История развития корпоративных отношений в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 10.12.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ковалев, С. И. История развития корпоративных отношений в России / С. И. Ковалев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86640/ (дата обращения: 27.01.2022).



В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффективность и пробелы регулирования. Определено текущее состояние по данной проблеме. На основе данных положений предложены направления реформирования правового регулирования корпоративных отношений.

Ключевые слова : корпоративные отношения, правовое регулирование, право, правотворчество, корпорация, реформирование законодательства.

The article presents the genesis of the development of corporate relations in Russia. The legal analysis of the existing provisions of the Civil Code of the Russian Federation and other regulations in the field of regulation of corporate relations is carried out, the effectiveness and gaps of regulation are revealed. The current status of this problem has been determined. Based on these provisions, the directions of reforming the legal regulation of corporate relations are proposed.

Keywords: corporate relations, legal regulation, law, lawmaking, corporation, legislative reform.

В последние десятилетия в нашем государстве произошли социально-экономические и политические изменения, которые коснулись многих сфер жизнедеятельности. Не стала исключением и сфера корпоративной деятельности.

Корпоративные отношения являются одним из наиболее важных факторов развития хозяйства и показателем устойчивости государств на мировой арене.

Корпоративные отношения — это комплекс организационно-экономических, оперативно-коммерческих и производственно-хозяйственных отношений субъектов корпоративной деятельности, которые главным образом, ориентированы на торговлю, при определенном выборе экономической стратегии, методов и форм деятельности на рынке.

Для любого развитого государства фундаментальную основу экономики составляют крупные предприятия, вместе с тем не менее важным сектором экономики является предпринимательство. Именно корпоративные отношения создают основную массу национальных ресурсов в развитых государствах. Тогда как крупные предприятия регулируют уровень научно-технического прогресса и производственного потенциала государства, мелкие и средние предприятия — это наиболее массовая форма деловой жизни [5, с. 65–66].

Корпоративные отношения имеют объективное развитие и выражены в отношениях собственности, распределения обмена и потребления ресурсов. При этом государство с помощью права регулирует корпоративные отношения.

В России первое упоминание о корпоративных отношениях, имеющих форму предпринимательской деятельности, имело место быть в XVII веке. Анализ генезиса корпоративных отношений в нашем государстве свидетельствует о том, что в отличие от зарубежного опыта, отечественные корпоративные отношения занимают менее значительный временной промежуток.

Первые признаки корпоративных отношений можно найти в Уложении царя Алексея Михайловича, где возникли нормы, которые регулировали расчеты товарищей между собой относительно распределения непредвиденных потерь и убытков.

Однако, полноценное ведение товариществ и продвижение корпоративных идей получило развитие при Петре I, когда под влиянием западных идей он ввел данный институт в России.

Первым законодательным актом, который был направлен на регулирование корпоративных отношений, явился Указ от 27 октября 1699 года [4, с. 32].

Затем корпоративные отношения нашли свое регулирование в Указе от 26 декабря 1706 года, Указе от 02 марта 1711 года и Указе от 08 ноября 1723 года [6, с. 122–13].

В отмеченных выше Указах отмечалось, что купцы и иные свободные лица получали право осуществлять торговлю посредством создания компаний по западноевропейскому подобию.

Подобное направление было продолжено Александром I, который в Манифесте от 1 января 1807 года давал рекомендательные предложения по созданию купцами товариществ, следующих видов: на вере и полного товарищества, товарищества «по участникам», т. е. имеющего складочный капитал.

Таким образом, подобные торговые товарищества получили все условия для своего распространения и существовали до 1917 года.

Что касается акционерных обществ, то они появились при Николае I, в 1830 году в Положении Комитета министров «Об учрежденной в Малороссии компании для добывания сахара из свекловицы». В данном акте регламентировался порядок ведения дел и устав акционерных обществ. Акционеры общества получили право управления его деятельностью.

Затем отмечается медленное развитие корпоративных отношений в России. Во второй половине 1917 года был подготовлен новый проект Декрета об экономических преобразованиях, первый раздел которого регулировал национализацию акционерных компаний.

