Прежде всего, нами была создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая задачам экспериментальной работы. В каждом шкафчике ребенка в раздевалке были повешены индивидуальные карманы-органайзеры для хранения личных вещей. В умывальной комнате нашей группы появился всем известный Мойдодыр. В кармане у Мойдодыра находилась коллекция гигиенических средств: зубная щетка, расческа, фигурное мыло, мочалка и т. п. Знакомство с Мойдодыром в форме стихов и игровых упражнений понравилось нашим детям, вызвало у них радостные эмоций и интерес к умыванию, расчесыванию и купанию.
В групповой комнате, в зоне речевого развития, мы выделили центр «Почемучек», в котором с помощью родителей собрали материал и оформили картотеки потешек, сказок, рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков. Для того чтобы дети могли замечать и устранять неполадки в одежде и внешнем виде, в каждом помещении разместили зеркала.
Новые пособия и материалы появились в «Уголке ряжения», где детям прививалось умение надевать и снимать самостоятельно разную одежду (юбки, фартуки, халаты) и застегивать пуговицы, ориентируясь на алгоритмы одевания и раздевания в картинках. В «Игровом уголке» появились куклы с комплектами одежды для переодевания и одевания на прогулку.
Также предметно-пространственная среда была обогащена игровым материалом:
– сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Салон красоты», «Кафе», «День рождения» и т. д.;
– игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняющие детей в застегивании, шнуровании, завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка», «Собери бусы», «Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы»;
– дидактические игры «Купание малыша-голыша», «Завяжем кукле бантик») «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет», «Мамины помощники».
Режим дня обеспечивал ежедневное закрепление навыков самостоятельной деятельности в одно и то же время. Соблюдение режима дня позволяло не тратить много времени и сил на «организацию» ребенка и выполнение им того или иного действия, что способствовало постепенному формированию навыков и привычки к самостоятельному выполнению действий.
Наиболее важным условием являлось педагогическое сопровождение как система педагогических методов и приемов, обеспечивающих успешное решение поставленных задач: личный пример, алгоритмы действий, беседы, упражнения на развитие мелкой моторики рук, проблемные ситуации, использование фольклора и художественной литературы и т. д. Основываясь на положениях гипотезы, мы выстроили свою линию работы и разработали перспективный план работы с детьми.
Рассмотрим педагогические средства, использованные нами для формирования навыков самообслуживания и навыков игровой деятельности детей.
Важно было не только правильно показать, но и доступно объяснить действие. Например, объясняя алгоритм умывания, мы проговаривали необходимый порядок действий.
Показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно мы сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом: «Почему грязные руки?», «Для чего нужно умываться?», «Посмотри, где у платья должна быть застежка?», «Ты правильно держишь колготки?» и т. п.
В совместной деятельности активность и самостоятельность ребенка сочеталась с руководящей ролью педагога. Но в отличие от традиционных методов образования, мы исключали педагогическое давление на ребенка. Освоение культурно-гигиенических навыков мы выстраивали на основе игровой мотивации, без принуждения. Если ребенок не мог сразу следовать образцу, оказывали ему помощь. При этом не забывали про эмоциональный контакт, одобрение и поддержку действий ребенка.
Воспитывая самостоятельность, мы старались как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям и порицаниям. Больше опирались на поощрения и похвалу, положительную оценку. Так мы культивировали стремление улучшить свой результат, давали детям возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. Мы хвалили ребенка за старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь воспитателям и детям, овладеть новыми действиями.
В режимных процессах, в свободной детской деятельности нами широко использовались дидактические игры, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Организовывая игры детей, мы уделяли вниманию вовлечению детей в совместную деятельность. Организовывая и поддерживая ролевой диалог в игровых сюжетах с несколькими детьми, мы старались незаметно исключить свое участие. Так мы стимулировали свободное, самостоятельное общение детей во время совместной деятельности. Например, в игровой ситуации «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать», мы включились в деятельность наравне с детьми, а затем предложили научить Хрюшу кушать разную еду.
Также мы старались создавать игровые ситуации, в которых детям необходимо было самостоятельно разрешать возникающие проблемы — распределять роли и игрушки в сюжетно-ролевой игре («Семья», «Парикмахерская», т.п.), при сборе дидактической игрушки (матрешки, башни из ЛЕГО-конструктора), пазлов. Для детей младшего дошкольного возраста это было трудной задачей с учетом недостаточной сформированности соподчинения мотивов. Но обучение считалочкам, беседы с детьми и умелое руководство играми детей помогало нам развивать у детей это умение и способствовать его автоматизации в навык.
Таким образом, в своей работе мы реализовали теоретически обоснованные психолого-педагогические условия формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Литература:
- Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание. 2009. № 9. С. 52–58.
- Белошистая А. В., Жукова О. Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома // Детский сад от А до Я. 2008. № 1. С. 148–158.
- Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 2010. № 8. С. 36–45.
- Бортникова Е. А. Самостоятельная деятельность детей в соответствии с ФГОС ВО // — Электронные текстовые данные — URL: ttps://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/samostoyatelnaya-deyatelnost-detej-v-sootvetstvii-s-fgos-do.html (дата обращения: 20.02.2019).
- Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными // Дошкольное воспитание. 2007. № 12 С. 28–33.