В изобразительном искусстве наряду с традиционными натюрмортами и портретами значительное место занимают произведения былинного и мифологического жанра. Рожденный на основе устного народного творчества, этот жанр проявился в изображении сказочных персонажей, придуманных историй, нереальных событий. Различные герои сказок, мифов и древних преданий, угрюмые гномы, улыбчивые эльфы, скачущие пегасы, летающие на помеле ведьмы, невероятной красоты принцессы и жители подземного царства нашли отражение в произведениях многих российских и зарубежных художников. Наиболее известными российскими художниками былинного жанра считаются М. Врубель, И. Билибин, В. Васнецов. В их произведениях отразились традиции древнерусского народного искусства на современный лад.
Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, например на картинах «Демон», «Царевна-Лебедь», «Богатырь».
В творчестве Ивана Яковлевича Билибина отразились два, на первый взгляд не связанные между собой, явления отечественной художественной культуры конца XIX—начала XX века: увлечение национальной стариной и становление книжной графики как особого вида искусства. То, что он делал, является примером того, как может сосуществовать современность и культура прошлого, это видно на его картинах «Баба-Яга», «Белый всадник», иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» и др.
Виктор Михайлович Васнецов — один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Им написаны такие картины, как «Сирин и Алконост» (Песнь радости и печали), «Богатыри» и многие другие произведения.
В настоящее время в изобразительном искусстве довольно редко встречается обращение к фольклору. Былинный и мифологический жанр, приспосабливаясь к современным требованиям и тенденциям изобразительного искусства, проявляется в произведениях современных художников, изображающих бескрайний космос, чужие цивилизации, неизведанные технологии и т. д. Фантазирование — это необходимый компонент творческой деятельности человека, совпадающий по своему значению с понятием «воображение». Развитая фантазия или воображение позволяет, как изображать, так и воспринимать абстрактные темы субъективным видением реальности [3].
Целью данной работы является выявление стилистических особенностей и характеристика стиля фэнтези в современном изобразительном искусстве.
Фэнтези (англ. phantasy — фантазия), жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций.
Мир фэнтези существует в виде некоего допущения, это может быть параллельный мир или другая планета, а его законы весьма отличаются от законов нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, необычных существ, привидений и любых других фантастических сущностей в любых вариациях. Картины фэнтези, как правило, необычны для взгляда. Им характерна тщательная проработка деталей, из которых и складывается характер изображаемых событий, а также одновременно акцентируются особые черты романтического отчуждения и скрытого символизма, благодаря чему исходный мотив обращается в некий сон наяву [2].
Данный стиль в несколько приукрашенном виде вбирает в себя идеи, которые занимают умы многих творческих людей. Любимая многими научная фантастика, но без чрезмерной насыщенности техническими нюансами и терминами. Знакомые с детских лет сказочные мотивы, но сознательно лишенные наивности. Загадочные мифы исчезнувших цивилизаций в совокупности с достижениями внеземных миров, неограниченные путешествия во времени и пространстве, всевозможные формы перемещения материй. Из этого сбора фантастики, легенд, фольклора и огромного живого воображения фэнтези оформляется, как особое направление изобразительного искусства, где границы устанавливает лишь способности авторов мыслить, фантазировать и воображать.
Фэнтези в изобразительном искусстве тесно взаимодействует со стилем фэнтези в литературе. В этом взаимопроникновении часто возникают интересные литературно-художественные произведения от обложек и иллюстраций книг до полотен с изображением литературных героев фантазийных художественных произведений.
Фэнтези, как направление искусства, явление объемное и включает в себя очень многое. Однако, живописные приемы этого стиля имеют свои особенности. Яркой чертой фэнтези является особая манера изображения в стиле сказочного эпоса, дополненная причудливыми пейзажами и существами из иных измерений, миров и времен, а также философией [1. с. 54]. Фэнтези очень близко граничит с некоторыми другими направлениями изобразительного искусства. Весьма созвучен ему фантастический реализм, немало общих мотивов фэнтези имеет с сюрреализмом, символизмом и даже абстракционизмом, оставаясь при этом самобытным прочтением традиционного станкового образа с немалой долей художественных тенденций магического реализма. Магический реализм — это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира. Яркий представитель магического реализма — современный художник Майкл Паркес. Примерами его работ являются картины: «Грация и маленький принц», «Лебединное озеро» [5].
