Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Воеводина, И. В. Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты») / И. В. Воеводина, Е. Д. Гарбуз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86767/ (дата обращения: 30.05.2024).



В данной статье автором рассматривается и иллюстрируется эффективность некоторых форм диктантов на уроках иностранного языка с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД) в условиях реализации ФГОС. Подчёркнута важность их применения на уроках с рядом дидактических преимуществ. Автор также предлагает анализ УМК «Горизонты» на предмет наполненности диктантами, представляет возможности по использованию некоторых форм диктантов на уроках немецкого языка в 6-х классах на текстовом материале данного УМК с целью реализации требований ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС, диктант, формирование регулятивных УУД, дидактические возможности, иностранный язык.

Сегодня диктанты зачастую воспринимаются обучающимися и учителями как скучное и непримечательное задание, которое направлено на механическое запоминание слов, и за которое будет выставлена отметка. Но на самом деле существует множество различных форм диктантов, которые можно использовать не только как механизм контроля грамотности письма, но и как возможность обеспечения формирующего контроля и решения многих дидактических задач. Диктанты обладают большими методическими ресурсами для обеспечения познавательной, эмоциональной и даже физической активности учащихся на уроке.

В фокусе внимания данной научной работы находится диктант как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий. Учитывая требования нового ФГОС ООО в редакции 2022 года, (пункт 43.3) учащиеся должны овладеть регулятивными универсальными учебными действиями (далее УУД) и каждым их компонентом в частности (к таковым относятся самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других) [4].

Реализация всех функций регулятивных УУД необходима, поскольку именно формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор. [3].

В методической литературе существует много классификаций и форм диктантов, которые по-разному реализуют те или иные регулятивные универсальные учебные действия. Рассмотрим одну из форм диктанта, используемого на уроках иностранного языка с точки зрения реализации УУД, на примере УМК «Горизонты» для 5 и 6 классов, учитывая особенности их проведения.

Просматривая учебник УМК «Горизонты» для 5 класса [1], можно увидеть такие формы диктанта как «Бегающий диктант» или Диктант «на ходу». При последней форме проведения класс делится на группы, развешиваются несколько копий текста в разных местах кабинета. Для привлечения внимания учеников, диктант печатается на цветных листах (т. е. все копии разного цвета). Группы располагаются на разных рядах. Каждая группа носит название какого-нибудь цвета в соответствии с листами, на которых напечатан диктант. Каждый обучающийся в группе получает номер слова или абзаца, которые он будет читать на цветном листе своей группы и диктовать им. По сигналу учителя все первые номера в каждой группе бегут к своему листу, читают слово (словосочетание, предложение, абзац), возвращаются к своей группе, диктуют слово (словосочетание, предложение, абзац) остальным участникам. После того, как все в группе записали необходимые слова (словосочетания, предложения, абзац), учащийся под номером два начинает свою работу диктующего и т. д., пока не продиктован и не записан весь текст. Чья группа первая и без ошибок закончит писать диктант, получает хорошую отметку. По окончании проверки можно дать ученикам еще одно задание: собрать у них написанные диктанты и попросить их воспроизвести тексты заново по памяти, работая в группах или индивидуально.

Применяя диктант «на ходу»на уроке иностранного языка, реализуются все регулятивные УУД. Они включают различные механизмы: 1) целеполагания, а именно выделения и осознания цели в момент получения номера слова или абзаца для «бегуна», 2) планирования при постановке учебной задачи для ученика, т. е. выполнения последовательности действий (добежать-прочитать-вернуться-продиктовать-проконтролировать правильность написания другими учащимися), 3) прогнозирования результата при соотношении известного и того, что предстоит достичь, т. е. как можно быстрее и без ошибок продиктовать весь объем текста своей команде, 4) контроля и коррекции, когда участники получают тексты и группы внимательно проверяют тексты своих соперников, исправляют ошибки 5) оценки и саморегуляции, когда продиктован и записан весь текст и учащиеся сличают первоначальный текст и получившийся и осознанно делают вывод, с чем они справились и с чем не удалось, и также совпали ли их ожидания и их финальный вариант диктанта. Дополнительное задание на воспроизведение продиктованных текстов по памяти активирует механизмы самоконтроля и оценки, а также возможность коррекции и контроля со стороны учителя и других учеников. Способность преодолевать трудности и препятствия благодаря командной работе, а также осознанное управление своим поведением и деятельностью при диктовке и затем при оценке результатов соперников. Все это помогает формировать важную для младших подростков произвольную саморегуляцию.

