В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Ключевые слова : дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, самообслуживание, коммуникация, безопасное поведение, самоорганизация.
В настоящее время важной задачей в работе с детьми с ментальными нарушениями развития является определение оптимальной формы их дальнейшего жизнеустройства.
Именно поэтому главной целью воспитанников нашего центра является их социальная адаптация и интеграция в обществе. Каждому ребёнку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и проявлять бытовую самостоятельность. Каждый наш воспитанник наделён особыми способностями, имеет свой собственный темп и ритм развития, но вместе с тем имеет и большое количество ограничений. Многие из детей затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. У детей могут быть нарушены эмоциональные, когнитивные, коммуникативные способности, средства самовыражения. Они зачастую недостаточно чётко воспринимают и осознают себя, другого человека, предметы окружающего мира. Их интерес к какой-либо деятельности быстро угасает. Наша задача состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности ребёнка, которые позволяют в некоторой мере компенсировать его ограничения, и максимально адаптировать к взрослой жизни. И в этом не малую роль играют родители наших воспитанников. Прежде чем разработать стратегию правильной коррекционной помощи в освоении навыков, важно быть последовательным в отношении с ребенком и договориться с родителями об общих требованиях к нему. Поэтому включенность родителей в процесс — это залог успеха в формировании необходимых для дальнейшей жизни навыков.
В нашей статье мы бы хотели остановиться на формировании максимально возможного уровня навыков, таких как: прием еды, гигиена, туалет, одевание, раздевание, коммуникация, безопасное поведение, передвижение, самоорганизация.
Вышеперечисленным навыкам необходимо обучать пошагово. Именно пошаговое обучение позволит эффективно формировать у ребенка определенное умение в виде цепочки маленьких шагов. Поэтому каждое действие необходимо разложить пошагово на операции. А так же нужно учитывать психофизические особенности и уровни помощи ребенку.
Гигиена
Нашел(а) ванную комнату
Найти ванную комнату, ориентируясь в пространстве (по словесной инструкции, опираясь на пиктограмму или самостоятельно)
Включил(а) воду
Встать перед раковиной и открыть кран
Отрегулировал(а) температуру воды
- включить кран с холодной водой
- включить кран с горячей водой
Правильно использовал(а) мыло
- открыть кран
- намочить руки
- взять/выдавить мыло
- намылить руки
Выключил(а) воду
Закрыть кран
Нашел(а) и взял(а) свое полотенце
- подойти к вешалке с полотенцами
- найти свое фото (картинку)
- соотнести свою фотографию (картинку) со своим полотенцем
- снять свое полотенце с крючка
Вытерся(лась) полотенцем
- снять полотенце с крючка
- положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку
- ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица
- насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним
- вытереть вторую руку.
Использовал(а) дезодорант правильно
- открыть дезодорант
- взять дезодорант в левую руку
- поднять правую руку и провести дезодорантом по области левой подмышки
- поднять левую руку и провести дезодорантом по области правой подмышки
- закрыть дезодорант
Почистил(а) зубы с использованием пасты
- взять стаканчик
- поставить стаканчик на край раковины
- поднять рукава
- открыть кран
- взять пасту
- открыть пасту
- взять щётку из стаканчика
- намочить щётку
- выдавить пасту на щётку
- положить пасту на край раковины
- поднести щётку с пастой ко рту
- открыть рот
- начать движения щеткой
- вытащить щётку изо рта
- положить щётку на край раковины
- прополоскать рот
- помыть щётку
- убрать щетку и пасту в стаканчик
- поставить стаканчик на место
- вытереть руки и лицо полотенцем
- опустить рукава
Вышел(а) без следов пасты
Подойти к зеркалу и посмотреть на своё отражение
Помыл(а) руки
- поднять рукава
- открыть кран
- поднести руки под струю воды
- выдавить жидкое мыло на руки/взять мыло
- намылить руки
- смыть мыло
