Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями / И. Ю. Дмитриева, М. А. Логинова, С. В. Терешкина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 109-115. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89856/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Ключевые слова : дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, самообслуживание, коммуникация, безопасное поведение, самоорганизация.

В настоящее время важной задачей в работе с детьми с ментальными нарушениями развития является определение оптимальной формы их дальнейшего жизнеустройства.

Именно поэтому главной целью воспитанников нашего центра является их социальная адаптация и интеграция в обществе. Каждому ребёнку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и проявлять бытовую самостоятельность. Каждый наш воспитанник наделён особыми способностями, имеет свой собственный темп и ритм развития, но вместе с тем имеет и большое количество ограничений. Многие из детей затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. У детей могут быть нарушены эмоциональные, когнитивные, коммуникативные способности, средства самовыражения. Они зачастую недостаточно чётко воспринимают и осознают себя, другого человека, предметы окружающего мира. Их интерес к какой-либо деятельности быстро угасает. Наша задача состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности ребёнка, которые позволяют в некоторой мере компенсировать его ограничения, и максимально адаптировать к взрослой жизни. И в этом не малую роль играют родители наших воспитанников. Прежде чем разработать стратегию правильной коррекционной помощи в освоении навыков, важно быть последовательным в отношении с ребенком и договориться с родителями об общих требованиях к нему. Поэтому включенность родителей в процесс — это залог успеха в формировании необходимых для дальнейшей жизни навыков.

В нашей статье мы бы хотели остановиться на формировании максимально возможного уровня навыков, таких как: прием еды, гигиена, туалет, одевание, раздевание, коммуникация, безопасное поведение, передвижение, самоорганизация.

Вышеперечисленным навыкам необходимо обучать пошагово. Именно пошаговое обучение позволит эффективно формировать у ребенка определенное умение в виде цепочки маленьких шагов. Поэтому каждое действие необходимо разложить пошагово на операции. А так же нужно учитывать психофизические особенности и уровни помощи ребенку.

Гигиена

Нашел(а) ванную комнату

Найти ванную комнату, ориентируясь в пространстве (по словесной инструкции, опираясь на пиктограмму или самостоятельно)

Включил(а) воду

Встать перед раковиной и открыть кран

Отрегулировал(а) температуру воды

  1. включить кран с холодной водой
  2. включить кран с горячей водой

Правильно использовал(а) мыло

  1. открыть кран
  2. намочить руки
  3. взять/выдавить мыло
  4. намылить руки

Выключил(а) воду

Закрыть кран

Нашел(а) и взял(а) свое полотенце

  1. подойти к вешалке с полотенцами
  2. найти свое фото (картинку)
  3. соотнести свою фотографию (картинку) со своим полотенцем
  4. снять свое полотенце с крючка

Вытерся(лась) полотенцем

  1. снять полотенце с крючка
  2. положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку
  3. ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица
  4. насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним
  5. вытереть вторую руку.

Использовал(а) дезодорант правильно

  1. открыть дезодорант
  2. взять дезодорант в левую руку
  3. поднять правую руку и провести дезодорантом по области левой подмышки
  4. поднять левую руку и провести дезодорантом по области правой подмышки
  5. закрыть дезодорант

Почистил(а) зубы с использованием пасты

  1. взять стаканчик
  2. поставить стаканчик на край раковины
  3. поднять рукава
  4. открыть кран
  5. взять пасту
  6. открыть пасту
  7. взять щётку из стаканчика
  8. намочить щётку
  9. выдавить пасту на щётку
  10. положить пасту на край раковины
  11. поднести щётку с пастой ко рту
  12. открыть рот
  13. начать движения щеткой
  14. вытащить щётку изо рта
  15. положить щётку на край раковины
  16. прополоскать рот
  17. помыть щётку
  18. убрать щетку и пасту в стаканчик
  19. поставить стаканчик на место
  20. вытереть руки и лицо полотенцем
  21. опустить рукава

Вышел(а) без следов пасты

Подойти к зеркалу и посмотреть на своё отражение

Помыл(а) руки

  1. поднять рукава
  2. открыть кран
  3. поднести руки под струю воды
  4. выдавить жидкое мыло на руки/взять мыло
  5. намылить руки
  6. смыть мыло
  7. закрыть кран
  8. вытереть руки полотенцем
  9. опустить рукава

Умылся(ась)

