Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 09.12.2021

Статья просмотрена: 701 раз

Библиографическое описание:

Солодкая, О. А. Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй / О. А. Солодкая, О. А. Горюнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 553-557. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86561/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, социализация, социальные истории.

За последние десятилетия в России по разным причинам количество детей с ментальными нарушениями стремительно возрастает. Поэтому вопрос социализации таких детей в общество очень актуален. Большинство особенных детей ограничены в посещении общественных мест, они находятся либо в специализированных центрах, либо дома. Родителю сложно вывести своего ребенка в парк, магазин, кафе. Это связано с боязнью осуждений со стороны окружающих. Ведь зачастую особый ребенок привлекает к себе внимание, и оно может недоброжелательным, а иногда и агрессивным со стороны взрослых. Некоторым родителям тяжело справиться с ребенком физически, если он маломобильный и на коляске. Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в социализации особенных детей.

В мае 2020 года в Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров», благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, начал реализовывать проект «Мир без границ». Цель данного проекта состояла во внедрении технологий развивающего ухода по формированию двигательных, бытовых, коммуникативных и социальных навыковдетей с тяжелыми и множественными нарушениями развития мультидисциплинарной командой специалистов совместно с родителями. Социальные педагоги активно работали по одному из направлений — формированию социальных навыков.

В начале реализации проекта социальные педагоги провели анкетирование родителей, для уточнения, насколько социализирован их ребенок. В анкету были включены вопросы, затрагивающие темы: прогулки по району, опыт пользования общественным транспортом, опыт посещения магазинов, опыт посещения кинотеатров и т. д. Для дальнейшей работы с детьми, специалисты провели беседу с сотрудниками группы для получения более точной информации о ребенке. Воспитатели рассказали, как ведет себя ребенок в группе, насколько он активен и включается ли в предложенную взрослыми деятельность, контактирует ли с другими детьми в группе, бывают ли вспышки агрессии. Результаты анкетирования показали, что 84 % воспитанников (42 ребенка, 10 из них маломобильные) не посещают общественные места и ограничены пребыванием только в Центре и дома (рисунок 1).

Рис. 1

На основе проведенных анкетирования и опроса было принято решение о расширении социальной среды детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, которое осуществлялось посредством реализации «социальных историй».

Понятие «социальной истории» не ново. И определение можно найти в любом словаре. Нас вдохновила книга Кэрол Грей «Социальные истории» [1]. В работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития «социальные истории» мы рассматривали, как сценарий, содержащий алгоритм действий в определенной социальной ситуации. «Мой район», «Профессии», «Транспорт», «Магазин», «Кинотеатр», «Кафе» — так назывались наши «Социальные истории». Каждая «социальная история» имела свою структуру. Алгоритм, иными словами, определенная последовательность действий для ребенка с нарушениями развития очень важен. Тематика «социальных историй» различна, но она включала в себя личный жизненный опыт каждого воспитанника.

Так как игра для ребенка, а ребенка с ментальными нарушениями особенно, это самая эффективная деятельность для вхождения в мир других людей, мы реализовывали задачи коррекционно-воспитательной работы через моделирование игровых моментов, включая их в повседневную жизнь и на занятиях. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт. Главное достоинство игры состоит в том, что ребенок является ее участником. Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, познают окружающий мир. В игре развивается речь ребенка, память, внимание, сообразительность. Игра способствует формированию личности ребенка, его общению и социализации в общество.

Социальные истории

Подготовительная работа

Мой район

Дидактические игры: «Животные в городе», «Птицы в городе», «Времена года», сортер «Растения», «Светофор», «Здания рядом с нами» (узнавание/различение назначений зданий — поликлиника, кафе, магазин, банк)

Правила и нормы поведения на улице (в транспорте, магазине, кафе, кинотеатре)

Правила дорожного движения

Прогулки по району: «Наш парк», «Посещение кафе», «Мы в магазине», «Мы в кинотеатре», «Мы в автобусе».

