Пока мы убиваем время, время убивает нас | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 13.12.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Сулима, И. И. Пока мы убиваем время, время убивает нас / И. И. Сулима, Д. В. Байкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 532-535. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86796/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье приведен анализ понятия времени с точки зрения философии повседневности и раскрыта важность данной категории для современного человека.

Ключевые слова: время, философия, человек, временные ресурсы, ценность времени.

Время — одно из центральных понятий философии, в которой оно рассматривается как необратимое течение (из прошлого через настоящее в будущее), которое помогает проходить изменениям всех существующих в бытии процессов, являющихся фактами. Согласно мифологическому мировоззрению, время — циклическое, оно является неизменным повторением уже минувшего. Прошлое является прошлым для настоящего. Будущее есть повторение настоящего. Время неоднородно.

Похожая идея существует также в индийской философии в виде «колеса сансары» — цикличности жизни и смерти в мирах. Эта идея является базовой во многих индийских религиях — буддизме, джайнизме, индуизме, сикхизме и т. д. Здесь представлена идея цикличности событий в мире, коловороте, постоянном повторении одного и того же.

Аристотель говорил о времени, отделяя его от перемен. Собственно, он пытается отвлечься от сути изменения, и познать суть времени. Он говорил о том, что время есть суть изменения с движением. Его понятие движения тождественно с современным понятием процесса. В монадологии Лейбница время (как и пространство) субъективны — это всего-навсего способы восприятия монад (Монады — это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет).

В философской системе Иммануила Канта время рассматривается как априорная (пред-опытная) форма чувственного созерцания. Кант говорил, что время не является эмпирическим понятием, выведенным из какого-либо опыта. «Время есть чистая форма чувственного созерцания… Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, то есть созерцание нас самих и нашего внутреннего состояния… Время есть априорное формальное условие всех явлений вообще… Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания, и именно благодаря этому возможны априорные синтетические положения» [2, с. 76]. В философии Гегеля время и пространство есть категории абсолютного духа.

Время также описывается как предмет опыта, например, другим известным немецким философом Эдмундом Гуссерлем. Однако, что же это значит: познавать что-то, что не реально? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассматривать опыт времени и онтологию времени во взаимосвязи. Именно эта взаимосвязь — ключевой пункт понимания времени в теории, хотя может она и будет мешать ей, как это было уже на протяжении всего развития философии [3, с. 113].

Итак, посмотрим в тематическом отношении на основные моменты теорий времени ХХ века. Здесь доминируют две традиции философии времени — феноменология и аналитическая теория. Их будем сравнивать, а затем рассматривать исходя из основ актуальных научно-естественных концепций времени. Феноменологическая теория времени связана с трудами Эдмунда Гуссерля, аналитическая философия времени ведет свое начало в трудах МакТежерта. В феноменологической традиции на переднем плане стоит анализ сознания времени и опыта времени, а в аналитических дискуссиях — онтология времени.

Обе традиции имплицитно или эксплицитно тематизируют следующий вопрос: является ли время конструкцией субъекта или — или имеет время объективную реальность? Однако анализы опыта времени и вопроса о его способе бытия все же непосредственно противостоят друг другу. Подобным образом рассматривается время и в теориях естественных наук. Современные концепции сознания исходят не менее из двух разных порядков времени, отношение между которыми остается невыясненным. Здесь, во-первых, следует выделить временные качества нейрональных процессов, исследуемых научными способами (например, способами изображений), во-вторых, временной порядок сознательного переживания, который достижим лишь с точки зрения первого лица.

Нельзя не согласиться, что течение времени воспринимается всеми индивидуально. Для ребенка, сидящего за партой, время может быть мучительно и долго тянется. Для взрослого, работающего человека же все наоборот — время идёт очень быстро, можно сказать даже «летит». Так проходят день за днём, год за годом. При таком жизненном сценарии время уходит, как песок сквозь пальцы.

В жизни есть возможные этапы готовности «тратить» время на определенные вещи, и зависят они от осознания значимости временного ресурса. Но в тоже время трата времени преобразовывается в опыт, который и приводит к осознанию ценности времени, которое нам отведено.

Большинство представителей общества не знают, как с умом использовать временной ресурс, и вместо этого они стараются «убить» время — скоротать его. Пока человек коротает время, оно убивает его возможности. Такие люди тратят время зря. Ленятся и не хотят ничего делать, не заинтересованы в своей продуктивности, не заинтересованы в том, чтобы принести пользу ни себе ни другим. Получается, что люди много энергии тратят впустую и, конечно, чувствуют себя несчастными.

Ярким примером такого человека является главный герой одноименного романа И. А. Гончарова «Обломов». Необходимость что-то сделать сообразно часам или же поторопиться для Ильи — настоящая божья кара. Он искренне не понимает, зачем вообще смотреть на время. Оставив все свое время на диване, он разорил семейное имение и духовно деградировал. «...Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью... это было его нормальным состоянием…» [1, с. 59]. Можно сказать, что он потратил в пустую время, равное целой жизни.

Время связано с судьбой и внутренне воспринимается как судьба. С понимаем значимости и ценности времени можно сильно изменить и наладить свою жизнь во многих сферах: преуспеть в учебе, отказаться от ненужных взаимоотношений с людьми, не перегорать и не испытывать ненависти к жизни, стабильно чувствовать прилив сил. Поэтому так важно временем управлять, чтобы оно стало другом, а не врагом. Время, потерянное с удовольствием, не считается потерянным.

Таким образом, время — самое ценное, что у нас есть. Это наш исчерпаемый ресурс. Всё в этом мире имеет срок годности, поэтому стоит начать ценить каждую секунду и минуту собственной жизни. Мы сами выбираем на что потратить время. И винить за его пустую трату и нежелательные последствия можем только себя. Нет ничего более таинственного, загадочного и необычного, чем время, в случае если начать о нём думать.

Литература:

  1. Гончаров И. А. Обломов: Роман в четырех частях / И. А. Гончаров. М.: Худ. лит., 1971. 456 с.
  2. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004. 1072 с.
  3. Гуссерль Э. Логические исследования. Том I. Пролегомены к чистой логике / Пер. с нем. Э. А. Бернштейна под ред. С. Л. Франка. Новая редакция Р. А. Громова. М.: Академический проект, 2011. 253 с.
Основные термины (генерируются автоматически): время, чувственное созерцание, онтология времени, опыт времени, ценность времени.


Ключевые слова

время, человек, философия, временные ресурсы, ценность времени
Задать вопрос