Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Самовоспитание детей дошкольного возраста

Педагогика
23.06.2017
2266
Поделиться
Библиографическое описание
Абобакирова, О. Н. Самовоспитание детей дошкольного возраста / О. Н. Абобакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 273-274. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44596/.


Ключевые слова: самовоспитание, дошкольник, процесс, малоэффективно, дети, программы, речь

Основа здоровья, воспитания закладывается в детстве. Значительная часть детей посещают дошкольные учреждения, где созданы все условия для развития. Но имеются дети, развитие которых имеет свои особенности, это дети с нарушением сенсорных анализаторов, интеллекта. Эти дети требуют особых условий для воспитания и развития. Значительную часть из них составляют дети с речевыми расстройствами.

Очень много лет существует мир. Многое в нем меняется, но всё же есть что-то непреходящее, вечное, что было, есть и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; будут проходить свой жизненный путь, кто-то — учась на своих ошибках, кто-то — на чужих. Но каждый человек будет стремиться к своему совершенству, преодолевая преграды, время и самого себя.

Жизнь всегда заставляла людей искать путь к самосовершенствованию. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение. Итак, речь пойдет о самовоспитание детей.

Сегодня, в эпоху технологий и массовой информации, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, проблема самовоспитания еще более актуальна. То, по какому пути пойдут наши дети, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому, чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться прежде всего в самом себе. Как говорит народная мудрость: «Век живи — век учись», значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит своё место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и так далее. И всё — таки, что такое самовоспитание?

Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Без самовоспитания процесс воспитание малоэффективно. Развитие человека зависит не только от обстоятельств жизни, воспитания, но и от его отношения к делу, трудолюбия, умения, всего того, что формируется самовоспитания.

Самовоспитание — сознательное деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов само регуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствования. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят само приказ, само одобрение, самовнушение. Такие взрослые слова, какое же отношение они имеют к нашим маленьким детям? Самое прямое!

Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Воспитание и обучение, которое осуществляются обществом посредством семьи, детского сада, школы, различных общественных организаций и средств массовой информации, требуют не только поддержки со стороны развивающейся личности, но и встречной работы, то есть самовоспитания, без чего общественное воспитание малоэффективно.

Элементы самовоспитания и самообучения наблюдаются уже у дошкольника, когда он регулирует свое поведение в соответствии с представлением о том, что хорошо и что плохо, развивает свои силы, когда рисует, лепит фигурки из пластилина или играет со сверстниками. Однако это самовоспитание стихийное, ребенок не сознает, что он сам себя в какой-то мере совершенствует. Например: укололась о колючку, больно! Старается найти место, где не растут колючки или обходить их стороной, когда играет во дворе.

Рисует, смешивает цвета, накладывает на светлую краску темную. Рисунок испорчен! Следующий шаг — не смешивает краски, то есть рисует одним и тем же цветом. Рисунок не нравится! Начинает очень аккуратно выбирать цвета.

Все эти незначительные поступки для взрослого, для маленького человека, только начинающего жить, имеют огромную и значительную роль в его же самовоспитании. То есть с раннего детства, с первых шагов в жизнь, человек сам себя начинает воспитывать.

Конечно, необходимо помощь, а не навязывание своего мнения. Также взрослый должен пытаться руководить процессом самовоспитания ребенка, но очень аккуратно, чтоб не вырастить безвольного, несамостоятельного человека.

Можно выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием ребенка: побуждение у ребенка стремление стать лучше, развить в нем положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств; оказание помощи детям в оценки самих себя; оказание помощи в разработке программы самовоспитания; вооружение ребенка примерами самовоспитания. Итак, цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Не надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Литература:

  1. Выготский Л. С. «Мышление и речь» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1992
  2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Москва.: Просвещение, 1990
  3. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей, 2002
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
самовоспитание
дошкольник
процесс
малоэффективно
дети
программы
речь
Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 273-274):
Часть 4 (cтр. 271-353)
Расположение в файле:
стр. 271стр. 273-274стр. 353

Молодой учёный