  1. поднять рукава
  2. открыть кран
  3. поднести руки под струю воды
  4. сложить ладошки «лодочкой»
  5. наполнить ладошки водой
  6. удержать воду в ладошках
  7. поднести ладошки к лицу
  8. намочить лицо водой
  9. закрыть кран
  10. вытереть лицо и руки полотенцем
  11. опустить рукава

Причесал(а) волосы

  1. знать место своей расчёски
  2. взять расчёску
  3. поднести расчёску к волосам на голове
  4. провести расчёской по волосам сверху вниз
  5. положить расчёску на место

Прием еды

Сел(а) за стол

  1. взяться за спинку стула, и отодвинуть стул
  2. сесть на стул и повернуться к столу
  3. поставить ноги под стол

Попил(а) из бутылки

  1. взять бутылку
  2. поднести ко рту соску
  3. слегка наклонить бутылку ко рту

Использовал(а) ложку

  1. взять ложку
  2. зачерпнуть из тарелки пищу
  3. поднести ложку ко рту
  4. открыть рот, положить пищу в рот

Попил(а) из чашки, не проливая

  1. взять кружку
  2. поднести ко рту
  3. слегка наклонить кружку ко рту

Поел(а) из бутылки

  1. взять бутылку
  2. поднести ко рту соску
  3. слегка наклонить бутылку ко рту

Ел(а), не давясь пищей

  1. взять ложку
  2. зачерпнуть из тарелки пищу
  3. поднести ложку ко рту
  4. открыть рот, положить пищу в рот
  5. тщательно пережевать пищу

Откусывал(а) куски подходящего размера

  1. взять пищу в руку
  2. поднести ко рту
  3. открыть рот и откусить небольшой кусок

Проглатывал(а) перед тем, как положить в рот новый кусок

  1. положить пищу в рот
  2. переживать ее и проглотить
  3. положить пищу в рот

Использовал(а) салфетку

  1. взять салфетку
  2. поднести салфетку к лицу
  3. вытереть (протереть) остатки пищи с лица

Попил(а) из соломинки

  1. взять ёмкость с жидкостью
  2. поднести соломинку ко рту
  3. втянуть в себя жидкость и проглотить

Высидел(а) на стуле в течение всего приема пищи

  1. сесть за стол
  2. поесть
  3. встать изо стола

Встал(а) изо стола

  1. привстать со стула
  2. отодвинуть стул
  3. встать

Одевание

Застегнул(а) липучки

– взять верхнюю часть липучки и наложить ее на нижнюю часть

Застегнул(а) пуговицы

  1. взять пуговицу пальцами одной руки
  2. просунуть пуговицу в петлю
  3. вытянуть пуговицу через петлю пальцами другой руки

Застегнул(а) молнию

  1. взять пальцами одной руки кончик разъёмной части молнии
  2. другой рукой взять вторую часть разъёмной молнии
  3. соединить половинки молнии, подняв кончик молнии и вставив его полностью в патрончик
  4. одной рукой взяться за основание молнии, другой рукой взять язычок
  5. застегнуть молнию, потянув язычок вверх

Завязал(а) шнурки

  1. взять в руки вытянутые концы шнурка
  2. скрестите шнурки между собой
  3. кончик одного шнурка просунуть вниз
  4. сложить концы шнурка, как петельки-ушки
  5. перекрестить петельки
  6. одну петельку пропустить в получившееся отверстие
  7. потянуть за концы в разные стороны, чтобы бантик затянулся

Надел(а) свитер/кофту

  1. захватить кофту двумя руками внизу со стороны спинки
  2. натянуть кофту на голову и просунуть ее в горловину
  3. правой рукой захватили низ кофты спереди
  4. левую руку просунули в рукав
  5. левой рукой захватили низ кофты спереди
  6. правую руку просунули в рукав
  7. потянуть за низ кофты двумя руками до талии

Надел(а) штаны (теплые)

  1. взять штаны двумя руками за пояс
  2. сидя поочередно просунуть правую и левую ногу в штаны
  3. встать и натянуть штаны до бедер
  4. просунуть указательные пальцы обеих рук за пояс штанов и натянуть штаны до талии

Надел(а) куртку

  1. взять куртку двумя руками
  2. поочередно просунуть правую и левую руку в рукава
  3. натянуть куртку на плечи
  4. застегнуть молнию, кнопки, липучки

Надел(а) нижнее белье

Трусы:

  1. взять трусы двумя руками за пояс
  2. сидя поочередно просунуть правую и левую ногу в трусы
  3. встать и натянуть трусы до талии

