Существенное нарушение прав и законных интересов в структуре состава превышения должностных полномочий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 14.12.2021

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Осмонов, А. А. Существенное нарушение прав и законных интересов в структуре состава превышения должностных полномочий / А. А. Осмонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86728/ (дата обращения: 15.07.2024).



В современный период актуальной научно-практической проблемой выступает определение существенности нарушения прав и законных интересов в составе превышения должностных полномочий. Автор предлагает исходить из характера нарушения и степени его существенности, соотнося их с общественной опасностью посягательства.

Ключевые слова: квалификация преступлений, превышение должностных полномочий, существенное нарушение, права и законные интересы, должностное лицо.

Особенностью конструкции состава превышения должностных полномочий является использование оценочных признаков, с помощью которых регламентируются общественно опасные последствия. Такими признаками законодатель посчитал существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых интересов общества или государства. Фактически это означает, что существенному нарушению подвергается четыре группы интересов или отношений.

Существенное нарушение прав и законных интересов используется в качестве конструктивного признака составов многих преступлений (злоупотребление полномочиями, халатность, самоуправство и др.). При этом в уголовно-правовой характеристике превышения должностных полномочий он имеет определенную специфику, обусловленную, как представляется, следующими обстоятельствами.

Во-первых, очевидной противоправностью преступных действий, в силу которой они заведомо для виновного не соответствуют тому порядку, который установлен законом для их совершения. Превышая должностные полномочия, субъект использует не столько их, сколько свою причастность к механизму их реализации [1, с. 21–27], поэтому его действия изначально противоправны.

Во-вторых, для квалификации действий должностного лица как превышения должностных полномочий имеет значение реальность нарушения и признание его существенным [2, с. 14–16]. В противном случае речь может идти о совершении должностным лицом дисциплинарного проступка, не влекущего иных, кроме дисциплинарной ответственности, юридических последствий.

В-третьих, Пленум Верховного Суда РФ способствовал формированию у судов правильных представлений о существенности нарушения прав и законных интересов, приведя в постановлении от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностных полномочий и их превышении» примерный перечень прав и свобод, которые могут быть нарушены в результате преступных действий. Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ использовал оценочное понятие «создание препятствий для удовлетворения потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности» (п. 18). Для оценки существенности вреда рекомендовано учитывать степень отрицательного влияния деяния на нормальную работу организации, число потерпевших граждан, характер, размер и тяжесть нанесенного ущерба.

Вынося приговоры по делам о превышении должностных полномочий, суды достаточно часто указывают на такие обстоятельства, как подрыв авторитета и дискредитацию органов государственной власти [3], нарушение основных целей, задач и принципов деятельности правоохранительных органов [4], подрыв доверия к сотрудникам органов внутренних дел [5]. Недостатком такой оценки выступает ее неполнота. Ни в одном из изученных автором уголовных дел судом не указывалось, в чем именно состоял подрыв авторитета, дискредитация, либо иное негативное воздействие на охраняемые законом интересы общества или государства. Из этого можно заключить, что суды относятся к определению существенности нарушения достаточно формально, используя для этого понятия, не имеющие конкретного юридического содержания. Поэтому представляется важным предложить способы определения характера нарушения и степени его существенности.

Характер нарушения определяется положениями закона или иных нормативных правовых актов, определяющими надлежащее исполнение должностных полномочий. Между тем, поскольку существенность нарушения выступает признаком, разграничивающим преступное и непреступное поведение, для правильного определения ее характера необходимо использовать такие категории, которые получили закрепление в действующем законодательстве.

Например, превышение должностных полномочий, выразившееся в существенном нарушении конституционных прав и свобод граждан, не подлежащих ограничению в силу прямого указания ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, является заведомо преступным и ни при каких обстоятельствах не может квалифицироваться как дисциплинарный проступок.

Аналогично преступным будет превышение должностных полномочий, сопряженное с нарушением требований законодательства, относящихся к формализации отдельных юридических процедур (например, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закрепляет перечень обязанностей должностных лиц при проведении плановых и внеплановых проверок, а также последовательность исполнения этих обязанностей).

Конкретные условия правомерности предусмотрены законами «О полиции», «Об органах Федеральной службы безопасности», «О судебных приставах» для применения физической силы, специальных средств и оружия, из чего следует, что совершение этих действий с нарушением установленного порядка также образует состав превышения должностных полномочий.

Приведенные примеры позволяют рекомендовать при расследовании и судебном разбирательстве по уголовным делам о превышении должностных полномочий использовать не абстрактные категории (подрыв авторитета, дискредитация и др.), а конкретные положения действующего законодательства, которые были нарушены должностным лицом. Таким способом можно установить характер допущенного нарушения.

Устанавливая степень существенности нарушения, можно использовать несколько критериев: открытый демонстративный способ превышения должностных полномочий, длительность, размер нанесенного материального ущерба.

Так, если должностным лицом демонстративно нарушается установленный порядок реализации предоставленных законом полномочий, это свидетельствует о том, что именно произвол субъект считает допустимым методом, который можно использовать при исполнении должностных обязанностей.

