Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (223) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 12.09.2018

Статья просмотрена: 1896 раз

Библиографическое описание:

Золотов, Р. А. Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда / Р. А. Золотов, Д. А. Шаталова-Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52579/ (дата обращения: 08.03.2021).



В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.

Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее образование, профессиональные компетенции.

Вопрос адаптации выпускника вуза на рынке труда является одним из самых актуальных в сфере образования и государственной кадровой политики.

Принято считать, что основным конкурентным преимуществом при трудоустройстве для выпускников вузов остается высшее профессиональное образование. В то же время, данное преимущество обесценивается по мере роста количества молодых специалистов, имеющих высшее образование. Таким образом, современные условия, которые повышают возможность получения высшего образования диктуют молодёжи новые правила поведения на рынке труда, заставляя формировать конкурентоспособность выпускников вузов.

Конкурентоспособность выпускника чаще всего понимают как набор компетенций, которыми он обладает. Такое понимание имеет один значимый недостаток — оно не учитывает все факторы, которые влияют на конкурентоспособность выпускника. [1] Факторы конкурентоспособности выпускников вузов в самом общем виде можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние. Внешние факторы не поддаются воздействию и находятся в зависимости от ситуации на рынке труда, а внутренние напротив — зависят, непосредственно, от самого выпускника.

Поэтому в ситуации возрастающей конкуренции у студентов и выпускников все чаще возникает необходимость повышения личной конкурентоспособности и разработки стратегий конкурирования в учебе, карьере и т. д. Конкурентоспособность является важным условием, которое позволяет быть успешным в конкурентной борьбе, так как требования, предъявляемые работодателем к кандидату, становятся более высокими. Основными среди них можно назвать [2]:

‒ наличие высшего профессионального образования;

‒ высокоразвитые коммуникативные способности;

‒ знание персонального компьютера на уровне уверенного пользователя;

‒ развитое творческое мышление;

‒ адаптивность;

‒ умение работать в команде;

‒ стремление к саморазвитию и самообразованию (как в профессиональном плане, так и в личностном);

‒ быстрая обучаемость;

‒ самостоятельность;

‒ целеустремленность;

‒ активность и др.

Это, говорит о том, что выпускник вуза должен задумываться о возможных вариантах трудоустройства с первых дней обучения. Именно в это время закладываются основы его будущих трудовых и профессиональных траекторий.

Основываясь на многолетней практике работы различных центров содействия трудоустройства выпускников при российских вузах, Центр карьеры ННГУ выделил 4 основных критерия, определяющих конкурентоспособность молодых специалистов на трынке труда:

  1. Наличие качественного образования (включает в себя ряд ступеней: бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное образование);
  2. Развитые личностные компетенции (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная и социальная компетенции);
  3. Знание рынка труда (информация о работодателях, требований, перспектив, спросах и предложениях, вакансиях, условиях труда, заработной плате и др.);
  4. Опыт работы (практика, стажировка, временное трудоустройство и др.).

Совокупность этих критериев организуется в единую систему адаптации, благодаря которой конкурентоспособность личности становится выше и процесс трудоустройства с последующим развитием сотрудника становится максимально эффективным.

Центр карьеры ННГУ уделяет большое внимание этому вопросу и стремится усилить подходы к реализации деятельности, направленной на содействие трудоустройству выпускников: изучает передовые практики других вузов, совершенствует классические инструменты, разрабатывает новые проекты.

Центром карьеры ННГУ, совместно с другими структурными подразделениями университета и партнёрами-работодателями, ежегодно реализуется комплекс мероприятий:

‒ Мониторинг трудоустройства выпускников и социологические исследования, например: «Профессионально-карьерные ожидания студентов»;

‒ Профдиагностика и индивидуальное профконсультирование для студентов и выпускников;

‒ Групповые занятия по развитию личностных и профессиональных компетенций в рамках Школы карьерного роста «Маркетинг профессионального развития»;

‒ Информирование об актуальных вакансиях и стажировках, также о проводимых мероприятиях посредством интернет-ресурсов, печатной продукции и личных контактов, через студенческий совет «Потенциал»;

‒ Массовые встречи с работодателями на Днях карьеры;

‒ Экскурсии на предприятия в рамках «Ярмарки вакансий в гостях у работодателей»;

‒ Знакомство студентов с рынком труда региона посредством организации деловых игр: «Карьера: Старт!», «Траектория успеха», «Дюжина лучших», «Engine»;

‒ Знакомство учащихся общеобразовательных учреждений с университетом и работодателями, осуществляется посредством организации профориентационной деловой игры «Траектория»;

‒ Тренинги и мастер-классы, с привлечением ведущих специалистов в области рынка труда.

и другие.

Весь этот перечень мероприятий создаёт условия для формирования и развития навыков эффективного поведения молодёжи на рынке труда. Можно отметить, что в реализации такого системного подхода к формированию высокой конкурентоспособности, наиболее значимыми являются три периода:

  1. Довузовский — самоопределение в будущей специализации;
  2. Студенческий — подготовка к профессиональной деятельности;
  3. Соискательский — успешное трудоустройство.

Учитывая различные факторы, которые воздействуют на рынок труда (экономические, образовательные, демографические и др.), ежегодно корректируются задачи регулирования ситуации с занятостью молодых специалистов. Однако основной целью остается создание благоприятных условий для их профессиональной и карьерной реализации, повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Литература:

  1. Братищенко Д. В., Винокуров «Развитие взаимодействия вуза с работодателями как фактор повышения конкурентоспособности выпускников» // Известия ИГЭА, 2012
  2. Лапина Т. А. Внешние факторы конкурентоспособности выпускников на рынке труда / Вестник Омского государственного университета, № 1, 2009
  3. Какие требования предъявляют работодатели к молодым специалистам // URL: https://career.ru/article/18255 (Дата обращения 05.09.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, высшее образование, центр карьеры, высшее профессиональное образование, конкурентоспособность выпускника, конкурентоспособность выпускников вузов, работодатель.


Похожие статьи

Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры

Ключевые слова: выпускник, карьера, этапы карьеры, управление власть, успех

Первый этап карьеры начинается при выборе специальности и дальнейшем обучении по этой

60 % полагает, что образование, полученное в выбранном вузе, даст возможность найти...

Похожие статьи

Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры

Ключевые слова: выпускник, карьера, этапы карьеры, управление власть, успех

Первый этап карьеры начинается при выборе специальности и дальнейшем обучении по этой

60 % полагает, что образование, полученное в выбранном вузе, даст возможность найти...

Задать вопрос