Представим результаты качественного анализа УМК «Горизонты» в таблице 1.

Таблица 1

Наполненность УМК «Горизонты» 5 и 6 классов различными формами диктантов

Название темы

УМК «Горизонты»

Вид диктанта

Учебник

Книга для учителя

Рабочая тетрадь

Учебник

Книга для учителя

Рабочая тетрадь

5 класс

1 Kennenlernen. Знакомство

+

Диктант-правописание

2 Meine Klasse. Мой класс

+

+

+

Диктант «на ходу»

Диктант-правописание

Диктант с пропусками, Бинго-диктант

3 Tiere. Животные

+

Диктант-правописание

Kleine Pause. Маленькая перемена

4 Mein Schultag. Мой день в школе

+

+

Партнёрский диктант

Самодиктант

5 Hobbys. Хобби

+

Диктант-правописание

6 Meine Familie. Моя семья

+

+

Диктант-реконструкция

Диктант-правописание

7 Was kostet das?Сколько это стоит?

+

Диктант-правописание

Große Pause. Большая перемена

6 класс

1 Mein Zuhause. Мой дом

+

+

Диктант с карточками

Парный творческий диктант

2 Das schmeckt gut. Это вкусно

+

Диктант-правописание

3 Meine Freizeit. Моё свободное время

+

Диктант «на ходу», Диктант-реконструкция

Kleine Pause. Маленькая перемена

4 Das sieht gut aus. Выглядит хорошо

+

Диктант-правописание

5 Partys. Вечеринки

+

+

Песенный диктант

Диктант-правописание, Просвистывающий диктант

6 Meine Stadt. Мой город

+

Диктант-правописание, Диктант с карточками

7 Ferien. Каникулы

Große Pause. Большая перемена

Проведенный анализ позволяет заключить, что в УМК «Горизонты» для 6 класса [2] различные формы диктантов используются значительно реже как форма работы на уроке. Мы считаем, что этого недостаточно для формирования регулятивных УУД, и на основе представленных в учебнике текстов монологического и диалогического характера предлагаем рассмотреть новую форму работы с данными текстами.

Например, можно провести «Просвистывающий диктант», используя в качестве материала учебный текст на странице 17 упражнение 6а. Для проведения данного диктанта необходимо выбрать подходящий текст, тематически связанный с недавно пройденной темой. Нужно заранее отметить в тексте слова, которые учитель не будет диктовать, а «просвистывать». Учитель начинает диктовать, а ученики слушают текст и записывают. Каждый раз, услышав «свист» или звук, его заменяющий, например, забавное слово “bip”, учащиеся должны самостоятельно выбрать и записать подходящее по смыслу слово.

Эта форма диктанта оправдана, так как ученик в первую очередь будет использовать языковую догадку, и также новая и необычная форма работы с текстом обеспечит высокую мотивацию. Говоря о механизмах регуляции, отметим следующее: 1) Механизмы целеполагания активизируются во время понимания целевой установки на осознание и написание «просвистываемого» слова, 2) механизмы планирования реализуются в ходе определения правил диктанта по использованию любого изученного и подходящего по смыслу слова вместо «bip», 3) механизмы контроля реализуются путем осознавания логически нужного слова в тексте и сличения своего результата с ключами, 4) механизм коррекции начинает функционировать после самопроверки. В завершении выполнения диктанта действуют 5) механизмы оценки и саморегуляции работают при осмыслении, с чем ученик справился, и что бы он изменил в своей стратегии в следующий раз.

Итак, все рассмотренные формы проведения диктантов являются, на наш взгляд, оригинальными и именно этим вызывают интерес учащихся к изучению языка и стимулируют все виды активности на уроке и, безусловно, развивают все регулятивные УУД. Особо значимую роль приобретает развитие таких действий как контроль, коррекция и оценка, и очень важно дать обучающимся возможность осознать свои результаты, самостоятельно оценить их и выстроить перспективы дальнейшей учебно-познавательной деятельности.

