В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в целом, выделены основные особенности данного процесса. Кроме того, автором выделены компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению, куда входит интеллектуальная готовность. Автор в настоящей статье интерпретирует понятие «интеллектуальная готовность к школьному обучению», выделяет основные компоненты такой готовности, без которых невозможно дальнейшее ребенка в условиях школьного обучения.
Ключевые слова: интеллектуальная готовность, дошкольное обучение, исследование, психология, образование, ребенок, модификации, готовность ребёнка, интеллект, мотивация.
Сегодня система образования складывается под влиянием требований и запросов, которые предъявляют к ней современный мир и общество. Изменение системы образования в первую очередь связано с процессами трансформации общественных интересов, где целью является улучшение качества и уровня образования.
В настоящее время, образовательная среда находится в постоянном совершенствовании, улучшении образовательных процессов и т. д. Целью такой модификации является в первую очередь формирование развитой целостной личности индивида, которая обладает высоким интеллектуальным потенциалом, нестандартно и креативно мыслит, саморазвивается и самосовершенствуется.
В контексте дальнейшего разговора, в рамках настоящей научной статьи, важно выделить вопрос психологической готовности ребёнка к школьному обучению, который является не только приоритетным в современных реалиях, но и требующим дальнейшего исследования и изучения.
Сегодня готовность к обучению — это уровень всего психологического развития ребёнка. Период психологического развития, который охватывает период от рождения ребёнка до школьного обучения.
Готовность ребёнка к обучению — это важная психологическая категория, от которой зависит не только успешность освоения образовательной программы, но также развитие личностных качеств ребёнка, воспитательного воздействия, а также эмоциональной составляющей будущего школьника.
В данном контексте психологическая готовность к обучению — комплексная характеристика, куда входит набор психологических качеств, без которых не может адаптироваться будущий школьник и без которых не происходит успешное формирование навыков ребенка в рамках учебной деятельности.
Учитывая, что психологическая готовность к обучению является многогранной психологической категорией, её изучением занимались такие авторы как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и продолжают заниматься современные специалисты А. Л. Венгер, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, В. С. Мухина и многие другие.
По мнению В. С. Мухиной, готовность к школьному обучению представляет собой совокупность желания и осознания. Данные чувства базируются на необходимости обучения в условиях появления внутренних противоречий, которые порождают мотивацию учебной деятельности [3, с. 34].
Другой советский психолог и педагог Д. Б. Эдьконин в своих научных трудах, пришел к мнению, что готовность ребенка к школьному обучению представляет собой процесс развития понимания социальных правил, которые действуют между взрослым и ребенком [4, с. 84].
Л. А. Венгер в свою очередь, понимал конкретный набор знаний, умений и навыков, в который включаются и многие другие элементы, но уровень развития составляющих этого набора может быть разный [1, с. 84].
Специфика психологической готовности к школьному обучению предопределила ее многокомпонентность, куда входят такие составляющие как: интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая готовность к школьному обучению и готовность к общению с одноклассниками и с учителем.
Наибольший интерес в дальнейшем изучении представляет такой компонент психологической готовности, как интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Современный мир требует от общества более интеллектуально совершенного молодого поколения. Данное поколение должно не только быть развитым и успешно логически мыслить, но оно также должно иметь устойчивую смысловую память, произвольное внимание и обладать другими качествами, которые будут удовлетворять запросы окружающего мира. Изучение вопроса интеллектуальной готовности к школьному обучению является сегодня актуальной проблемой теоретической и практической психологии.
В. В. Зеньковский, изучая сущность интеллекта ребенка, утверждал, что интеллектуальное развитие ребенка отличается от его эмоционального развития, в первую очередь прозрачностью, ввиду его обращения к окружающему миру [2, с. 55].
Интеллектуальное развитие в жизни ребёнка занимает не последние место, т. к. позволяет развиваться ему как личности, и способствовать дальнейшему созреванию. Именно интеллектуальное развитие ребёнка неразрывно связано с симптоматикой перемен в нём самом.
Феномен интеллектуального развития изучал Жан Пиаже, основатель Женевской школы генетической психологии. Предметом данной науки является изучение интеллекта и связанных с ним процессов. Пиаже считал, что интеллект — это фундамент психики ребёнка, на базе которого происходит мотивационные, волевые и прочие самостоятельные структуры, формирующие возможности ребёнка успешно решать задачи, куда как раз входит готовность к обучению.
В своих трудах, B. C. Мухина устанавливала взаимосвязь уровня развития интеллектуальной готовности к школьному обучению с запасом знаний и развитие познавательных процессов [3, с. 69].
Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает следующую структурную организацию (Рис. 1).
Рис. 1. Структурная компонентность развития интеллектуальной готовности к обучению в школе
В связи с этим с учётом обозначенной структурной организации развития интеллектуальной готовности к обучению в школе можно отметить, что рассматриваемый феномен являет собой симбиоз познавательных процессов и накопленных знаний и умений, взаимодействие которых создает основу для дальнейшего обучения ребёнка.
Тем самым, можно заключить, что интеллектуальная готовность к школьному обучению — это возможность и умение к действиям внутри, тем самое выделяя учебную задачу и превращая его в отдельный деятельностный процесс, а также обнаружение свойств и качеств предметов, их сходства и различия.
Подводя итог, можно отметить, что сегодня проблема интеллектуальной готовности к школьному обучению является очень важной в русле подготовки ребенка к обучению в школе. В литературе дается описание множества методик, предназначенных для определения уровня развития различных сторон познавательного развития, но определенного комплекса, предназначенного для всестороннего обследования интеллектуальной готовности, нет, что является камнем преткновения в исследовании интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Литература:
- Венгер, Л. А., Венгер, А. Л. Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. — М.: Дрофа, 2010. — 397 с. — (Дошкольник. Психология). — ISBN 978–5-358–03607–9.
- Зеньковский, В. В. Психология детства: Учеб. пособие для вузов / В. В. Зеньковский. — Екатеринбург: Деловая кн., 1995. — 346 с. — (Серия «Философско-психологическая библиотека»).- ISBN 978–5-358–03607–9.
- Мухин, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. -М.: Просвещение, 1985. — 272 с. — (Мир психологии). — ISBN 5–04–003884–4.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2007. — 384 с. — (Высшее профессиональное образование) (Классическая учебная книга: Classicus). — ISBN 978–5-7695–8389–6.