как они отличались от тех представлений, которые были у людей античного периода. Автор ставит вопросы: насколько изменились представления о красоте, и что повлияло на...

Возвращение к «свиткам»: популярность электронных книг как фактор цикличности книгоиздания

В статье рассматривается феномен электронных книг, а также предпосылки его активного распространения. Описывается прямая зависимость между процессом изменения мироустройства и трансформацией письменной культуры. Раскрывается термин «социальное чтение...

Похожие статьи

Экзистенциализм: о «процессе по делу обо всей вселенной»

При жизни Кафки немногие его рассказы публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями («Наблюдение», 1913; «Приговор» и «Кочегар», 1913; «Превращение», 1916; «Сельский врач», 1919; «Голодарь», 1924). Несмотря на это обстоятельство, он уже в ...

Символизм как яркое течение Серебряного века

Современные исследовательские работы в области истории культуры Серебряного века явились доказательством того, что «литературное движение, именовавшее себя русским символизмом, не было имитацией символизма французского», несмотря на то, что оба являю...

Особенности контркультурной литературы в парадигме постмодернизма

Статья исследует особенности контркультуры как социального феномена и его влияния на американскую литературу. Контркультурная литература — это новая тенденция, зародившаяся в 60-е годы XX века и берущая свое начало в модернизме, но получившая развити...

Социальный миф в современном мире

Миф издавна был попыткой объяснения сакрального, которое обладает огромной мощью, превосходящей во многом возможности человека. С помощью мифа человек стремился уберечь себя от неизвестного, пугающего, пытался создать «защитную оболочку» от воздейств...

Философская проблема отчуждения технического объекта в философии Ж. Симондона

Развитие технической сферы заметно опережает социальное развитие, появляются новые технологии, которые становится все труднее осмыслить: появление интернета, 3D принтеров (позволяющих воспроизводить донорские органы), очки виртуальной реальности. Уск...

«Массовый человек» как составной элемент «Общества спектакля» Ги Дебора

Целью статьи является рассмотрение феномена «массового человека» в контексте критической теории Ги Дебора — «обществе спектакля». По мнению философа, такое общество особенно отличается утратой непосредственности существования, когда вся реальность со...

Поп-арт — фаст-фуд искусства?

Поп-арт (сокращение от англ. popular art) не задавался целью (в отличие от других направлений) духовного развития общества и отдельных его представителей, а преследовал лишь цели развлечения. Поп-арт — это одно из порождений авангардизма. Произведени...

Джойс как явление русского модернизма

В данной работе прослеживается связь русской и европейской культуры и литературы, проявляющаяся в общей тенденции их развития на рубеже XIX-ХХ вв. с единым стремлением к обновлению мировосприятия на рубеже веков. Роман Дж. Джойса «Улисс» в первых рус...

Представления о прекрасном и уродливом в средние века

В статье рассказывается о том, какими были стандарты красоты в эпоху Средневековья, как они отличались от тех представлений, которые были у людей античного периода. Автор ставит вопросы: насколько изменились представления о красоте, и что повлияло на...

Возвращение к «свиткам»: популярность электронных книг как фактор цикличности книгоиздания

В статье рассматривается феномен электронных книг, а также предпосылки его активного распространения. Описывается прямая зависимость между процессом изменения мироустройства и трансформацией письменной культуры. Раскрывается термин «социальное чтение...

Задать вопрос