Невидимому не скрыться от наших глаз.
Рене Магритт
Бельгийский художник Рене Франсуа Гислен Магритт (1898–1967) известен как сюрреалист. Или магический реалист. Или «крёстный отец» поп-арта. Или… Он сам не знал, какой стиль более характерен его загадочному творчеству. Магритт писал на первый взгляд обычные предметы, узнаваемые и без неожиданных превращений. Но сочетание их было именно сюрреалистическим: вызывало недоумение, вопросы и думы о смысле бытия. Техника работ очень напоминает плакатную живопись, переживающую в наши дни новый пик популярности. Творчество Магритта известно даже тем, кто не интересуется живописью. Полуфантазийные образы с птицами, яблоками, в шляпах и закрытыми простынями лицами, на первый взгляд бессмысленные, проникают в память и просятся их «прочитать». Попробуем и мы понять, в чём секрет притягательности Магритта.
Ключевые слова: сюрреализм, магический реализм, творчество, фантазия, иллюзия, живопись, картина, портрет, пейзаж.
«Манифест сюрреализма», изданный писателем А. Бретоном (1924), гласит: «Среди множества доставшихся нам в наследство невзгод нам была предоставлена и величайшая свобода духа. Мы недостаточно ею злоупотребляем. Реалистическая точка зрения представляется глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву. Она внушает чувство ужаса, ибо представляет собой плод всяческой посредственности…»
Как художественное направление сюрреализм заявил о себе в 1920-х и сначала в литературе (впервые термин использовал поэт Г. Аполлинер в работе «Новый дух»), а уже потом — в живописи и прочих жанрах изобразительного искусства. Стиль предлагал зрителю заглянуть в самые глубины подсознания и совершить революцию в умах. Для этого нужно всего-то отказаться от реального в пользу иррационального и вне-разумного. К выдающимся сюрреалистам первой половины XX в. относятся такие мастера изобразительного жанра, как С. Дали, М. Эрнст, Ж. Миро, Ф. Кало, середины века — Ив Танги, Дж. Кирико, П. Дельво. Всех этих художников, очень разных, объединяло одно: фантазия. И ещё — гипнотическое воздействие на зрителя.
Направление, очень многогранное, быстро стало популярным.
Мастера жанра придерживались двух основных концепций. Первая — создание работ автоматически, неосознанно вплоть до безучастия самого художника. Это, например, наборы абстрактных пятен и линий у Миро. Или такая методика М. Эрнста: «Привяжите пустую консервную банку на верёвке…, продырявьте дно, наполните краской и раскачивайте… над лежащим холстом». Сторонники второй концепции считали, что следует как можно более тщательно переносить на холст образы своего подсознания. При этом особое значение для эффекта подачи имеют и такие классические приёмы живописи, как игра со светотенью или точная передача перспективы (как у С. Дали, самого известного сторонника этого направления), или обращение к фольклорным, мифологическим мотивам, сказке как основе любого творчества, а это уже требует глубоких знаний истории, этнологии и религиоведения (Ф. Кало).
Традиционно к сюрреализму относят и творчество Магритта. Его картины похожи на ребусы, а несколько отстранённая манера художественной подачи образов всегда намекает, что предметы вовсе не являются тем, как выглядят, что в каждой — обман зрения и логики. Целый цикл его работ, где под каждым предметом на полотне сделана надпись, так и называется: «Это не они» (картина «Вероломство образов», где под реалистичным вполне, крупным и сразу узнаваемым изображением трубки значатся слова: «это не трубка»). Магритт вообще первым поместил на плоскость картины слова, поскольку считал, что текст и живопись имеют много общего. В этом было новаторство художника, не понятое и не оцененное по достоинству в Европе, а в США принятое как революционное. И здесь прослеживается уже трансформация Магритта от собственно сюрреализма — к реализму фантастическому, или стилю «виженари арт», представители которого (Р. Хауснер, Э. Фукс, О. Нердрум, Г. Гигер) активно экспериментируют с изменениями людского сознания, перенося на холсты образы, в этом состоянии рождающиеся.
За свою творческую жизнь Магритт создал около 2000 работ. Начинающий Магритт — пейзажист, далее вобрал влияние кубизма, пост-кубизма и футуризма. А осознав себя художником-модернистом, стал активно действовать в нескольких направлениях сразу. Он не относил себя к сюрреалистам и не любил, когда его причисляли к этому кругу. Своё творчество Магритт определял в стиле «магический реализм» (в направлении, близком к рассказам Х. Лампо, атмосфера которых очень созвучна живописи Магритта). Будучи мастером загадок и символизма, художник выбрал для изображения несколько бытовых предметов, которые кочевали из одной картины в другую неоднократно. Это шляпа-котелок, курительная трубка, яблоко, роза, тромбон, простыня, часто прикрывающая лица моделей-людей.