«Фантастическая живопись» или же «фэнтези» — сравнительно молодое направление в изобразительном искусстве, однако еще в 18 веке английский живописец Генри Фюзели (1741–1825) использовал в своих работах фантастические сюжеты, заимствованные из литературы, фольклора и мифологии, изображая состояние страха и безумия, сверхъестественных существ. Примером являются картины «Кошмар», «Спящая и фурии». Но на протяжении столетия фантастическое искусство не стало сколько-нибудь заметным явлением в живописи.
Популярность этого стиля начала расти только в начале 20 века. Этот стиль проявился, прежде всего, в создании иллюстраций, так как большая часть искусства фэнтези создавалась для романов и книг.
Одним из первых художников, работавших в новом направлении, был Борис Валеджо (родился в 1941 году). В начале его произведения создавались как обложки и иллюстрации к фантастическим романам, но художник через некоторое время перешел к вольному творчеству. Так появились прекраснейшие полотна, ставшие сегодня эталоном жанра: «Ариадна» (1991), «Нимфа Коронида» (1991), «Дриады» (1991). Несколько позднее в новом стиле стали работать многие художники со всего мира, создавая силой собственной фантазии совершенно нереальные пейзажи и портреты [6].
У истоков советской фантастической живописи стоял Юрий Павлович Швец. Некоторые свои картины Швец рисовал в качестве эскизов к фантастическим фильмам, другие были самостоятельными работами на научно-фантастические сюжеты. Швецом были созданы картины «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина. 1996», «Текущий ремонт. Звездная служба», «Космодром на Луне» и другие. А художник Георгий Покровский начинал карьеру с рисунков и схем в своих статьях, а потом создал несколько картин на фантастические, футуристические и космические сюжеты.
Значительное влияние на фантастическую живопись оказало стремительное развитие космонавтики. В 1976 году появилось объединение художников, работающих в жанре фантастической живописи — «Интеркосмос», которое официально функционировало при союзе художников СССР. Большую роль в развитии фантастической живописи сыграла редакция журнала «Техника — молодежи». Это ежемесячный научно-популярный и литературно-художественный журнал, который издается с июля 1933 года. «Техника — молодёжи» — один из немногих советских научно-популярных журналов, издававшихся во время Великой Отечественной войны. С 1949 года главным редактором журнала был Василий Дмитриевич Захарченко. С конца 50-х годов его стараниями в журнале публиковались лучшие произведения советской и зарубежной фантастики [6].
В мировом искусстве рекорд по количеству художественных сборников картин принадлежит киноэпопеи Джорджа Лукаса «Звездные войны». За тридцать восемь лет существования «Звездных войн» над их оформлением работали десятки знаменитых художников от классика Дрю Струзана до одного из лучших комиксистов Джен Дуурсимы. Известными зарубежными художниками, работающими в стиле фэнтези и фантастика, являются: Ральф Маккуорри, Дрю Струзан, Джен Дуурсима, Адам Хьюз, Джон Джуд Паленкар, Братья Грег и Тим Хильдебрандт, Сэмуа́йз Дидье́, Стефан Мартиньер и другие.
Яркими отечественными художниками-фантастами считаются: Лео Хао (настоящее имя Алексей Михайлович Шамровский) — российский художник, работающий в стиле фэнтези, фотограф. Известен как создатель обложек для альбомов рок-групп, фантастических романов и компьютерных игр. Антон Яковлевич Ломаев — русский художник-иллюстратор, известный, в основном, работами по фантастическим произведениям. Владимир Олегович Бондарь — известный художник, иллюстратор книг. Лина Карпова — художница, иллюстратор. Анна Павлеева — начинающая художница-иллюстратор. Николай Лобзов — художник-дизайнер. Алена Клементьева — иллюстратор, художница. При создании своих работ использует славянскую и скандинавскую мифологию.
