Адаптация выпускников вуза на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 15.12.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Кречетова, Е. В. Адаптация выпускников вуза на рынке труда / Е. В. Кречетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86817/ (дата обращения: 22.01.2022).



В статье рассматриваются актуальные вопросы повышения адаптации выпускников вуза на рынке труда. Задача работодателя — взять на работу «готового специалиста», отвечающего вызовам времени и адаптирующегося к профессиональной деятельности в короткие сроки. Здесь и кроется расхождение между возможностями традиционной системы обучения и рынком труда. От современного выпускника работодатели требуют как конкретных навыков, знаний, умений, так и креативного подхода к решению профессиональных задач и проблем.

Ключевые слова: выпускники вуза, рынок труда, работодатели, профессиональная адаптация.

Выпускники вузов, молодежь, впервые вступающая в активную трудовую жизнь, сталкиваются не только с проблемами трудоустройства, но и с проблемами их профессионального роста и адекватной оценки начального трудового потенциала. Эти проблемы объединяются термином «адаптация». То, как адаптируются выпускники на рынке труда, приспосабливаются к требованиям рынка в ходе поиска рабочего места, существенным образом зависит от фундаментальности полученных знаний в конкретной профессиональной области и от практичности приобретенных навыков в ходе обучения в вузе.

В настоящее время прямая связь между высоким уровнем молодежной безработицы и низким уровнем образования не наблюдается, хотя продолжает действовать как общая тенденция. Это обусловлено тем, что возрастает процент молодежи, получившей высшее образование, но не востребованной в данной профессии современным рынком труда. Среди совокупности причин, отражающих высокие показатели безработицы, можно отметить следующие:

— несоответствие полученного образования требованиям рынка труда;

— недостаточный уровень образования;

— завышенные амбиции в отношении рабочего места, графика и уровня оплаты труда;

— отсутствие опыта трудовой деятельности;

— низкий уровень общенаучных (мировоззренческих) компетенций;

— неумение позиционировать себя на рынке труда.

Трансформации современной образовательной системы значительно затронули выпускников российских высших учебных заведений. Особое отражение было получено при адаптации и интеграции вчерашних студентов в профессиональное сообщество. Изменились требования работодателей, возникли новые внешние вызовы, способствующие сокращению рабочих мест, «оптимизации» трудовых коллективов. В результате обострилась проблема адаптации выпускников на рынке труда.

Российский портал «Молодой специалист» провел опрос среди студентов и работодателей по теме «Оценка работодателями современных выпускников. Оценка работодателями качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности оказалась, к сожалению, не в пользу молодых специалистов. Мнение работодателей относительно уровня их подготовки варьируется от «скорее низкий» (57 %) до «очень низкий» (23 %). При этом о наличии практических навыков работы в ходе опроса заявили 44 % выпускников, тогда как согласились с ними только 9 % представителей работодателей [2].

Согласно исследованиям Росстата, проведенным в 2016–2019 гг., были выделены три интересных фактора особенности трудоустройства российских выпускников:

1) 31 % (634,5 тысячи) выпускников высших и учебных заведений, или каждый третий, не работают по специальности;

2) уровень безработицы среди выпускников ВУЗов 2019 г. составил 12,9 %;

3) не работают по полученной специальности две трети молодых специалистов, учившихся по направлению «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» [3].

А. А. Анферов в рамках проведения исследования по вопросу трудоустройства выпускников Государственного университета управления и других российских высших учебных заведений 3,2 миллиона выпускников образовательных организаций периода 2010–2015 гг. выпуска устроились на первую работу, не связанную с полученной специальностью. Данная тенденция обусловлена в первую очередь тем, что отсутствовали вакансии по полученной профессии (специальности) о чем заявили 1,8 миллионов человек, что составило порядка 54,7 % от всех выпускников. Значительной оказалась доля выпускников, а именно 582,8 тысяч человек или 17,8 %, не выбравших работу по специальности в связи с низким уровнем заработной платы [2, с. 70].

