Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.11.2022

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Полякова, И. А. Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР / И. А. Полякова, Н. В. Можаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7753/ (дата обращения: 16.12.2024).



Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, с ограниченными возможностями здоровья, ОНР, общее нарушение речи, ДОУ, дошкольное образовательное учреждение.

Не секрет, что взрослые хотят видеть детей успешными, и один из важных составляющих — самостоятельность, т. е. умение проявлять инициативу и реализовывать ее. По статистике, часто рождаются дети с какими-либо нарушениями, и одни родители не хотят замечать и принимать особенности своего малыша, а другие, наоборот, замыкаются и начинают крайне опекать ребенка. Чрезмерная гиперопека, порой изнеживающее воспитание, при которой ребенку не прививаются основы самостоятельности, слишком заботятся о своем ребенке, не позволяют ему выполнять что-либо, все делают за него, пагубна. В первом случае у ребенка формируется инфантилизм, в ответ на активное подавление взрослым инициатив, а во втором — синдром беспомощности. Причины для подобного поведения у каждого взрослого разные: постоянный страх за ребенка, желание оградить от неизбежного, но, результат один — отмирание инициативности как первого звена в воспитании самостоятельности.

Бесспорно, дети с ОНР, нуждаются в помощи взрослых, которая должна нести обучающий и одновременно, воспитывающий характер, хотя зачастую, родители задумываются о самостоятельности ребенка, ближе к школе. Но педагоги точно знают, что развивать это важное качество нужно как можно раньше, и тем больших успехов можно достичь.

Как же воспитывать навыки самостоятельности у детей с ОНР? Тут многое зависит от родителей и их веры в возможности ребенка. И основной принцип воспитания — идти от самого ребенка и его возможностей, для этого важно присмотреться, увидеть, что получается, и что может выполнить с помощью взрослого, а чему научился сам (например, собрать игрушки: выбросить мусор, застегнуть молнию, умыться и т. д.)

Главная задача взрослого — превращать рутинные и казалось бы, обыденные действия в небольшой праздник, и радоваться даже незначительным успехам ребенка. Навыки самообслуживания и правилам поведения в быту, вот чему в первую очередь необходимо научить ребенка, так повысится его самооценка и уверенности в себе.

Практический опыт педагогов МБДОУ «Детского сада № 165" г.Чебоксары, работающих с детьми ОНР, а также, анализ научных исследований многозначительно свидетельствуют о том, что трудности в социальной адаптации детей с особенностями речевого развития, что говорит о недостаточной сформированности у них элементарных бытовых навыков. К числу стержневых навыков, обеспечивающих самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся:

  1. навыки самообслуживания, т. е. умения: одеваться и раздеваться; чистить зубы, причесываться; пользоваться туалетом; пить из чашки, есть ложкой и вилкой, намазывать ножом; резать ножом и др.
  2. навыки ухода за домом , т. е. умения: накрывать на стол и убирать со стола; расстилать и застилать кровать; подметать пол, выносить мусор, вытирать пыль, пылесосить и др.

Необходимым моментом в воспитании ребенка с ОВЗ являются так называемые подготовительные навыки, т. е. основные моторные и психические функции, лежащие в азах любой деятельности, такие как концентрация внимания (например, ребенок отзывается на имя, исполняет простые указания, знает бытовые предметы, выполняет действия с предметами по подражанию), общая моторика (ходьба поступенькам, умение мыть руки и пользоваться предметами в ванной) и тонкая моторика (простые манипуляции с предметами, столовыми предметами). Важным моментом, как подчеркивают педагоги-практики, является обучение навыкам самообслуживания только тогда, когда ребенок свободно владеет включенными в него подготовительными навыками.

При обучении навыкам самообслуживания и личной гигиене, ребенок с ОНР, как и все дети с особенностями в развитии нуждается в создании специальных условий. И здесь, важна, каждая мелочь, даже такие как: высота стола и стульчика (при обучении навыкам самостоятельности во время еды), коврик на дне ванны (при обучении умению мыться и принимать душ), удобная «ступенька» перед раковиной, отодвинутые от стола стулья или табуреты (во время обучения накрывать на стол) и т. д.

Ребенку с недоразвитием речи важно именно специально выделенное время, несколько минут обучения и повторения для отработки бытовых навыков, ежедневно, в ходе режимных моментов. Еще одно правило в обучении «особого» ребенка заключается в том, что каждая деятельность должна заканчиваться успехом, т. к. неудача, и всплеск отрицательных эмоций, может спровоцировать отказ от дальнейшего обучения или нежелание выполнять уже постигнутое. В качестве маленького поощрения можно использовать материальные стимулы: яркая наклейка, просмотр мультфильма, или «звездочки» в дневнике успехов ребенка. Вознаграждение необходимо применять сразу, как только ребенок совершил нужную операцию.

С детьми очень результативно использовать метод инверсии, где взрослый на начальном этапе осуществляет практически всю цепочку операций самостоятельно, сохраняя за ребенком лишь завершающий момент и закрепляя его раз за разом. Следующим этапом к уже освоенной операции добавляется и закрепляется уже два последних шага, и т. д. Так, помаленьку взрослый, подводит ребенка к самостоятельному выполнению полной цепочки действий. Настойчивость и терпение — вот главные качества педагога.

Воспитание самостоятельности здесь идет по тем же законам, что и в норме, учитывая небольшое замедление темпа и особенности развития каждого конкретного ребенка. Таким образом, воспитание навыков самостоятельности у детей с нарушениями речи — процесс долгий, но закономерный, требующий огромного терпения и настойчивости, как от педагога, так и от родителей.

Литература:

  1. Акимова Г. Е., Федорова Е. В., Яковлева В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. — 245 с.
  2. Волкова Г. А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики /Г. А.Волкова — С-Пб.: Детство-Пресс, 2009.-47с.
  3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. / П. Я. Гальперин.- М.: Логос, 2002. — 342 с.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991. — 44 с.

Ключевые слова

дошкольное образовательное учреждение, дети с ОВЗ, ДОУ, ОНР, с ограниченными возможностями здоровья, общее нарушение речи

Похожие статьи

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях центра содействия семейному воспитанию

В статье представлен опыт работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников ЦССВ, имеющих тяжелые множественные нарушения развития.

Похожие статьи

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях центра содействия семейному воспитанию

В статье представлен опыт работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников ЦССВ, имеющих тяжелые множественные нарушения развития.

Задать вопрос