- закрыть кран
- вытереть руки полотенцем
- опустить рукава
Умылся(ась)
- поднять рукава
- открыть кран
- поднести руки под струю воды
- сложить ладошки «лодочкой»
- наполнить ладошки водой
- удержать воду в ладошках
- поднести ладошки к лицу
- намочить лицо водой
- закрыть кран
- вытереть лицо и руки полотенцем
- опустить рукава
Причесал(а) волосы
- знать место своей расчёски
- взять расчёску
- поднести расчёску к волосам на голове
- провести расчёской по волосам сверху вниз
- положить расчёску на место
Прием еды
Сел(а) за стол
- взяться за спинку стула, и отодвинуть стул
- сесть на стул и повернуться к столу
- поставить ноги под стол
Попил(а) из бутылки
- взять бутылку
- поднести ко рту соску
- слегка наклонить бутылку ко рту
Использовал(а) ложку
- взять ложку
- зачерпнуть из тарелки пищу
- поднести ложку ко рту
- открыть рот, положить пищу в рот
Попил(а) из чашки, не проливая
- взять кружку
- поднести ко рту
- слегка наклонить кружку ко рту
Поел(а) из бутылки
- взять бутылку
- поднести ко рту соску
- слегка наклонить бутылку ко рту
Ел(а), не давясь пищей
- взять ложку
- зачерпнуть из тарелки пищу
- поднести ложку ко рту
- открыть рот, положить пищу в рот
- тщательно пережевать пищу
Откусывал(а) куски подходящего размера
- взять пищу в руку
- поднести ко рту
- открыть рот и откусить небольшой кусок
Проглатывал(а) перед тем, как положить в рот новый кусок
- положить пищу в рот
- переживать ее и проглотить
- положить пищу в рот
Использовал(а) салфетку
- взять салфетку
- поднести салфетку к лицу
- вытереть (протереть) остатки пищи с лица
Попил(а) из соломинки
- взять ёмкость с жидкостью
- поднести соломинку ко рту
- втянуть в себя жидкость и проглотить
Высидел(а) на стуле в течение всего приема пищи
- сесть за стол
- поесть
- встать изо стола
Встал(а) изо стола
- привстать со стула
- отодвинуть стул
- встать
Одевание
Застегнул(а) липучки
– взять верхнюю часть липучки и наложить ее на нижнюю часть
Застегнул(а) пуговицы
- взять пуговицу пальцами одной руки
- просунуть пуговицу в петлю
- вытянуть пуговицу через петлю пальцами другой руки
Застегнул(а) молнию
- взять пальцами одной руки кончик разъёмной части молнии
- другой рукой взять вторую часть разъёмной молнии
- соединить половинки молнии, подняв кончик молнии и вставив его полностью в патрончик
- одной рукой взяться за основание молнии, другой рукой взять язычок
- застегнуть молнию, потянув язычок вверх
Завязал(а) шнурки
- взять в руки вытянутые концы шнурка
- скрестите шнурки между собой
- кончик одного шнурка просунуть вниз
- сложить концы шнурка, как петельки-ушки
- перекрестить петельки
- одну петельку пропустить в получившееся отверстие
- потянуть за концы в разные стороны, чтобы бантик затянулся
Надел(а) свитер/кофту
- захватить кофту двумя руками внизу со стороны спинки
- натянуть кофту на голову и просунуть ее в горловину
- правой рукой захватили низ кофты спереди
- левую руку просунули в рукав
- левой рукой захватили низ кофты спереди
- правую руку просунули в рукав
- потянуть за низ кофты двумя руками до талии
Надел(а) штаны (теплые)
- взять штаны двумя руками за пояс
- сидя поочередно просунуть правую и левую ногу в штаны
- встать и натянуть штаны до бедер
- просунуть указательные пальцы обеих рук за пояс штанов и натянуть штаны до талии
Надел(а) куртку
- взять куртку двумя руками
- поочередно просунуть правую и левую руку в рукава
- натянуть куртку на плечи
- застегнуть молнию, кнопки, липучки
Надел(а) нижнее белье
Трусы:
- взять трусы двумя руками за пояс
- сидя поочередно просунуть правую и левую ногу в трусы
- встать и натянуть трусы до талии
Майка:
- захватить майку двумя руками внизу со стороны спинки
- натянуть майку на голову и просунуть голову в горловину
- правой рукой захватили низ майки спереди
- левую руку просунули в проём
- левой рукой захватили низ майки спереди
- правую руку просунуть в проём
- потянуть за низ майки двумя руками до талии
Надел(а) брюки/юбку
Брюки:
- взять брюки двумя руками за пояс
- сидя поочередно просунуть правую и левую ногу в брюки
- встать и натянуть брюки до талии
- застегнуть пуговицу и молнию
Юбка:
- захватить низ юбки двумя руками