Длительность нарушения прав и законных интересов также может быть охарактеризована с точки зрения степени существенности. Так, если речь идет о нарушении конституционных прав, не подлежащих ограничению, длительность в целом значения не имеет. Например, распространенной противоправной практикой деятельности сотрудников правоохранительных органов является незаконное административное задержание граждан с целью обеспечения их участия в проверочных мероприятиях относительно их причастности к нераскрытым преступлениям. При этом ограничивается личная свобода таких граждан, нарушается установленный порядок привлечения к административной ответственности, произвольно применяется административное законодательство. Для должностного лица очевидно, что административно задержанные лица в действительности не совершали правонарушений. В данном случае виновный может действовать, исходя из ложных представлений о служебном долге, однако это не может оказывать влияния на оценку его поведения как преступного превышения должностных полномочий, хотя бы срок административного задержания и соответствовал бы установленному законом.

Напротив, в ряде ситуаций длительность нарушения прав и законных интересов может свидетельствовать о его существенности или несущественности. Например, превышение должностных полномочий, выразившееся во временном приостановлении деятельности организации, может иметь уголовно-правовые последствия, если в результате приостановления она не имела возможности исполнять имеющиеся обязательства в сфере предпринимательской деятельности (иными словами, если противоправные действия не повлекли срыва исполнения обязательств, они могут образовывать состав дисциплинарного проступка).

Литература:

  1. Борков, В. Н. Критерии разграничения злоупотребления должностными полномочиями от их превышения / В. Н. Борков // Библиотека уголовного права и криминологии. — 2016. — № 4. — С. 21–27.
  2. Каплин, Н.М., Бражник, С. Д. Существенный вред как признак превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) / Н. М. Каплин, С. Д. Бражник // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. — 2015. — № 1. — С. 14–16.
  3. Уголовное дело № 22–489/2011 // Архив Пензенского областного суда.
  4. Уголовное дело № 1–29/2011 // Архив Можайского городского суда Московской области.
  5. Уголовное дело № 1–281/2012 // Архив Октябрьского районного суда г. Омска.
Основные термины (генерируются автоматически): должностное лицо, полномочие, существенное нарушение, существенность нарушения, дисциплинарный проступок, превышение, характер нарушения, Верховный Суд РФ, длительность нарушения, состав превышения.


Похожие статьи

Понятие и характеристика существенного нарушения...

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» дает понятие существенного нарушения прав граждан и организаций.

Превышение должностных полномочий как состав...

Ключевые слова: должностное лицо; превышение должностных полномочий; тяжкие

Превышение должностных полномочий совершается при исполнении служебных

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по...

Юридический анализ субъективных признаков превышения...

Ключевые слова: превышение должностных полномочий, должностное лицо, должностное преступление, субъективные признаки

Как уже выше отмечалось, в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ к исполняющим функции представителя власти отнесены лица...

Превышение должностных полномочий | Статья в журнале...

Существенное значение для характеристики превышения должностных полномочий имеет выяснение

Состав превышения должностных полномочий в УК РФ сконструирован как

Таким образом, определение существенности при квалификации превышения должностных...

Особенности объективной стороны превышения должностных...

Особенного внимания превышения должностных полномочий заслуживает такая группа

Такой обязательный признак объективной стороны состава превышения должностных

Итак, превышение полномочий должностным лицом осуществляется путем совершения им таких...

К вопросу об уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ

Следует отметить, что Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» представил весьма подробные признаки...

Разграничение злоупотребления должностными полномочиями...

Разграничение злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий по российскому уголовному

Легальная дефиниция должностного лица закреплена законодателем в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, определяющая его как «лицо...

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение...

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий как посягательство на регламентированную нормативными

 В статье раскрыты такие составы преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями и превышение...

Квалификация превышения должностных полномочий...

Статья посвящена изучению превышения должностных полномочий, сопряженного с

Превышение должностных полномочий характеризуется наличием у должностного лица

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по...

Похожие статьи

Понятие и характеристика существенного нарушения...

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» дает понятие существенного нарушения прав граждан и организаций.

Превышение должностных полномочий как состав...

Ключевые слова: должностное лицо; превышение должностных полномочий; тяжкие

Превышение должностных полномочий совершается при исполнении служебных

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по...

Юридический анализ субъективных признаков превышения...

Ключевые слова: превышение должностных полномочий, должностное лицо, должностное преступление, субъективные признаки

Как уже выше отмечалось, в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ к исполняющим функции представителя власти отнесены лица...

Превышение должностных полномочий | Статья в журнале...

Существенное значение для характеристики превышения должностных полномочий имеет выяснение

Состав превышения должностных полномочий в УК РФ сконструирован как

Таким образом, определение существенности при квалификации превышения должностных...

Особенности объективной стороны превышения должностных...

Особенного внимания превышения должностных полномочий заслуживает такая группа

Такой обязательный признак объективной стороны состава превышения должностных

Итак, превышение полномочий должностным лицом осуществляется путем совершения им таких...

К вопросу об уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ

Следует отметить, что Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» представил весьма подробные признаки...

Разграничение злоупотребления должностными полномочиями...

Разграничение злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий по российскому уголовному

Легальная дефиниция должностного лица закреплена законодателем в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, определяющая его как «лицо...

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение...

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий как посягательство на регламентированную нормативными

 В статье раскрыты такие составы преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями и превышение...

Квалификация превышения должностных полномочий...

Статья посвящена изучению превышения должностных полномочий, сопряженного с

Превышение должностных полномочий характеризуется наличием у должностного лица

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по...

Задать вопрос