Майка:

  1. захватить майку двумя руками внизу со стороны спинки
  2. натянуть майку на голову и просунуть голову в горловину
  3. правой рукой захватили низ майки спереди
  4. левую руку просунули в проём
  5. левой рукой захватили низ майки спереди
  6. правую руку просунуть в проём
  7. потянуть за низ майки двумя руками до талии

Надел(а) брюки/юбку

Брюки:

  1. взять брюки двумя руками за пояс
  2. сидя поочередно просунуть правую и левую ногу в брюки
  3. встать и натянуть брюки до талии
  4. застегнуть пуговицу и молнию

Юбка:

  1. захватить низ юбки двумя руками
  2. просунуть голову через юбку
  3. двумя руками дотянуть юбку до талии
  4. застегнуть пуговицу и молнию
  5. двумя руками поправить юбку

Надел(а) рубашку/блузку

  1. взять рубашку двумя руками
  2. поочередно просунуть правую и левую руку в рукава
  3. натянуть рубашку на плечи
  4. застегнуть пуговицы, начиная с верхней

Надела платье

  1. взять платье за подол двумя руками со стороны спинки
  2. натянуть платье на голову и просунуть голову в горловину
  3. правой рукой захватить низ платья спереди
  4. левую руку просунуть в рукав
  5. левой рукой захватили низ платья спереди
  6. правую руку просунуть в рукав
  7. потянуть за низ платья двумя руками и расправить его

Надел(а) носки/колготы

Носки:

  1. сидя взять носок за манжет (обратить внимание ребенка на то, чтобы пятка была снизу)
  2. вставить указательные пальцы в носок и растянуть его
  3. натянуть носок на ступню до пятки
  4. вставить большие пальцы внутрь носка и натянуть носок до конца

Колготы:

  1. взять колготки двумя руками за резинку;
  2. сесть на стульчик, всунуть поочередно ноги в чулки до колен
  3. встать и подтянуть колготки вверх до талии

Надел(а) шапку/кепку

  1. взять шапку снизу двумя руками
  2. натянуть шапку на голову

Надел(а) ботинки/туфли

  1. поставить расстёгнутый ботинок на пол перед ребенком
  2. вставить ногу в ботинок
  3. поместить указательный палец внутрь ботинка, туда, где задник
  4. натянуть ботинок на задник
  5. застегнуть застёжки (липучки, шнурки, молния)

Надел(а) сапоги

  1. поставить расстёгнутый сапог на пол перед ребенком
  2. вставить ногу в сапог
  3. натянуть сапог на задник
  4. застегнуть застёжки (липучки, молния)

Раздевание

Снял(а) нижнее белье

Трусы:

  1. взять трусы двумя руками за пояс
  2. Стоя стянуть с себя трусы

Майка:

  1. захватить майку двумя руками внизу
  2. стянуть майку через голову

Снял(а) брюки/юбку

Брюки:

  1. расстегнуть пуговицу и молнию, развязать шнурок (если имеется)
  2. стоя стянуть с себя брюки

Юбка:

  1. расстегнуть пуговицу и молнию (если имеется)
  2. стоя взять за подол юбки, и подняв её вверх, снять через голову

Снял(а) рубашку/блузку

  1. расстегнуть пуговицы на рубашке/блузке двумя руками
  2. поочередно вытащить правую и левую руку из рукавов

Сняла платье

  1. взять платье за подол двумя руками и потянуть вверх
  2. снять через голову

Снял(а) носки/колготы

Носки:

  1. сидя взять носок за манжет и стянуть его с пятки
  2. взять за мысок носка и стянуть носок с ноги

Колготы:

  1. стоя взять колготки двумя руками за резинку;
  2. стянуть колготы до колен
  3. сесть на стульчик, стянуть поочередно чулки до стопы
  4. взять за мысок колгот и стянуть с ноги

Снял(а) свитер/кофту

  1. захватить кофту двумя руками за горловину со стороны спинки
  2. стянуть кофту через голову
  3. поочередно стянуть правой рукой левый рукав, левой рукой — правый рукав

Снял(а) шапку/кепку

– взять рукой шапку/кепку и стянуть с головы

Снял(а) штаны (теплые)

  1. стоя взять штаны двумя руками за резинку;
  2. стянуть штаны до колен
  3. сесть на стульчик, стянуть поочередно штанины с ног

