Идея высокой самоценности первых лет жизни ребёнка как фундамента его общего развития, неограниченных возможностей физического и духовного совершенствования получила подтверждение в Концепции раннего детского возраста Л.Н. Павловой.
В своей книге Л.Н. Павлова писала: «Именно первый год жизни особенно важен для становления ребёнка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок — к семи месяцам масса мозга удваивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторится". [5. с 7.].
В этот ответственный отрезок времени для становления ребёнка как личности, важна каждая минута его существования. Огорчает тот факт, что пробелы в развитии, упущения родителями в это время, могут существенно повлиять на дальнейшую жизнь малыша.
«А это значит, что потенциальные возможности к развитию, заложенные природой, остаются нереализованными». [1.с.3].
Все эти факторы требуют от родителей очень внимательного, чуткого отношения к своему ребёнку. Для этого, нужно знать об особенностях развития организма ребёнка как психического, так и физического. И уже зная эти особенности на данном возрастном этапе, помочь ребёнку реализовать свои возможности.
Ведущий отечественный психолог профессор В.С. Мухина писала: «Маленький ребёнок мало похож на взрослого. Очень много не может. Но если мы будем обращать внимание только на то, чего ребёнок ещё не может, чем он ещё не владеет, мы никогда не поймём, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. Гораздо важнее выяснить, что у ребёнка есть, что он может, как он изменяется и что приобретает с возрастом». [3.с.5]. Поэтому очень важно учитывать возрастные особенности и возможности в этот непростой период для малышей.
Одной из серьёзных проблем стоящей перед педагогами всех дошкольных учреждений является взаимодействие с семьёй вновь поступившего ребёнка. Значение семьи в развитии ребенка раннего возраста, его социальной адаптации к новому окружению, новым впечатлениям, новым эмоциям первостепенно. Только семья сможет обеспечить своему малышу эмоциональный комфорт.
В отечественной науке доказана объективная значимость раннего возраста. Учёные Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина были основоположниками этой отрасли педагогики. Они и их коллеги провели огромное количество научных исследований, чтобы доказать всему мировому научному сообществу, важное влияние этого периода на всю последующую жизнь человека. Исследование М.И. Лисиной внесло значительный вклад в науку. Её последователи продолжают работать над решением проблем детей раннего возраста и в наши дни.
Профессор И.П. Подласый писал: «Воздействуя на развитие ребёнка, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства». [6.с.89]
Семейное воспитание является наилучшим для психического развития и хорошего эмоционального самочувствия ребёнка. Каким он будет человеком, во многом зависит от первых лет жизни, которые он проводит в кругу семьи.
Если ребёнок получает в полной мере ласку, тепло, любовь, общение с близкими, это даёт ему ощущение безопасности и тогда можно говорить о благоприятных условиях для его развития. По образному выражению философа Н.Я. Соловьёва «семья — воспитательная колыбель человека». [2. с.38]
Однако и дошкольное воспитание имеет свои плюсы. Педагоги, специалисты ДОУ смогут своевременно оказать квалифицированную помощь, как ребёнку, так и родителям малыша, т. к. воспитание детей в детском саду направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития, его социализацию в обществе и прежде всего в обществе сверстников.
Недостаток общения и внимания со стороны близких людей, отсутствие общения со сверстниками могут привести к нарушениям психического здоровья и развития ребёнка, проявляющихся в задержке умственного и речевого развития, дефиците внимания, отсутствии воображения, в импульсивности, тревожности, агрессивности, эмоциональной неустойчивости и т.д. Семья и детский сад вместе должны объединить свои усилия и сообща решать проблемы детей раннего возраста.
Научные исследования в области раннего детства свидетельствуют о том, что недостаточное предметно-действенное общение ребёнка с взрослыми, в процессе которого взрослый передаёт общественно выработанные способы пользования предметами, не позволяет ему накопить необходимый запас знаний и представлений об окружающем мире, приобрести опыт социального поведения.
Однако не все родители, имеющие детей от года до трёх лет, осознают возможности малыша. Они воспринимают его как объект ухода: покормить, напоить, умыть, одеть, но что особенно удручает, что так думают и некоторые педагоги.
Основными задачами воспитания становятся формирование послушания и умения следовать правилам поведения за столом, в общественных местах, овладению культурно-гигиеническими навыками и др.
Для полноценного развития ребёнка раннего возраста очень важны такие моменты как: формирование привязанностей, уверенности в себе и своих действиях, доверия к окружающим, развитие любознательности — но эти моменты не учитываются вовсе.
На сегодняшний день отмечается рост числа «неадаптированных» детей в образовательных учреждениях и это говорит о том, что основной бедой большинства из них является неумение общаться и организовывать совместную деятельность. В семье такой опыт детьми в основных случаях не приобретается и это делает неэффективным общение со сверстниками и составляет проблему для адаптации ребёнка раннего возраста к ДОУ.
Известный учёный Д.И. Фельдштейн писал: «Родители детскую группу, в которую входит ребёнок, воспринимают через него, не видя в ней социально значимого действующего явления, а ребёнка в связи с ним как особого «структурного компонента» детского социума». [7. c.195].
Современные родители часто просто некомпетентны в вопросах воспитания детей раннего возраста. Объективная ситуация показывает, что многие родители не имеют полных специфических знаний об особенностях возрастного периода, методах и формах общения с ребёнком и заинтересованы в грамотной поддержки со стороны квалифицированных педагогов.
Литература:
Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет /Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В. Сергеева и др. — 3-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2000. — 256 с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб для студ. Пед. Учеб. Заведений. — 2 изд., испр. И доп. — М.: Издателский центр «Академия», 2000. — 232 с.
Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед.училищ. Под ред. Л.А. Венгера. М.: «Просвещение», 1975. 239 с. с ил.
Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш. Пед.учеб.заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования.- 2-е изд. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. — 152 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.
Фельдштейн Д.И. Психология человека как личности: Избранные труды: В 2 т. –М.: Издательство Московского — социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — Т.1. — 568 с.- (Серия «Психология России»).
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./ Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 304 с.