После женитьбы, чтобы содержать семью, Магритт устроился на первую работу — художником рекламы и афиш на фабрике бумажной продукции, а параллельно занимался живописью. Первая сюрреалистичная его картина «Потерянный жокей» и первая персональная выставка были встречены холодно публикой и негативно критиками. Неудача отправляет начинающего художника в Париж, где общение с уже именитыми коллегами повлияло на творческий почерк, стиль и манеру письма, изменив в корне привычный изобразительный язык Магритта. А образ жокея задержался, тем не менее, в творчестве Магритта надолго. И всякий раз помогал рассказать новую историю, будто находка-новинка.
Из 2000 работ Магритт более чем на 50 использует как центральный образ шляпу-котелок. Это стало отличительной, показательной (или одной из) творчества художника. Таинственный персонаж в чёрных пальто и котелке появляется ещё в одной из первых работа (1926), на картине «Размышления одинокого прохожего». И на протяжении 40 лет художник будет регулярно возвращаться к этому образу, в котором искусствоведы усматривали автопортрет. В 50-е гг. котелок вышел из моды, но не из мыслей Магритта. Эти шляпы остались его символами загадочности и даже анонимности. Модель в шляпе анфас, спиной и в профиль, в котелке на голове и на лице. По задумке ли, по иронии ли творческой судьбы, но именно аксессуар, призванный делать неузнанным, стал визитной карточкой художника, за которым даже закрепилось прозвище «маленький буржуа в шляпе-котелке». Легион этих бесчисленных мужчин в котелках дел автору привычку фотографироваться в котелке, что со временем переняли все фотографы и превратили в штамп.
Многие картины бельгийца суть интеллектуальные головоломки, ключ к которым — авторское название. Например, одна из самых известных работ — «Сын человеческий», где лицо обычного человека закрыто яблоком. Само назван е напоминает о первородном грехе и о познании добра и зла. Ещё проще трактовать сюжет картины «Проницательность», на которой изображён художник, что смотрит на яйцо, а рисует в это время птицу. Или «Влюблённые»: они тянутся друг к другу с поцелуем в то время как лица их скрыты друг от друга простынёй-пеленой. Даже взаимная любовь не даёт узнать другого человека полностью, и часто слепа. Есть, тем не менее, исключения. Сложно понять замысел автора изображения парусника цвета моря в открытом море под названием «Соблазнитель». Вероятно предположить, что эта величественная картина соблазняет зрителя на дальние странствия, но истину знает только создатель.
В возрасте 14 лет Магритт стал очевидцем трагедии. Его мать покончила жизнь самоубийством, бросившись в речную бездну Самбра. Это повлияло и на мировоззрение и творчество художника: потрясённый, он замкнулся в себе и всю жизнь искал ответы на вопросы подсознания, общаясь и со зрителем, и сам с собою через свои картины. В общении с кем бы то ни было он никогда тему гибели матери не затрагивал, но исследователи творчества художника единодушны: картины психологичны именно скрытым подтекстом переживания детской трагедии. Она нашла отражение во множестве его картин. Часть их связаны с гибелью на воде, в большинстве лица или стёрты, или скрыты, или вообще отсутствуют.
Лучше не скажешь, чем Магритт сам о своём творчестве: «Когда я смотрю на свои работы, мне кажется, что меня со всех сторон окружает тайна, и в мире нет ей разгадки». Скрытые лица — это проявление страсти Магритта к скрытности вообще. Вот лицо. А вот — яблоко, которое отчасти лицо скрывает. Это, по задумке автора, происходит постоянно. Всё, что видимо, скрывает нечто другое, и всегда хочется это, нечто скрытое, рассмотреть и узнать. Любой предмет написан для понимания, что на ним есть или могут быть другие предметы. Более запутанная история — с фотомонтажом 1929 г., опубликованным в журнале «Революция сюрреалистов». Картину «Спрятанная женщина» с изображением обнажённой женщины окружают 12 портретов сюрреалистов. Художник подаёт пример того, как слово может быть замещено образом, а скрытое становится видимым. Суждение таково: женщина, спрятанная в лесу, не видна ещё и потому, что у всех мужчин на портретах, в числе которых — сам Магритт, закрыты глаза. Так торжествует двойное открытие: веки глаз скрывают внешний мир, глаза — зеркало души — скрывают душу от внешнего мира.