Литература:

  1. Аверин, М. М. Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, Cornelsen, 2011. — 97 c. — Текст: непосредственный.
  2. Аверин, М. М. Немецкий язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, Cornelsen, 2013. — 96 c. — Текст: непосредственный.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская [и др.]. — 2-е изд.. — Москва: Просвещение, 2011. — 159 c. — Текст: непосредственный.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. — Текст: электронный // Интернет-портал «Российской газеты»: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2021/07/06/minpros-prikaz287-site-dok.html (дата обращения: 03.12.2021).
  5. ФГОС ООО. — Текст: электронный // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 01.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): диктант, иностранный язык, группа, класс, различная форма диктантов, урок, форма диктанта, форма диктантов, маленькая перемена, рабочая тетрадь.


Похожие статьи

Формирование регулятивных УУД в процессе обучения...

Ключевые слова: ФГОС, диктант, формирование регулятивных УУД, дидактические возможности, иностранный язык. На сегодняшний день формирование способности обучающихся к саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и...

Использование различных форм диктантов, формирующих...

Библиографическое описание: Воеводина, И. В. Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты») / И. В. Воеводина, Е. Д. Гарбуз.

Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике...

Азизбек в диктанте допустил 26 ошибок.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию...

Статьи по ключевому слову "диктант" — Молодой учёный

Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты»). XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)...

Особенности организации контрольно-оценочной деятельности...

Данные функции реализуются в различных видах и формах контроля (входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль и пр. в формах диктантов, тестов, устных и письменных опросов и т. д.), которые, как правило, носят традиционный характер.

Работа над музыкальными диктантами на уроках сольфеджио...

Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых

Мир маленького ребёнка ещё тесно связан с игрой и сказкой, что предполагает включение

Музыкальный диктант, как известно, является одним из самых сложных заданий на уроках...

Иностранный язык как средство подготовки слушательниц...

Основными формами обучения являлись: «списывание с книги, звуковой диктант и диктант лёгкого, предварительно просмотренного текста» [3, с.64]. Важная роль уделялась развитию речевых умений слушательниц: составлению лёгких фраз и умению отвечать на вопросы по...

Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения

Рассмотрим также различные формы работы на уроке CLIL, а также некоторые приемы обучения, способствующих эффективной организации уроков с использованием данной технологии. Название первого способа организации деятельности на уроке CLIL на английском...

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

- диктант с продолжением. Многие из диктантов этой группы являются первым шагом к написанию изложений и сочинений.

При написании диктанта с заменой ученики производят замену одной грамматической формы на другую.

Похожие статьи

Формирование регулятивных УУД в процессе обучения...

Ключевые слова: ФГОС, диктант, формирование регулятивных УУД, дидактические возможности, иностранный язык. На сегодняшний день формирование способности обучающихся к саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и...

Использование различных форм диктантов, формирующих...

Библиографическое описание: Воеводина, И. В. Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты») / И. В. Воеводина, Е. Д. Гарбуз.

Анализ типичных ошибок учеников-инофонов | Статья в сборнике...

Азизбек в диктанте допустил 26 ошибок.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию...

Статьи по ключевому слову "диктант" — Молодой учёный

Использование различных форм диктантов, формирующих регулятивные универсальные учебные действия на уроках иностранного языка (на материалах УМК «Горизонты»). XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)...

Особенности организации контрольно-оценочной деятельности...

Данные функции реализуются в различных видах и формах контроля (входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль и пр. в формах диктантов, тестов, устных и письменных опросов и т. д.), которые, как правило, носят традиционный характер.

Работа над музыкальными диктантами на уроках сольфеджио...

Целью музыкального диктанта является воспитание навыков перевода воспринимаемых

Мир маленького ребёнка ещё тесно связан с игрой и сказкой, что предполагает включение

Музыкальный диктант, как известно, является одним из самых сложных заданий на уроках...

Иностранный язык как средство подготовки слушательниц...

Основными формами обучения являлись: «списывание с книги, звуковой диктант и диктант лёгкого, предварительно просмотренного текста» [3, с.64]. Важная роль уделялась развитию речевых умений слушательниц: составлению лёгких фраз и умению отвечать на вопросы по...

Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения

Рассмотрим также различные формы работы на уроке CLIL, а также некоторые приемы обучения, способствующих эффективной организации уроков с использованием данной технологии. Название первого способа организации деятельности на уроке CLIL на английском...

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

- диктант с продолжением. Многие из диктантов этой группы являются первым шагом к написанию изложений и сочинений.

При написании диктанта с заменой ученики производят замену одной грамматической формы на другую.

Задать вопрос