Снял(а) куртку

  1. расстегнуть липучки, кнопки, молнию на куртке
  2. поочередно вытащить правую и левую руку из рукавов

Снял(а) ботинки/туфли

  1. сидя расстегнуть застёжку
  2. придерживая рукой задник обуви, вытащить обувь

Снял(а) сапоги

  1. сидя расстегнуть застёжку
  2. придерживая рукой задник обуви, вытащить обувь

Расстегнул(а) липучки

– Взять верхнюю часть липучки и потянуть ее на себя

Расстегнул(а) пуговицы

  1. взять пуговицу пальцами одной руки, а второй рукой придерживать полочку одежды
  2. просунуть пуговицу в прорезь
  3. вытянуть пуговицу через прорезь пальцами другой руки

Расстегнул(а) молнию

  1. взять пальцами одной руки язычок молнии и потянуть вниз
  2. одной рукой придержать бегунок, а другой вытащить разъёмную часть молнии из патрончика

Развязал(а) шнурки

  1. потянуть за кончики шнурка
  2. развязать узел шнурка

Туалет

Нашел(а) туалетную комнату

Найти туалетную комнату, ориентируясь в пространстве (по словесной инструкции, опираясь на пиктограмму или самостоятельно)

Закрыл(а) дверь в туалет

  1. зайти в туалетную комнату
  2. взяться рукой за дверную ручку и закрыть дверь

Нашел(а) унитаз

В туалетной комнате найти унитаз (по словесной инструкции, опираясь на пиктограмму или самостоятельно)

Спустил(а) штаны перед использованием унитаза

  1. подойти к унитазу
  2. взять штаны двумя руками за резинку;
  3. стянуть штаны до колен

Использовал(а) туалетную бумагу

  1. взять в руки рулон туалетной бумаги
  2. отмотать необходимое количество бумаги
  3. оторвать бумагу и применить по назначению

Использовал(а) туалетную бумагу правильно

  1. взять в руки рулон туалетной бумаги
  2. отмотать необходимое количество бумаги
  3. оторвать бумагу и применить по назначению
  4. вытирать (части тела) до тех пор, пока бумага не будет чистой

Смыл(а) за собой

  1. встать с унитаза
  2. повернуться к бачку унитаза
  3. нажать кнопку смыва воды и удерживать ее
  4. дождаться смыва воды

Использовал(а) ершик для унитаза

  1. взять в руки ершик
  2. повернуться к унитазу
  3. опустить ершик в унитаз и произвести движение им внутри
  4. поставить ершик на место

Надел(а) штаны

  1. взять штаны двумя руками за пояс
  2. натянуть штаны до талии

Вышел(а) одетым

– Проконтролировать внешний вид в зеркале

Коммуникация

Поздоровался(ась)

  1. посмотреть в глаза собеседнику
  2. поздороваться, приемлемым для ребенка способом (словесно, жестом или с помощью карточки)

Дал(а) собеседнику понятный ответ

  1. посмотреть в глаза собеседнику
  2. ответить на поставленный вопрос вербально, жестом или карточкой

Обратился(ась) за помощью

  1. подойти к собеседнику, привлечь его внимание
  2. обратится за помощью вербально, жестом или карточкой

Выполнил(а) простую инструкцию

отреагировал на просьбу взрослого, выполнив требуемые действия

Выразил(а) свое желание понятным способом

  1. подойти к собеседнику
  2. привлечь к себе внимание
  3. выразить свое желание словесно, жестом или с помощью карточки

Выразил(а) негативные чувства приемлемым способом

сказать словесно, жестом или мимикой

Выразил(а) позитивные чувства приемлемым способом

сказать словесно, жестом или мимикой

Включился(ась) в деятельность, предложенную взрослым (игра, занятие, бытовые действия)

  1. подойти к взрослому
  2. выполнить действия, предложенные взрослым

Сам(а) предложил(а) взрослому совместную деятельность (игра, занятие, бытовые действия)

  1. подойти к взрослому, привлечь его внимание
  2. словесно, с помощью жеста и/или карточки предложить взрослому совместную деятельность
  3. показать взрослому интересующее его занятие (словесно, с помощью жеста и/или карточки)

Включился(ась) в деятельность, предложенную другими детьми (игра, занятие, бытовые действия)

  1. подойти к детям
  2. начать взаимодействовать с детьми

Сам(а) предложил(а) другим детям совместную деятельность (игра, занятие, бытовые действия)

