Ключевые слова: самовоспитание, дошкольник, процесс, малоэффективно, дети, программы, речь
Основа здоровья, воспитания закладывается в детстве. Значительная часть детей посещают дошкольные учреждения, где созданы все условия для развития. Но имеются дети, развитие которых имеет свои особенности, это дети с нарушением сенсорных анализаторов, интеллекта. Эти дети требуют особых условий для воспитания и развития. Значительную часть из них составляют дети с речевыми расстройствами.
Очень много лет существует мир. Многое в нем меняется, но всё же есть что-то непреходящее, вечное, что было, есть и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; будут проходить свой жизненный путь, кто-то — учась на своих ошибках, кто-то — на чужих. Но каждый человек будет стремиться к своему совершенству, преодолевая преграды, время и самого себя.
Жизнь всегда заставляла людей искать путь к самосовершенствованию. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение. Итак, речь пойдет о самовоспитание детей.
Сегодня, в эпоху технологий и массовой информации, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, проблема самовоспитания еще более актуальна. То, по какому пути пойдут наши дети, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому, чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться прежде всего в самом себе. Как говорит народная мудрость: «Век живи — век учись», значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит своё место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и так далее. И всё — таки, что такое самовоспитание?
Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Без самовоспитания процесс воспитание малоэффективно. Развитие человека зависит не только от обстоятельств жизни, воспитания, но и от его отношения к делу, трудолюбия, умения, всего того, что формируется самовоспитания.
Самовоспитание — сознательное деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов само регуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.
Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствования. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.
Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят само приказ, само одобрение, самовнушение. Такие взрослые слова, какое же отношение они имеют к нашим маленьким детям? Самое прямое!
Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Воспитание и обучение, которое осуществляются обществом посредством семьи, детского сада, школы, различных общественных организаций и средств массовой информации, требуют не только поддержки со стороны развивающейся личности, но и встречной работы, то есть самовоспитания, без чего общественное воспитание малоэффективно.
Элементы самовоспитания и самообучения наблюдаются уже у дошкольника, когда он регулирует свое поведение в соответствии с представлением о том, что хорошо и что плохо, развивает свои силы, когда рисует, лепит фигурки из пластилина или играет со сверстниками. Однако это самовоспитание стихийное, ребенок не сознает, что он сам себя в какой-то мере совершенствует. Например: укололась о колючку, больно! Старается найти место, где не растут колючки или обходить их стороной, когда играет во дворе.
Рисует, смешивает цвета, накладывает на светлую краску темную. Рисунок испорчен! Следующий шаг — не смешивает краски, то есть рисует одним и тем же цветом. Рисунок не нравится! Начинает очень аккуратно выбирать цвета.
Все эти незначительные поступки для взрослого, для маленького человека, только начинающего жить, имеют огромную и значительную роль в его же самовоспитании. То есть с раннего детства, с первых шагов в жизнь, человек сам себя начинает воспитывать.
Конечно, необходимо помощь, а не навязывание своего мнения. Также взрослый должен пытаться руководить процессом самовоспитания ребенка, но очень аккуратно, чтоб не вырастить безвольного, несамостоятельного человека.
Можно выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием ребенка: побуждение у ребенка стремление стать лучше, развить в нем положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств; оказание помощи детям в оценки самих себя; оказание помощи в разработке программы самовоспитания; вооружение ребенка примерами самовоспитания. Итак, цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Не надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Литература:
- Выготский Л. С. «Мышление и речь» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1992
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Москва.: Просвещение, 1990
- Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей, 2002
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004