- просунуть голову через юбку
- двумя руками дотянуть юбку до талии
- застегнуть пуговицу и молнию
- двумя руками поправить юбку
Надел(а) рубашку/блузку
- взять рубашку двумя руками
- поочередно просунуть правую и левую руку в рукава
- натянуть рубашку на плечи
- застегнуть пуговицы, начиная с верхней
Надела платье
- взять платье за подол двумя руками со стороны спинки
- натянуть платье на голову и просунуть голову в горловину
- правой рукой захватить низ платья спереди
- левую руку просунуть в рукав
- левой рукой захватили низ платья спереди
- правую руку просунуть в рукав
- потянуть за низ платья двумя руками и расправить его
Надел(а) носки/колготы
Носки:
- сидя взять носок за манжет (обратить внимание ребенка на то, чтобы пятка была снизу)
- вставить указательные пальцы в носок и растянуть его
- натянуть носок на ступню до пятки
- вставить большие пальцы внутрь носка и натянуть носок до конца
Колготы:
- взять колготки двумя руками за резинку;
- сесть на стульчик, всунуть поочередно ноги в чулки до колен
- встать и подтянуть колготки вверх до талии
Надел(а) шапку/кепку
- взять шапку снизу двумя руками
- натянуть шапку на голову
Надел(а) ботинки/туфли
- поставить расстёгнутый ботинок на пол перед ребенком
- вставить ногу в ботинок
- поместить указательный палец внутрь ботинка, туда, где задник
- натянуть ботинок на задник
- застегнуть застёжки (липучки, шнурки, молния)
Надел(а) сапоги
- поставить расстёгнутый сапог на пол перед ребенком
- вставить ногу в сапог
- натянуть сапог на задник
- застегнуть застёжки (липучки, молния)
Раздевание
Снял(а) нижнее белье
Трусы:
- взять трусы двумя руками за пояс
- Стоя стянуть с себя трусы
Майка:
- захватить майку двумя руками внизу
- стянуть майку через голову
Снял(а) брюки/юбку
Брюки:
- расстегнуть пуговицу и молнию, развязать шнурок (если имеется)
- стоя стянуть с себя брюки
Юбка:
- расстегнуть пуговицу и молнию (если имеется)
- стоя взять за подол юбки, и подняв её вверх, снять через голову
Снял(а) рубашку/блузку
- расстегнуть пуговицы на рубашке/блузке двумя руками
- поочередно вытащить правую и левую руку из рукавов
Сняла платье
- взять платье за подол двумя руками и потянуть вверх
- снять через голову
Снял(а) носки/колготы
Носки:
- сидя взять носок за манжет и стянуть его с пятки
- взять за мысок носка и стянуть носок с ноги
Колготы:
- стоя взять колготки двумя руками за резинку;
- стянуть колготы до колен
- сесть на стульчик, стянуть поочередно чулки до стопы
- взять за мысок колгот и стянуть с ноги
Снял(а) свитер/кофту
- захватить кофту двумя руками за горловину со стороны спинки
- стянуть кофту через голову
- поочередно стянуть правой рукой левый рукав, левой рукой — правый рукав
Снял(а) шапку/кепку
– взять рукой шапку/кепку и стянуть с головы
Снял(а) штаны (теплые)
- стоя взять штаны двумя руками за резинку;
- стянуть штаны до колен
- сесть на стульчик, стянуть поочередно штанины с ног
Снял(а) куртку
- расстегнуть липучки, кнопки, молнию на куртке
- поочередно вытащить правую и левую руку из рукавов
Снял(а) ботинки/туфли
- сидя расстегнуть застёжку
- придерживая рукой задник обуви, вытащить обувь
Снял(а) сапоги
- сидя расстегнуть застёжку
- придерживая рукой задник обуви, вытащить обувь
Расстегнул(а) липучки
– Взять верхнюю часть липучки и потянуть ее на себя
Расстегнул(а) пуговицы
- взять пуговицу пальцами одной руки, а второй рукой придерживать полочку одежды
- просунуть пуговицу в прорезь
- вытянуть пуговицу через прорезь пальцами другой руки
Расстегнул(а) молнию
- взять пальцами одной руки язычок молнии и потянуть вниз
- одной рукой придержать бегунок, а другой вытащить разъёмную часть молнии из патрончика
Развязал(а) шнурки
- потянуть за кончики шнурка
- развязать узел шнурка
Туалет
Нашел(а) туалетную комнату
Найти туалетную комнату, ориентируясь в пространстве (по словесной инструкции, опираясь на пиктограмму или самостоятельно)
Закрыл(а) дверь в туалет
- зайти в туалетную комнату
- взяться рукой за дверную ручку и закрыть дверь
Нашел(а) унитаз
В туалетной комнате найти унитаз (по словесной инструкции, опираясь на пиктограмму или самостоятельно)
