Административное правонарушение как основание административной ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 30.05.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, И. Н. Административное правонарушение как основание административной ответственности / И. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114876/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассматривается понятие и состав административного правонарушения. Уделяется внимание административной ответственности. На основании проведенного анализа, делается вывод, что привлечение лица к административной ответственности возможно исключительно при условии установления всех признаков состава конкретного административного правонарушения и при условии отсутствия оснований, исключающих ответственность.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, виновность, противоправность.

The article discusses the concept and composition of an administrative offense. Attention is paid to administrative responsibility. Based on the analysis, it is concluded that bringing a person to administrative responsibility is possible only if all the signs of a specific administrative offense are established and if there are no grounds excluding liability.

Keywords: administrative responsibility, administrative offense, culpability, illegality.

В редакции КоАП РФ, которая действует в настоящее время, в статье 12.1 сказано о том, что административное правонарушение — это действие или бездействие противоправного характера, виновное деяние физического или юридического лица, за которое полагается назначение административной ответственности [1].Примечательным является тот факт, что во втором пункте статьи 24.5 КоАП РФ напрямую законодателем закреплена обязанность на стороне уполномоченных лиц — прекратить производство по делу или не возбуждать его по указанному выше КоАП РФ, если административный состав правонарушения, как таковой — отсутствует.

Очевидным является тот факт, что правонарушение, которое совершено юридическим лицом или гражданином, посягает на общественные отношения, на правопорядок, который пребывает под законной охраной. Соответственно, по КоАП РФ в случае такого противоправного действия полагается административная ответственность. Отрицательное воздействие административного правонарушения проявляется в наступлении реального вреда, а потому при любых обстоятельствах должно пресекаться [6, с. 42].

Но фактически о наступлении административной ответственности можно говорить только лишь в том случае, если совершенные правонарушения не приводят к более сложному последствию, не вызывают ответственности уголовной.

В настоящее время в действующей редакции КоАП РФ отсутствует определение понятия «административное правонарушение», которое бы могло применяться в качестве теоретической базы учеными административного права [2, с. 31]. В то же время было установлено, что во втором пункте статьи 24.5 КоАП РФ напрямую законодателем закреплена обязанность на стороне уполномоченных лиц — прекратить производство по делу или не возбуждать его по указанному выше КоАП РФ, если административный состав правонарушения, как таковой — отсутствует.

На практике административное правонарушение считается совершенным в том случае, если имеется комплекс обязательных признаков, которые и выступают в качестве непосредственного состава анализируемого правонарушения. Итак, состав его — это комплекс признаков, по которым деяние классифицируется согласно нормам КоАП РФ. Собственно описание подобных признаков представлено в тексте Особенной части нормативно-правового акта.

В России сегодня законодательство характеризуется стабильностью системы, отлаженной работой среди всех государственных органов власти, которым положено решать вопросы, связанные с охраной правопорядка.

Впрочем, остается очень много прецедентов, в которых совершаются правонарушения. На первом месте — как раз правонарушения административные. То или иное правонарушение — по факту выступает в качестве негативного явления для общества. Правоприменители, законодатели делают все возможное, чтобы решить вопрос, касающийся пресечения правонарушения, а также недопущения его рецидива тем или иным лицом, прочими элементами общества.

Практика показывает, что правонарушение, которое совершено определенным лицом, в обязательном порядке принесет для него же ряд негативных последствий. Только в таком случае можно восстановить справедливость, в целом — предупредить правонарушения в перспективе, а значит, сменить антиобщественное поведение на законопослушное.

Совершенно очевидным является тот факт, что в случае совершения противоправного действия лицо получает наказание, претерпевает определенные лишения. А. А. Романцова тут утверждает о том, что административное правонарушение и ответственность по нему — это институты, которые тесным образом связаны между собой, так как всякого рода правонарушения сопровождается ответственностью [5, с. 153].

Ученые утверждают о том, что ответственность — это характерное средство, применяемое в целях защиты охраняемых свобод, прав, а также интересов [4, с. 568].

Однако законодателем не поставлено в зависимость противоправное деяние от обязательности появления конкретных последствий, что носят негативный характер. Для признания по КоАП РФ деяния виновным, нужно иметь фактический состав правонарушения. Завершенное административное правонарушение будет в том случае, если совершается действие с угрозой общественным отношениям. Противоправность анализируемого правонарушения заключается в нарушении правовых норм той или иной правовой сферы.

В некоторых литературных источниках под административной ответственностью рассматривается независимый вид юридической ответственности. Вред, который наступает от воздействия административного правонарушения, отражается в экономическом ущербе, в существенной степени распространенности по сравнению с уголовными деяниями, в формировании антиобщественных личностных установок. Именно перед совершением уголовного преступления лица совершают, как правило, преступления административные [4, с. 570].

Сформировавшийся на данный момент институт административной ответственности помогает осуществлять профилактическую функцию в плане борьбы с преступностью. Важный вопрос — квалификация нарушения и определение рецидива. Когда говорят о таком признаке, как наказуемость, то имеется в виду наличие административной ответственности за конкретный проступок. Иногда одно противоправное действие влечет за собой новые, более сложные виды ответственности. Но если никакой ответственности за противоправное деяние не поступает, даже с учетом общественной опасности, об административном правонарушении говорить не приходится.

Допустим, если машина едет в селе со скоростью 80 километров в час, то имеет место противоправное деяние. Но административная ответственность тут не применяется, так как деяние не есть административно наказуемым [3, с. 97]. Тут представлены признаки, которые характерны, тем не менее, для административного правонарушения и прочих сфер права.

Подводя итог сказанному выше, с уверенностью можно утверждать о том, что суть административной ответственности по КоАП РФ сегодня весьма многогранная. Так, она позволяет восстановить справедливость и наложить запреты, обременения имущественного, неимущественного характера на нарушителей. Впрочем, суть административной ответственности — стимулировать в обществе, в целом, правомерное поведение; воспитание правонарушителя.

Многочисленные компоненты, которые представлены в составе административного правонарушения, находят отражение в системе взаимосвязанных признаков. К административной ответственности лицо может быть привлечено только лишь в том случае, если есть все признаки состава такого правонарушения. В противном случае по КоАП РФ ответственность не назначается.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I). Ст. 1.
  2. Аметов Л. Д. К вопросу о понятии и признаках административного правонарушения // NovaUm.Ru. 2021. № 30. С. 30–33.
  3. Кирьяненко Е. С. Административное правонарушение: понятие и состав // Научный альманах. 2023. № 9–2 (107). С. 96–98.
  4. Перонко Д. В. Административное правонарушение: понятие и состав // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51. С. 568–573.
  5. Романцова А. А. Понятие административного правонарушения и административной ответственности: ретроспектива и современное состояние // Форум молодых ученых. 2022. № 11 (75). С. 148–158.
  6. Юдина Л. В. Понятие и признаки административного правонарушения // Студенческий вестник. 2023. № 27–1 (266). С. 42–44.
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, административное правонарушение, РФ, правонарушение, противоправное действие, противоправное деяние, том, административный состав правонарушения, признак состава, юридическое лицо.


Похожие статьи

Задать вопрос