Раннее развитие — это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
Ибука Масару. После трёх уже поздно
Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых. Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. В последние десятилетия, после того как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли.
В связи с этим вытекают следующие проблемы:
1. Недостаточно программного обеспечения для детей от 1,5 до 2 лет, в частности по программе «От рождения до школы» мало программных разработок образовательных областей, разработанных по ФГОС.
И тут на первый план выходит недостаточная компетентность педагогического состава, так как не всем педагогам хватает знаний и опыта разработать методически правильную программу, соответствующую и ФГОС, и учитывающую все области психического развития ребенка. В этом случае воспитание в основном сводится к организации ухода и присмотра за малышом, заботе о его физическом здоровье, в то время как развитию личности ребенка, его инициативности, любознательности, общительности, творческих способностей не уделяется достаточного внимания. Однако в детской психологии доказано, что недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддается коррекции в более поздние периоды жизни человека.
2. Развитие детей раннего возраста — самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Развивающая предметно — пространственная среда не в достаточной мере учитывает возрастные особенности детей раннего возраста:
— не в полной мере технически оснащены группы раннего возраста, нет мультимедийного оборудования, подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
— в связи с тем, что дети раннего возраста испытывают потребность в развитии движений (родители чаще всего в силу непонимания потребностей ребенка не предоставляют достаточной двигательной активности: перевозят на коляске, в машине или на руках, в дома не предоставляют возможности развивать моторику (испачкает, ударится, упадет, поранится) нет достаточного спортивного и оздоровительного оборудования для развития двигательной активности, крупной и мелкой моторики (стенды / панели для развития мелкой и крупной моторики рук), массажных ковриков и ковриков здоровья и т. д.;
— недостаточное количество игрушек: 5–6 одинаковых утят, матрешек и т. д.; средних размеров; разных по величине, форме, цвету: мишка большой, мишка маленький, кошка белая, кошка черная;
— нет игрушек для развития тактильного восприятия, узнавания и запоминания тактильных стимулов;
— отсутствуют музыкальные игрушки (металлофон, маленький бубен, барабанчик, колокольчики, балалаечка, игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, музыкальные книжки);
— не полной мере представлены уголки познавательно-исследовательской деятельности: нет игрушек-забав (например, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т. п.), предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки), серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации).
3. Работа в детском саду малопривлекательна и непрестижная. Причин этому достаточно: и невысокая заработная плата, и низкий статус работников из-за отношения к детским садам как необязательной ступени в системе единого образовательного пространства, а отсюда и финансирование на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде оставляет желать лучшего. Действующая оплата труда педагогов неэффективна, она лишь в малой доле учитывает важность воспитательной работы, не способствует притоку молодых профессиональных кадров в систему образования. Одним из инструментов является материальное стимулирование и сегодня в условиях рыночной экономики «работать за идею» не является приоритетным. Более того, одной из проблем является то, что некоторые воспитатели, недавние выпускники учебных заведений, получившие хорошую теоретическую основу в своем учебном заведении, не в состоянии применить знания на практике.
4. Отдельным пунктом можно выделить непринятие родителями потребностей в развитии и воспитании своих детей и полное отвержение рекомендаций педагогов по этому вопросу:
— занижают способности своих детей к самообслуживанию, проще сделать самому, чем разрешать и объяснять ребенку, как самостоятельно одеваться, кушать, умываться и т. д. (например, до пятницы в садике ребенок научился владеть ложкой, а придя в понедельник, опять не умеет); дети приходят в детский сад, абсолютно не владея культурно — гигиеническими навыками: не понимают, что такое горшок (в группе первого раннего возраста ВСЕ дети ходят только в памперсах и родители не собираются своих детей приучать к горшку), 40 % детей не могли кушать твердую пищу, 60 % детей не владели ложкой, 80 % не понимали, что могут раздеваться самостоятельно (снять колготки, шорты, носки), 60 % детей не были отучены от соски, бутылочки, груди;
— родители психологически или не готовы отдать ребенка в садик («тревожный» родитель — «тревожный ребенок») и стоят под дверью группы или окном или наоборот «избавились» от ребенка (ребенок не может адаптироваться долгое время, плачет практически не переставая, а родитель спокойно говорит «пусть привыкает»);
— родители не разговаривают с ребенком (он еще маленький, все равно не понимает), ребенок воспитывается на гаджетах, у детей не развита активная речь;
— родители поощряют физическое насилие своего ребенка в отношении других детей, не понимая последствий, и не прислушиваются к рекомендациям педагога (радуются, что ребенок не «тюфяк» и может отобрать игрушку, ударить другого ребенка).
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение. Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания. Полноценное развитие ребёнка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих соответствующей квалификацией.