Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 09.12.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Харченко, А. К. Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению / А. К. Харченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86577/ (дата обращения: 25.01.2022).



В статье автор освещает теоретические аспекты готовности ребенка к школе, рассматривает различные подходы к понятию «готовность к школе».

Ключевые слова: психологическая готовность, учебная деятельность, субъект учебной деятельности, школа.

Начальное образование поддерживает индивидуальность ребенка, физическое и психологическое развитие, формирует умение учиться. По определению психолога Б. С. Волкова учебная деятельность младшего школьника — это ведущий вид деятельности, который носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер [3, с.24]. Согласно А. Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность» — это деятельность на определенном этапе развития, в которой формируются психологические новообразования. Ведущая деятельность характеризуется «возникновением новых видов деятельности, изменением частных психических процессов, психологическими изменениями личности» [6, с.80]. Из этого мы можем сделать вывод, что действительно учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Она направлена на овладение учебного материала и решение учебных задач, формируется во время учебного процесса. Задачей школы является научить ребенка учиться, также ребенок должен приобрести умение учиться самостоятельно.

Субъектом учебной деятельности В. В. Давыдов считал учащегося способного «совершенствовать, учить самого себя». Учащимся необходимо умение ставить пред собой цель: сначала учебную, а затем и жизненную. Ему необходимо видеть решения для достижения своей цели, благодаря этому ученик сможет стать субъектом учебной деятельности.В. Д. Шадриков в работе «Системогенетический подход к проблеме развития» писал о субъектной позиции ученика. Субъектная позиция ученика формируется с помощью включенности в учебную деятельность, способствует формированию жизненной позиции ребенка за рамками школьной жизни, определяет его стиль индивидуальной жизни. «Формированию субъектной позиции способствует целеполагание и мотивация учебной деятельности» [13, с.7]. Только приняв цель учебной деятельности как личностно-значимую для себя, ученик может стать субъектом учебной деятельности. Учебная деятельность формирует фундаментальную способность к целеполаганию , но для этого сама деятельность ученика должна быть устроена так, чтобы обеспечивать достижение учебных целей. Мотив, с которым ребенок приходит в школу, не соответствует мотиву и содержанию учебной деятельности. Поэтому «процесс учения должен быть построен так, чтобы мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения» [8, с.343]. Важно научить ребенка не только ставить цели, но и придерживаться временных границ при выполнении намеченного, развивать временную перспективу будущего [10, с.375].

Организация учебной деятельность — это сложная, структурированная и организованная область мотивов-целей, которая сопоставляет мотивы обучения с областью учебных задач. Современный стандарт о начальном образование предъявляется требования к совместной организации учебной деятельности. Учитель знает цели, которые поставлены на уроке, но он должен стремиться к тому, чтобы у ученика они были сформированы до постановки проблемы. С помощью этого создаются необходимые условия, в которых решается учебная задача. «Учитель и ученик пользуются общим фондом информации — это информация, которой обладает учитель» [12, с.137]. Нужной информацией ученик сможет воспользоваться, если научится задавать правильные вопросы (этому должен научить учитель). На начальных этапах обучения учитель оценивает результаты учебной деятельности, поступки ученика и показатели его развития. «Постепенно у ученика должны развиваться навыки самооценки, прежде всего с моральной точки зрения, затем по отношению к учебной деятельности и ее результатам и, наконец, самооценка своих способностей, своей индивидуальности» [12, с.138].

Для осуществления учебной деятельности учащийся должен обладать такими умениями, как наблюдение, уметь осуществлять самоконтроль, слушать и слышать учителя. Новообразование психики и деятельности ребенка в мотивационном, ценностном и смысловом плане, являются продуктом учебной деятельности школьника. Интеллектуальные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. д.) являются средствами учебной деятельности. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает личностные требования к результатам обучающихся, включающих «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» [11]. Стандарт направлен на формирование у ребенка умения думать. Благодаря этому обучение становится эффективно для умственного развития, а не сводится лишь к накоплению знаний. Постановка и принятие учебной задачи, является также важным условием правильной организации учебной деятельности. Подведем итог, правильная организация учебной деятельности строится на том, что учитель, опираясь на потребности и готовность школьников к обучению, должен уметь поставить перед школьником учебную задачу. Учебная деятельность состоит из компонентов (по Д. Б. Эльконину, В. В. Давыдову), включает познавательные мотивы, учебные задачи (целеполагание), учебные действия (планирование), контроль и самоконтроль, оценку и самооценку ученика. Мы рассмотрели, что означает понятие «учебная деятельность», перейдем к понятию «готовность детей к обучению в школе».