В 30-е настала очередь «живописных афоризмов» Магритта. Вид города сверху, где часть строений — дома, а часть — геометрические тела; птичья клетка с яйцом; вид модели со спины, которая смотрится в зеркало и видит свой затылок; пейзаж с дождём в небе над облаками, что лежат на земле. Автор демонстрирует предельную сжатость и точности, как и положено афоризму. И это завораживает. Смыслы его образов — противоречия, сближения и отторжения. После 30-х гг. Магритт пробует себя в несколько ином направлении: он разукрашивает разнообразные объекты. Это поверхности гипсовых слепков, винные бутылки, бирки одежд и аксессуаров, создаёт миниатюрные картины и рамки к ним, но при этом изображая на них больше, чем на прежних, масштабных. А в последние годы жизни создал серию крупных бронзовых скульптур, воплотив ряд своих идей уже в трёхмерных форматах.
Мир Магритта — это Зазеркалье, не напрасно он так увлекался историями Кэрролла о приключениях Алисы. В этой стране нельзя верить даже собственным глазам. Игры с масштабами делают стул гигантским. А Пизанскую башню — карманной. Женщина становится рыбой, а орёл превращается в скалу. Ни на кого другого не похожи пейзажи Магритта. Они всегда отчасти заслонены картиной внутри, которая очень гармонично в этот пейзаж вписывается, сливается с ним и даже изображает то, что заслоняет. У художника имеется порядка 20-ти картин подобных метаморфоз, самая известная — «Удел человеческий» (1933). Все авторские маски, все эти простыни, котелки, яблоки — стремление к безликости. Художник в быту был скромен, сдержан, неловок и замкнут в обществе. Тщательно соблюдал все правила этикета, чтобы сохранять дистанцию даже с хорошо и давно знакомыми людьми. Автопортрет с яблоком — это о человеке, который прячет свои страсти, потребности под любым предлогом и за любым предметом. Который большую часть жизни доказывает каждым мазком кисти, что его не существует вовсе.
Чем больше узнаёшь Магритта, тем сильнее ощущаешь, что творчество его не имеет ничего общего с фантастикой. Его предмет — абсурд и противоречия. Отрицание фактов, но не логики. Точно, поскольку метод его — аргументация, а не ассоциации. У Магритта если дверь, то в неё могут войти. Именно по этой причине дверь изображена не иначе, как только что за кем-то запертая. А если облака — это скопления пара, то в дождливом дне Магритта будут обязательно облака, пусть и лежащие на земле. Или русалка: если это полуженщина — полурыба, то почему не по-магриттовски, то есть не как общепринято, а с ногами и рыбьей головой?! Самобытный художник, он преображает мир не по традициям, а по-народному, образами «мира вверх тормашками». Вместе с тем, мир Магритта прост, прост ошеломительно. Самая его методичная картина — «Голконда» — изображает множество фигур, одинаковых, но с тончайшими, едва различимыми нюансами. Три компонента картины: небо, стандартные здания и мужчины в котелках, стоящие смирно — пример того, как малым выразить многое.
Художник многогранен, глубок и таинственен. Его живопись революционна и вызывающа, а эстетика давно стала частью массовой культуры, оставаясь для зрителя загадочной и символичной. Зрители же, посещая музеи и выставки Магритта, неизменно рады эти загадки разгадывать. Художник пришёл в искусство из мира рекламы и знал, как шокировать эффектным изображением. Он любил повторять, что всё изобразительное творчество — иллюзия, так как создать портрет незнакомого, неблизкого человека невозможно: не зная его, будет только иллюзия сходства. Иллюзией запечатлённое и останется.
Художник оставил заметный яркий след не только в искусстве. Образы его моделей и пейзажные фоны используют маркетинговые компании многих стран и вдохновляют режиссёров уровня Д. Линча и У. Фридкина. В Брюсселе в 2009 году был открыт Музей Рене Магритта, он входит в комплекс Королевских музеев изящных искусств. На площади в 2500 кв. м. размещены 230 работ художника: картины, наброски и скульптуры. Посетители приходят, чтобы насладиться иллюзиями автора. В этом — весь Магритт.
Российские зрители долгое время не имели возможности познакомиться воочию с творчеством художника, если не считать трёх картин, что экспонировались на выставке бельгийского искусства в 1937 году. Первая крупная выставка была организована с 1998–99 гг. в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина американским фондом и скандинавским банком при содействии Художественного фонда частных коллекций и активном содействии руководителей крупнейших российских музейных собраний И. А. Антоновой и М. Б. Пиотровского. Это позволило и россиянам получить представление о творчестве величайшего бельгийского художника в годовщину празднования столетия со дня его рождения.
Литература:
- Искусство. Для тех, кто хочет всё успеть. (Энциклопедия быстрых знаний). М., 2019. 128 с.
- Паке М. Магритт. М., 2013. 96 с.
- Сильвестр Д. Магритт. Пер. М. Карп, под ред. З. Зиник. Нью-Йорк, 1999. 92 с.
- Ткач М. И. Энциклопедия пейзажа. М., 2002. 350 с.