Профессии

Дидактические игры: «Одень куклу по профессии», «Айболит», «Кто чем занимается?», «Угадай» (узнавание профессии по предмету). «Подскажи словечко» (отгадывание простых рифмованных загадок). «Кому без них не обойтись?» (соотнесение картинок), «Что лишнее?»

Сюжетно-ролевые игры: «Я сегодня продавец», «Парикмахер», «На приеме у стоматолога», «Доктор», «кто ты сегодня?».

«Мы в парикмахерской» (посещение парикмахерской центра)

«Повар» (посещение столовой, наблюдение за приготовлением еды)

Транспорт

Дидактические игры: «Машины в городе», составление предметной картинки из 2–4 кубиков (автобус, машина, лодка, самолет), «Что лишнее?», «Летит, едет, плывет», «Собери автомобиль из геометрических фигур»

Правила и нормы поведения на улице (в транспорте, магазине, кафе, кинотеатре)

Правила дорожного движения. Подвижные игры: «Поехали, стоп!» Сюжетно-ролевые игры: «Мы шоферы»

Знакомство с транспортом центра «Автобус»

Прогулки по району: «Мы в автобусе».

Магазин

Дидактические игры: игра-лото «Магазины», «Найди нужную картинку», «Объедини в группу» (яблоко, банан, апельсин-фрукты; куртка, штаны, варежки-одежда), «Разложи в корзинки» (муляжи продуктов: фрукты, овощи, хлеб), «Узнай продукт по описанию»

Составление предметной картинки из 2–4 кубиков (продукты).

«Как хлеб на стол пришел» (что сначала, что потом), «Что лишнее?»

Подвижные игры: «Мячи в магазине!», «Музыкальный магазин»

Сюжетно-ролевые игры: «Продавец», «За продуктами для салата», «Магазин игрушек».

Правила и нормы поведения на улице (в транспорте, магазине, кафе, кинотеатре)

Правила дорожного движения

Посещение магазина: «Мой магазин», «Купим торт для Маши»

Кинотеатр

Дидактические игры: «Мой любимый сказочный герой» (соотнеси героя с нужной сказкой), «Нарисуем билет в кино»

Сюжетно-ролевые игры: «Кинотеатр»

Правила и нормы поведения на улице (в транспорте, магазине, кафе, кинотеатре)

Правила дорожного движения

Поход в кинотеатр, фильм-сказка «Конек-горбунок», «Огонек-Огниво»

Кафе

Дидактические игры: Лото, «Продукты», «Посуда». Составление сюжетной картинки из кубиков, игра «Что сначала, что потом?».

Правила и нормы поведения на улице (в транспорте, магазине, кафе, кинотеатре)

Правила дорожного движения

Сюжетно-ролевые игры: «Испечем оладушки и угостим детей», «Ягодный пирог», «В гостях у куклы»

Приготовление оладушек в группе.

Выход в город «Посещение кафе»

На первом этапе проекта «Социальные истории» включали различные игровые ситуации: «Испечем оладушки и угостим друзей», «Ягодный пирог», «Мой магазин», «Машины в городе». Специалисты подбирали необходимые дидактические игры, которые позволяли ребенку раскладывать предметы по группам, находить общие признаки предметов, соотносить картинку с реальным предметом, находить предмет по описанию.