На Алтае большую известность получил художник Евгений Агнин, работающий в этом жанре. Он родился в 1960 году в г. Бийске. В 1981 году закончил художественное училище. А в 1987 году — художественно-графический факультет Новосибирского государственного педагогического университета. Тогда же начал осваивать метод классического сюрреализма и футуризма. Как профессиональный художник дебютировал в Дании в 1992 году. С 1999 года живет и работает в Москве. Евгений Агнин — член Творческого союза художников России и Международной федерации художников и главный редактор журнала «Артковчег».
Участвовал в выставках: «Светлое искусство Сибири» (г. Новосибирск, 1999), «Сюрровый Мир-2» (г. Красноярск, 1999), «Сюрровый Мир-3» (выставочный зал «Творчество», г. Москва, 2000), «Последний Переход» (выставочный зал «Творчество» г. Москва, 2001), «На встречу друг другу» (выставочный зал «Галерея на Варшавке» г. Москва), «Рождественская» выставка издательства «Наш Изограф» (выставочный зал «На Каширке» г. Москва), АРТ САЛОН ЦДХ-2012 (в выставочном проекте галереи искусств «Колизей Арт», г. Москва), Работы художника находятся в частных коллекциях и собраниях России, Америки, Африки, Европы.
Хотелось бы отметить, что по результатам опроса проведенного новосибирской профессиональной социологической компанией «Ромир мониторинг», в котором участвовали около 505 человек, участники отдали большее предпочтение жанру фэнтези. Так на вопрос: «Что больше привлекает современных зрителей: фэнтези (фантастика) или реалистичные произведения?» около двух третьих опрошенных ответили «Фэнтези». Этот жанр привлекает людей разных возрастных категорий. Но по результатам интернет-опроса выяснилось, что большее предпочтение фэнтези отдают молодые люди в возрасте от 18 до 27лет. Так же выяснилось, что большинство (79 %) любителей фэнтези мужчины, и лишь 21 % остается за женщинами.
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что стиль фэнтези — это интересное направление, которое позволяет расширить границы изобразительного искусства. А художники, работающие в этом стиле, являются достойными представителями этого направления, которые активно развивают темы выдуманных миров в своих произведениях. Нереальные и в тоже время впечатляющие картины, в которых соединены фольклор, мифы, фантазия художника, являются неотъемлемой частью нашей культуры.
Литература:
1. Шокорова Л. В. Горная Колывань в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Изд-во АлтГу. Барнаул, 2014 г. 132 с.
2. Культурный обозреватель. Новости культуры, обзоры культурных событий в мире. «Фэнтези (Изобразительное искусство)». [Электронный ресурс] http://www.kultoboz.ru/fantasy-art (дата обращения 28.07.2015).
3. «Воображаемый мир искусства фэнтези». Автор: Кара Лисандра Росс. [Электронный ресурс] http://bookworms.ru/publ/miry_bezgranichnoj_fantazii/voobrazhaemyj_mir_iskusstva_fehntazi/3–1-0–198 — (дата обращения 15.08.2015).
4. Энциклопедия гуманитарных наук. «Фэнтези» С. В. Алексеев. [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/fentezi — http://www.artvedia.ru/history/1 — (дата обращения 25.08.2015).
5. АРТ Планета Small Bay художественно-исторический музей. Картины и биографии мастеров фэнтези. [Электронный ресурс] http://smallbay.ru/fantasy3.html — (дата обращения 27.08.2015).
6. Анна Акимова «Мифы и реальность». [Электронный ресурс] https://lib.1september.ru/2006/08/16.htm — (дата обращения 26.08.2015).