Спустил(а) штаны перед использованием унитаза
- подойти к унитазу
- взять штаны двумя руками за резинку;
- стянуть штаны до колен
Использовал(а) туалетную бумагу
- взять в руки рулон туалетной бумаги
- отмотать необходимое количество бумаги
- оторвать бумагу и применить по назначению
Использовал(а) туалетную бумагу правильно
- взять в руки рулон туалетной бумаги
- отмотать необходимое количество бумаги
- оторвать бумагу и применить по назначению
- вытирать (части тела) до тех пор, пока бумага не будет чистой
Смыл(а) за собой
- встать с унитаза
- повернуться к бачку унитаза
- нажать кнопку смыва воды и удерживать ее
- дождаться смыва воды
Использовал(а) ершик для унитаза
- взять в руки ершик
- повернуться к унитазу
- опустить ершик в унитаз и произвести движение им внутри
- поставить ершик на место
Надел(а) штаны
- взять штаны двумя руками за пояс
- натянуть штаны до талии
Вышел(а) одетым
– Проконтролировать внешний вид в зеркале
Коммуникация
Поздоровался(ась)
- посмотреть в глаза собеседнику
- поздороваться, приемлемым для ребенка способом (словесно, жестом или с помощью карточки)
Дал(а) собеседнику понятный ответ
- посмотреть в глаза собеседнику
- ответить на поставленный вопрос вербально, жестом или карточкой
Обратился(ась) за помощью
- подойти к собеседнику, привлечь его внимание
- обратится за помощью вербально, жестом или карточкой
Выполнил(а) простую инструкцию
отреагировал на просьбу взрослого, выполнив требуемые действия
Выразил(а) свое желание понятным способом
- подойти к собеседнику
- привлечь к себе внимание
- выразить свое желание словесно, жестом или с помощью карточки
Выразил(а) негативные чувства приемлемым способом
сказать словесно, жестом или мимикой
Выразил(а) позитивные чувства приемлемым способом
сказать словесно, жестом или мимикой
Включился(ась) в деятельность, предложенную взрослым (игра, занятие, бытовые действия)
- подойти к взрослому
- выполнить действия, предложенные взрослым
Сам(а) предложил(а) взрослому совместную деятельность (игра, занятие, бытовые действия)
- подойти к взрослому, привлечь его внимание
- словесно, с помощью жеста и/или карточки предложить взрослому совместную деятельность
- показать взрослому интересующее его занятие (словесно, с помощью жеста и/или карточки)
Включился(ась) в деятельность, предложенную другими детьми (игра, занятие, бытовые действия)
- подойти к детям
- начать взаимодействовать с детьми
Сам(а) предложил(а) другим детям совместную деятельность (игра, занятие, бытовые действия)
- подойти к детям
- словесно или с помощью жеста предложить детям совместную деятельность
- показать детям интересующее его занятие (словесно или с помощью жеста)
Попрощался(ась)
1. посмотреть в глаза собеседнику
2. попрощаться, приемлемым для ребенка способом (словесно, жестом или с помощью карточки)
Безопасное поведение
Следовал(а) постоянно действующим запретам, установленным по месту проживания
– Не подходить к опасным местам
Последовал(а) временному запрету или ограничению, установленному в течении наблюдения
– Диагностирующий дает словесную или невербальную запрещающую инструкцию
– Ребенок следует временному запрету
Принял(а) лекарство
– Взрослый дает лекарство
– Ребенок принял лекарство
Выполнил(а) инструкции, связанные с рутинными действиями
– Диагностирующий дает словесную или невербальную инструкцию, связанную с рутинными действиями
– Ребенок выполняет инструкцию
Использовал(а) столовые приборы по назначению, без причинения вреда себе или другим
– В зоне видимости находятся столовые приборы
– Ребенок столовые приборы использует по назначению
Использовал(а) предметы и мебель по назначению, без причинения вреда себе или другим
С объектами мебели взаимодействовал без причинения вреда себе и другим
Использовал(а) бытовые приборы по назначению, без причинения вреда себе или другим
– Диагностирующий предлагает один из бытовых приборов
– Ребенок использовал его по назначению
Ответил(а) правильно на вопрос: «Какая вода?» (различил холодную и горячую, температуру воды регулировала взрослый)
– Ребенок дотронулся до воды, услышал вопрос
– Ответил на вопрос
Понял(а) запрещающий знак
*Важно!