На втором этапе проекта большое внимание уделяли сюжетной игре. Так, сюжетно-ролевые игры позволили создать условия для выполнения игровых действий, для формирования умения распределять роли и действовать согласно принятой для себя роли, а так же для подведения детей к самостоятельному созданию игровых замыслов по различным темам. В группах были организованы зоны «магазина», «кафе», «парикмахерской». Например, дети играли в «Магазин». Специалисты использовали игровой кассовый аппарат, весы, муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий и других продуктов. Были подготовлены игровые деньги и чеки. Перед началом игры с детьми вспомнили правила поведения в магазине — карточки напомнили детям, что в магазине нельзя кричать, драться. Сначала роль продавца взял на себя социальный педагог, а дети были покупателями. Они выбирали продукты по своему желанию, клали их в продуктовую корзину и подходили к кассе. Кассир (педагог) пробивал выбранные детьми продукты и складывал их в пакет. Дети с радостью оплачивали свои покупки и получали чеки. Во время этой игры дети со взрослыми вспоминали «волшебные слова», что очень важно для общения в социуме. После игры с воспитанниками социальный педагог говорили о том, что было куплено в магазине и как это можно использовать, тем самым закрепляя полученные ранее знания об овощах, фруктах. Осуществить эффективность игры помогали помощники воспитателя и специалисты. В связи с особенностями развития и поведения, некоторым детям оказывали индивидуальную помощь, с некоторыми работали сопряжено. Затем взрослый и дети поменялись ролями. Ребята с большим удовольствием попробовали себя в роли продавца хлебного магазина.

Чтобы создать реалистичную ситуацию похода в кино, взрослые использовали актовый зал центра. Ребят приводили к залу. Около входа стояла нарисованная касса, за которой стоял специалист, который выполнял роль продавца билетов. Ребята сами покупали билеты в кино. Через некоторое время прозвенел звонок и детям помогли попасть в зал. На креслах были обозначены ряды и места. На большом экране они смотрели мультфильм. Дети с огромным удовольствием окунулись в предложенную деятельность и почувствовали, как здорово быть настоящими зрителями.

Для закреплений знаний о транспорте, специалисты организовали в группе «Уголок дорожного движения». Для этого были использованы специальные коврики в виде дороги, где можно увидеть проезжую часть, пешеходные переходы. Также пригодились игровые знаки дорожного движения и машинки разного вида (легковые, грузовые, автобусы). Специалисты с детьми проводили игру «Поехали-стоп». Под музыку дети по кругу двигались, изображая машины. Как только взрослый показывал круг красного цвета — дети останавливались, зеленого — двигались дальше. Это игра проводилась как в группах, так и на улице, на территории центра. Дети двигались по дорожкам вокруг зданий и в нужный момент делали остановку.

Для ознакомления с профессией «парикмахер» ребят отвели к специалисту в парикмахерскую центра. Им показали кабинет и инструменты, которыми мастер пользуется во время своей работы. Для закрепления полученной информации, дети играли в сюжетно-ролевую игру «парикмахерская» в группе. Дети были парикмахерами, и игрушечными ножницами и расческами делали прически куклам.

Для ознакомления с профессией «повар» ребят пригласили на пищеблок центра. Они были очень удивлены, увидев огромные кастрюли и ковши. Воспитанники с радостью общались с поварами и даже смогли увидеть, как замешивается тесто для выпечки. Им надели шапочки и фартуки, и они смогли почувствовать себя настоящими поварами. После этого ребята в группе совместно со специалистами готовили фруктовый салат.

Особое место занимали сюжетные игры с куклами: дети знакомились с куклой, усваивали игровые действия и ними, развивали эмоциональные реакции на игровые действия с различными куклами, формировали умение выражать ласковое, заботливое отношение к кукле. Организовывали игровое взаимодействие детей со взрослым через сюжетные игры: «Мы шоферы», «Автобус», «Доктор», «В гостях у куклы», «Парикмахерская» и др.

На заключительном этапе с детьми проводились занятия с выходом за пределы центра. Наши воспитанники посетили различные места района, такие как магазины, кино, кафе, парки. Так как изначально программа предполагала выход за пределы детского центра и посещение общественных мест, специалистами центра была проделана очень важная работа. Проводящий занятие педагог за пределами центра, составлял маршрут, по которому будет проходить занятие, точно знал особенности детей, с которыми данное занятие будет проводить. Знал, оснащены ли входы и выходы в общественные места пандусами (если планируется занятие с маломобильными детьми). Ознакомился с расположением подземных и наземных переходов, лестниц или крутых спусков, общественных туалетов. Предполагалось, что ребенок сам будет производить оплату на кассе магазина или кинотеатра, поэтому сотрудник центра заранее поговорил с продавцом и предупредил об особенностях юных покупателей. С детьми педагоги заранее с помощью средств альтернативной и дополнительной коммуникации в личном альбоме выстраивали маршрут социальной истории, алгоритм действий, определяли список покупок и др.