В 1922 году в ходе развития товарно-денежной политики было создано первое акционерное общество советского периода, которое осуществляло внешнюю и внутреннюю торговлю кожевенным сырьем.

Уже в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года корпоративные отношения получили свое развитие. Регулировалась деятельность акционерных обществ, товариществ, государственных трестов, предусматривался разрешительный порядок создания акционерных обществ, устанавливались принципы организации корпоративных форм деятельности.

В период СССР, в 70–80 годы корпоративные отношения активно развивались, в частности хозяйственные объединения. Для дальнейшего совершенствования корпоративных отношений был принят Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» и Положение о Государственном производственном объединении, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 23 сентября 1987 г. [3]. В данном законе получили регулирование производственные и научно-производственные объединения.

С 1991 года корпоративные отношения развиваются в рамках приватизационного законодательства. Все существующие концерны, корпорации, холдинги были преобразованы в товарищества и акционерные общества.

В связи с реформированием отношений собственности были созданы юридические лица, которые явились частными компаниями. Основными актами, которые регулировали и развивали корпоративные отношения явились федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах».

Что касается понятия «корпорация», то первичное закрепление на законодательном уровне оно получило только в 2014 году, когда в Гражданской кодекс Российской Федерации была введена градация юридических лиц на унитарные и корпоративные [2].

Для современных корпоративных отношений характерны признаки динамичности, гибкости инновационной активности, а также способности к быстрому созданию новых производств.

Корпоративные отношения являются многогранным явлением, которое имеет не только социальное, но и историческое значение, поскольку на протяжении многих столетий служит неотъемлемым атрибутом жизни людей и важным компонентом совершенствования форм хозяйствования государства. Вопрос правового регулирования корпоративных отношений всегда вызывал особую актуальность. Проблема правового регулирования корпоративных отношений активно обсуждается в последние десятилетия, как в Российской Федерации, так и в рамках мирового сообщества. Право является регулятором общественных отношений. Его основная цель заключается в приведение к упорядоченности жизни общества и государства и обеспечении его нормального функционирования.

Подытожив сказанное выше, следует отметить, что корпоративные отношения в России прошли длительный исторический путь развития и в настоящее время находятся на высоком уровне правового регулирования. На современном этапе разработано большое количество правовых актов, их регулирующих, это не только федеральное законодательство, но также подзаконные акты, постановления и распоряжения, накоплена обширная судебная практика. Регулирование корпоративной деятельности на уровне государств отличается определенной спецификой. Данная специфика предопределена потребностью каждого государства учитывать принципы и нормы торговли.

К числу особенностей регулирования корпоративных отношений следует отнести тот факт, что в нашем государстве существует система рыночной экономики. Корпоративная деятельность не получила отдельного правового регулирования в Конституции Российской Федерации, но отдельные положения включены в раздел, посвященный основам конституционного строя, в целом. Следует отметить, что включение экономических основ в Главу 1 Конституции Российской Федерации, которые регулируют общественные отношения, непосредственно связанные с экономической системой служат предпосылкой власти народа и реализации свободы личности [1].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. (дата обращения 03.12.2021)
  2. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2304
  3. Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» // Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. Ст. 385
  4. Указ Петра I от 27 октября 1699 года «О составлении купцам, как и в других государствах, торговых компаний, о расписании городов по торговым делам на провинции, с подчинением малых городов главному провинциальному городу, и о причислении к слободам разночинцев, имеющих промыслы» // Цикин А. П. Роль государственного регулирования акционерного дела в России в XVIII — начале XX века. — М. 2019. — С.67–68
  5. Блудов А. М. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: вопросы адаптации // Социально-экономические явления и процессы. — 2019. — № 3–4.
  6. Гараджа Ю. В. История становления и развития корпоративного законодательства в России / Ю. В. Гараджа, М. Н. Придворова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. -№ 2 (240).
  7. Кудинова А. В. История возникновения и развития корпоративных отношений // Культурная жизнь Юга России. — 2011. — № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, правовое регулирование, Российская Федерация, Россия, корпоративная деятельность, акт, государство, общество, товарищество, Указ.


Задать вопрос