В психолого-педагогической литературе авторы акцентируют внимание на конкретных аспектах готовности, при этом понятие «готовность детей к обучению в школе» включает все аспекты развития ребенка. Советский психолог Д. Б. Эльконин при определении психологической готовности к обучению в школе выделял «сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, основными предпосылками он считал: умение ребенка сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу» [14, с. 54]. Предпосылки возникают на основе особенностей развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Рассмотрим проблему готовности детей к школьному обучению с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности. К. Д. Ушинский считал, что при определенных показателях развития внимания, памяти, воображения и мышления можно достичь успешности обучения. Также он считал, что слабое внимание, нарушение речи (отрывистость, бессвязность, плохая дикция) являются не желательными качествами при поступлении в школу. Л. С. Выготский считал, что «учреждения дошкольного образования должны подготавливать детей к школе, ориентируясь на требования школы, которые сводятся к следующему: готовность к систематическому обучению, желание получать знания; иметь систематизированные знания, которые необходимы для обучения» [7, с.201].

Необходимо отметить, что Л. С. Выготский считал, что дошкольный и начало школьного периода тесно связаны т. к. в дошкольный период формируются представления о числе, о количестве, природе и обществе, то есть важные навыки, которые требуются при поступлении в школу. Также в этот период происходит интенсивное развитие психических функций, но уровень развития психических функций являются предпосылкой для школьного обучения, а успешность будет зависеть от построения учебного процесса с опорой на предпосылки.

Готовность в работе А. Л. Венгера и К. Н. Поливановой рассматривается, как способность ребенка выделить для себя учебное содержание и отделить его от фигуры взрослого. В период поступления ребенок знает формальную сторону школы, он старается соблюдать правила на уроке (при ответе поднимает руку, ровно сидит за партой, во время ответа встает). Ребенок в учителе видит главное действующее лицо, что говорить и что нужно отвечать учителю — не имеет значения, главным заключается общение. При этом главное звено — содержание обучения — выпадает. Учитель в такой ситуации должен приобщить ребенка к новому, представить ребенку учебный предмет. Учитель должен стать для ребенка примером, который является носителем общественно выработанных норм и способов действия. Учебное содержание и его носитель (учитель) должны быть разделены в сознании ребенка, в противном случае даже минимальное продвижение в учебном материале становится невозможным. Для такого ребенка главным остается не дать правильный ответ, а попытаться угадать, чего хочет учитель, пытается угодить ему. Выделение предмета обучения и отделение его от взрослого является центральным моментом умения учиться» [2].

В. С. Мухина рассматривала психологическую готовность ребенка к школе, как «один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства» [7, с.309]. При поступлении в школу у ребенка начинают складываться необходимые психологические свойства, которые ему требуются для учебной деятельности, но окончательно они сложатся только при требуемых условиях жизни и деятельности школьника. Отличительной особенностью при поступлении в школу, является новое положение ребенка, которое заключается в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью.

Н. И. Гуткина в своей работе «Психологическая готовность к школе» рассматривала психологическую готовность как концепцию, основанную на мотивационном, возрастном и генетическом подходе. Психологическую готовность она охарактеризовала как «необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы в группе сверстников» [4, с.17].

Психологическая готовность к школе в работе Л. И. Божович рассматривает два аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. Также Л. И. Божович выделяла более существенные параметры, которые влияют на успешность обучающегося. «У младшего школьника должны быть хорошо развиты познавательные и социальные мотивы учения, он должен обладать достаточным уровнем произвольного поведения и обладать нужным уровнем развития интеллектуальной сферы». Основным критерием в работах Л. И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника» под которой подразумевается «отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате потребности в общении со взрослым на новом уровне» [1, с.218]. Внутренняя позиция складывается на основе того, как ребёнок относится к объективному положению, которое он занимал, занимает сейчас и стремится занять в обществе [9, с. 343].

Коммуникативная готовность, как главный аспект психологической готовности рассматривается в исследованиях М. И. Лисиной. Развитие волевых и интеллектуальных способностей по мнению М. И. Лисиной зависит от уровня сформированности общения между взрослым и дошкольником. Похожая точка зрения представлена в исследованиях Е. Е. Кравцовой: «Важным показателем психологической готовности является достаточный уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации, а также отношение ребенка к самому себе» [5, с.35].

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 278 с.
  2. Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. — 1988. — № 4.
  3. Волков Б. С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2002. 128 с.
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
  5. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 80 с.
  6. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста. М.: Юрайт, 2020. 291 с.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2003. 456 с.
  8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2020. 460 с.
  9. Пирлик Г. П., Федосеева А. М. Возрастная психология — развитие ребенка в деятельности. М.: МПГУ, 2020. 374 с.
  10. Психология развития и возрастная психология / Головей Л. А. и др. М.: Юрайт, 2021. 413 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 29.11.2021).
  12. Шадриков В. Д. Психология деятельности способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
  13. Шадриков В. Д. Системогенетический подход к проблеме развития // Актуальные проблемы психологии образования: Вып. X. Системогенез учебной деятельности: путь от теории к практике: сб. научных материалов. 2019. Выпуск Х. С. 7–12.
  14. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. Москва-Воронеж.: Педагогика, 1991. 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, психологическая готовность, школа, ребенок, учитель, учебная задача, достаточный уровень, младший школьник, правильная организация, психическое развитие.


Ключевые слова

психологическая готовность, школа, учебная деятельность, субъект учебной деятельности
Задать вопрос