Все дети центра посетили кинотеатр, где смотрели мультфильмы. Несмотря на то, что он находился недалеко, воспитатели заранее построили маршрут. В кинотеатре дети уже самостоятельно выбирали себе места в зале, покупали билеты, получали сдачу, перед сеансом сканировали билеты. Перед просмотром фильмов, взрослые с ребятами еще раз вспомнил, как нужно себя вести в кинотеатре.

Сопровождающие с воспитанниками посетили близлежащее кафе. По дороге обращали внимание на пешеходные переходы, светофоры. В кафе ребята сами делали заказ и оплачивали его банковской картой.

В рамках проекта дети часто посещали торговый центр. С помощью сопровождающих ребята выбирали продукты питания, складывали их в корзину. На кассе самообслуживания дети учились прикладывать товар к сканеру и оплачивать покупки картой.

Для закрепления знаний о транспорте, ребятам показали школьные автобусы и дали возможность пообщаться с водителем. Он в свою очередь, разрешил ребятам зайти в салон автобуса и увидеть все своими глазами. Путешествуя ранее по улицам, дети наблюдали за машинами на дорогах, смогли видеть пешеходные переходы, светофоры. Вместе с сопровождающими они вспоминали правила поведения на улице, на проезжей части. Переходя дорогу, особенно внимательно смотрели на светофор.

При каждом посещении намеченных общественных мест дети активно пользовались визуальными помощниками, картинными и техническими средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.

Особенностью детей с ментальными нарушениями является сложность переноса отработанных действий в новые условия. Если этот перенос осуществился успешно, можно говорить о формировании данной компетенции в социальной деятельности. Следует отметить, что не всем воспитанникам удалось освоить эти этапы, в связи с особенностями их развития, способностями и личным опытом. Для некоторых было большим достижением принять элементарные игровые действия.

Анализируя проделанную работу в рамках проекта «Мир без границ», мы пришли к выводу, что социальные подходы в коррекционно-педагогической работе с детьми с ТМНР способствуют возникновению потребности в общении с взрослыми и сверстниками, формированию вербальных и невербальных форм общения, формированию представления о предметном мире, окружающей действительности, формированию правил и норм поведения в обществе, что способствует социальной адаптации особенных детей.

Литература:

  1. Кэрол Грей Социальные истории.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.
  2. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: информационно-методический сборник для специалистов / под редакцией А. Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О. С. Бояршиновой, канд. биол. наук. Москва, 2017.
  3. Фрост В., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PEСS): руководство для педагогов. — Теревинф, 2011.
  4. Винникова Г. И. занятия с детьми 2–3 лет: Социальное развитие, Окружающий мир. — М.: Сфера, 2010. — 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, дорожное движение, норма поведения, магазин, множественное нарушение развития, кинотеатр, правило, взрослый, группа.


Похожие статьи

Формирование жизненных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

В статье рассматривается вопрос формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями

В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия

Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании

В статье автор описывает направления психологической помощи родителям детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании. Описывает опыт своей работы с родителями особенных детей.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития

В статье произведен анализ процесса адаптации к учебной деятельности детей с задержкой психического развития, которые имеют трудности в обучении.

Похожие статьи

Формирование жизненных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

В статье рассматривается вопрос формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями

В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия

Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании

В статье автор описывает направления психологической помощи родителям детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании. Описывает опыт своей работы с родителями особенных детей.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития

В статье произведен анализ процесса адаптации к учебной деятельности детей с задержкой психического развития, которые имеют трудности в обучении.

Задать вопрос