Перед отработкой действия ввести запрещающий знак доступным способом
– Диагностирующий показывает запрещающий знак
– Ребенок последовал этому запрету
Сообщил(а) о своем плохом самочувствии понятным образом
– Ребенок привлек внимание взрослого и указал доступным способом о плохом самочувствии
Показал(а), что именно у него болит понятным образом
– Ребенок привлек внимание взрослого и указал доступным способом, что именно у него болит
Выполнил(а) действия по прямому указанию взрослого
– Диагностирующий дает четкие инструкции ребенку
– Ребенок выполняет эти инструкции
Остановился(ась) в выполнении действия по запрету взрослого
– Диагностирующий показал запрещающий знак
– Ребенок остановил свою деятельность
Передвижение
Передвигался(ась) внутри одного помещения
– Ребенок, передвигаясь внутри помещения, не задевает объекты в нем
Нашел(а) помещение по словесному указанию («Покажи, где у нас туалет? (спальня, коридор))
– Диагностирующий дает инструкцию «Покажи, где у нас туалет? (спальня, коридор)
– Ребенок показывает нужное помещение
Перешел(а) из одного помещения в другое
– Диагностирующий дает инструкцию
– Ребенок перемещается из одного помещения в другое
Лег(ла) в кровать
– Диагностирующий дает инструкцию
– Ребенок ложится в кровать
Встал(а) с кровати
– Диагностирующий дает инструкцию
– Ребенок встает с кровати
Сел(а) на пол
– Диагностирующий дает инструкцию
– Ребенок садится на пол
Встал(а) с пола
– Диагностирующий дает инструкцию
– Ребенок встает с пола
Изменил(а) положение лежа
– Диагностирующий дает инструкцию
– Ребенок меняет положение лежа
Изменил(а) положение сидя
– Диагностирующий дает инструкцию
– Ребенок меняет положение сидя
Изменил(а) положение стоя
– Диагностирующий дает инструкцию
– Ребенок меняет положение стоя
Самоорганизация
Выбрал(а) одежду, что бы одеться
Диагностирующий подводит ребенка к шкафу
Ребенок выбирает одежду, используя визуальную или словестную инструкцию
Выбрал(а) себе занятие в свободное время
*Важно!
Предварительная работа:
Диагностирующий наблюдает и анализирует, какие игры у ребенка являются любимыми
Подвести к шкафу (ящику) с игрушками
Ребенок выбирает любимое занятие или игру
Выбрал(а) из двух предметов (например, игрушек) один, в ответ на просьбу «Выбери, какой тебе больше нравится»
Подвести к шкафу (ящику) с игрушками
Ребенок выбирает любимую игрушку
Понял(а) вопрос: «Какое у тебя сегодня настроение?»
*Важно!
Предварительная работа:
Диагностирующий вводит карточки с изображением смайликов
Диагностирующий предлагает выбрать смайлик, соответствующий настроению ребенка
Ребенок выбирает нужный смайлик
Ответил доступным образом на вопрос: «Какое у тебя сегодня настроение?»
Диагностирующий задает вопрос
Ребенок отвечает на вопрос доступным способом
Узнал(а) себя на фотографии
*Важно!
Предварительная работа:
Сначала научить ребенка соотносить свое отображение в зеркале с собой.
Затем — соотносить себя с фотографией.
Диагностирующий дает инструкции «Найди свое фото»
Ребенок показывает себя на фотографии
Показал(а) место, на котором спит, в ответ на просьбу: «Покажи, где ты спишь»
*Важно!
Предварительная работа:
Научить ребенка узнавать свое спальное место по какому-нибудь символу, картинке или фото.
Диагностирующий дает инструкции «Покажи, где ты спишь»
Ребенок показывает свое спальное место
Показал(а) свои вещи, в ответ на просьбу: «Покажи свои вещи»
*Важно!
Предварительная работа:
Диагностирующий подводит к шкафу с вещами и просит показать свои вещи
Ребенок показывает, чем он любит заниматься
Сказал(а) или показал(а), чем любит заниматься, в ответ на вопрос: «Что ты любишь делать?»
*Важно!
Предварительная работа:
Наполнить индивидуальные ВОХы детей любимыми играми
Диагностирующий подводит к ящику с игрушками, и задает вопрос: «Что ты любишь делать?»
Ребенок показывает, чем он любит заниматься.
Литература:
- Буланова Н. О., Голованова Е. Н. и др. Мир без границ: Рекомендации по развивающему уходу за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и альтернативной дополнительной коммуникации — Москва: ЦПРИОК, 2021. — 53 с.
- Губанова Р. Г., Моисеева И. Е. и др. Мир без границ: Технологии развивающего ухода за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и альтернативной дополнительной коммуникации — Москва: ЦПРИОК, 2021. — 53 с.
- Цветкова Г. Е. Формирование навыков самообслуживания у детей и подростков с проблемами развития: Методическое пособие. — СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семь», 2016. — 78 с.