Специфика молодежи как социально-возрастной группы на рынке труда приводит к формированию некоторых стереотипов у работодателей и в конечном итоге оказывает существенное влияние на возможность первичного трудоустройства молодежи. Чтобы сформировать адаптационные модели поведения молодых специалистов на рынке труда, особенно в период их первичного трудоустройства, необходимо выявить особенности перехода от состояния учащегося к состоянию носителя соответствующего уровня человеческого капитала — потенциального, востребованного работника. Успешность процесса адаптации, преодоления негативных эффектов перехода от учебы к трудовой деятельности зависит от государства, работодателей и самой молодежи, от того, какие согласованные действия осуществляются на первичном рынке труда между данными субъектами. От того, насколько продуман и обоснован процесс подготовки и приспособления выпускников вузов к выходу на рынок труда, непосредственно зависит качество их трудоустройства и, в конечном счете, эффективность функционирования системы высшего образования, рынка труда и экономики в целом.

Исследуя комплекс проблем адаптации выпускников вузов в период перехода к профессиональной деятельности, необходимо уделить особое внимание организации практики студентов в период вузовского обучения. Как правило, вуз заключает договор с государственной или коммерческой организацией на предоставление услуг в соответствии с программой обучения и прилагаемым календарным планом проведения производственных практик студентов, целью которых является приобретение практического опыта. В сущности, современная практика до сих пор базируется на опыте советского времени, когда предприятия брали студентов вуза на практику, а выпускников — на работу. В период обучения в вузе студенты должны освоить минимально необходимый набор практических знаний, умений и навыков, который в последующем послужит опорой для адаптации к профессиональной деятельности, а также даст возможность проявить сформированные знания и умения на практике.

Существенным вызовом для получения работы выпускниками в 2020–2021 гг. стоит назвать эпидемию коронавируса, способствующую изменению форм работы, «оптимизации» штатов организаций, переводу на дистанционную систему и распространение фриланса. Многие студенты последних курсов не смогли пройти производственную практику, что всегда выступало хорошей возможностью для получения рабочего места.

Большинство работодателей среди основных недостатков молодых специалистов указывают на отсутствие целевых установок в области профессионального развития. Многие выпускники даже на последних курсах обучения не знают, какие профессии, какие сферы профессиональной деятельности, какие компании могут соответствовать их специальностям. Поэтому наличие у выпускника простого желания найти работу по специальности означает уже первый шаг к формированию важных для любой компании целевых установок. Для того, чтобы найти работу по специальности, предлагаются три стратегии:

— исследование рынка труда (алгоритм поиска работы): анализ профессий в рамках специальности, анализ предложений компаний;

— анализ знаний, которые были получены по специальности, и повторное исследование рынка труда: какие смежные профессии, сферы деятельности представлены на рынке, анализ всех вакансий профессиональной сферы специальности;

— продолжение развития по специальности либо получение смежных специальностей.

На основании изложенного можно сделать некоторые выводы. Во-первых, формы адаптации в профессиональное сообщество выпускников вузов претерпевает кардинальные изменения, ввиду воздействия ряда внешних факторов, глобальных вызовов современности. Во-вторых, изменение формата работы, вызванные пандемией 2020–2021 гг., понизили возможности ряда социальных групп и специальностей получить рабочее место. В-третьих, позитивные показатели демонстрируют системы социокультурных факторов при получении профессионального образования, востребованности выпускников вузов благодаря целевым направлениям подготовки

Литература:

  1. Анферов А. А., Долгих Е. А. Статистических анализ трудоустройства выпускников образовательных организаций // Вестник университета. — 2018. — № 8. — С. 68–72.
  2. Портал «Молодой специалист» [Электронный ресурс]. — URL: https://msrabota.ru/
  3. Три факта о трудоустройстве выпускников 2016–2018 годов // Федеральная служба государственной статистики. // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/88401
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, профессиональная деятельность, выпускник, рабочее место, выпускник вузов, специальность, высшее образование, оценка работодателями, полученная специальность, трудовая деятельность.


Ключевые слова

рынок труда, работодатели, профессиональная адаптация, выпускники вуза
Задать вопрос