  1. подойти к детям
  2. словесно или с помощью жеста предложить детям совместную деятельность
  3. показать детям интересующее его занятие (словесно или с помощью жеста)

Попрощался(ась)

1. посмотреть в глаза собеседнику

2. попрощаться, приемлемым для ребенка способом (словесно, жестом или с помощью карточки)

Безопасное поведение

Следовал(а) постоянно действующим запретам, установленным по месту проживания

– Не подходить к опасным местам

Последовал(а) временному запрету или ограничению, установленному в течении наблюдения

– Диагностирующий дает словесную или невербальную запрещающую инструкцию

– Ребенок следует временному запрету

Принял(а) лекарство

– Взрослый дает лекарство

– Ребенок принял лекарство

Выполнил(а) инструкции, связанные с рутинными действиями

– Диагностирующий дает словесную или невербальную инструкцию, связанную с рутинными действиями

– Ребенок выполняет инструкцию

Использовал(а) столовые приборы по назначению, без причинения вреда себе или другим

– В зоне видимости находятся столовые приборы

– Ребенок столовые приборы использует по назначению

Использовал(а) предметы и мебель по назначению, без причинения вреда себе или другим

С объектами мебели взаимодействовал без причинения вреда себе и другим

Использовал(а) бытовые приборы по назначению, без причинения вреда себе или другим

– Диагностирующий предлагает один из бытовых приборов

– Ребенок использовал его по назначению

Ответил(а) правильно на вопрос: «Какая вода?» (различил холодную и горячую, температуру воды регулировала взрослый)

– Ребенок дотронулся до воды, услышал вопрос

– Ответил на вопрос

Понял(а) запрещающий знак

*Важно!

Перед отработкой действия ввести запрещающий знак доступным способом

– Диагностирующий показывает запрещающий знак

– Ребенок последовал этому запрету

Сообщил(а) о своем плохом самочувствии понятным образом

– Ребенок привлек внимание взрослого и указал доступным способом о плохом самочувствии

Показал(а), что именно у него болит понятным образом

– Ребенок привлек внимание взрослого и указал доступным способом, что именно у него болит

Выполнил(а) действия по прямому указанию взрослого

– Диагностирующий дает четкие инструкции ребенку

– Ребенок выполняет эти инструкции

Остановился(ась) в выполнении действия по запрету взрослого

– Диагностирующий показал запрещающий знак

– Ребенок остановил свою деятельность

Передвижение

Передвигался(ась) внутри одного помещения

– Ребенок, передвигаясь внутри помещения, не задевает объекты в нем

Нашел(а) помещение по словесному указанию («Покажи, где у нас туалет? (спальня, коридор))

– Диагностирующий дает инструкцию «Покажи, где у нас туалет? (спальня, коридор)

– Ребенок показывает нужное помещение

Перешел(а) из одного помещения в другое

– Диагностирующий дает инструкцию

– Ребенок перемещается из одного помещения в другое

Лег(ла) в кровать

– Диагностирующий дает инструкцию

– Ребенок ложится в кровать

Встал(а) с кровати

– Диагностирующий дает инструкцию

– Ребенок встает с кровати

Сел(а) на пол

– Диагностирующий дает инструкцию

– Ребенок садится на пол

Встал(а) с пола

– Диагностирующий дает инструкцию

– Ребенок встает с пола

Изменил(а) положение лежа

– Диагностирующий дает инструкцию

– Ребенок меняет положение лежа

Изменил(а) положение сидя

– Диагностирующий дает инструкцию

– Ребенок меняет положение сидя

Изменил(а) положение стоя

– Диагностирующий дает инструкцию

– Ребенок меняет положение стоя

Самоорганизация

Выбрал(а) одежду, что бы одеться

Диагностирующий подводит ребенка к шкафу

Ребенок выбирает одежду, используя визуальную или словестную инструкцию

Выбрал(а) себе занятие в свободное время

*Важно!

Предварительная работа:

Диагностирующий наблюдает и анализирует, какие игры у ребенка являются любимыми

Подвести к шкафу (ящику) с игрушками

Ребенок выбирает любимое занятие или игру

Выбрал(а) из двух предметов (например, игрушек) один, в ответ на просьбу «Выбери, какой тебе больше нравится»

Подвести к шкафу (ящику) с игрушками

Ребенок выбирает любимую игрушку

Понял(а) вопрос: «Какое у тебя сегодня настроение?»

*Важно!

Предварительная работа:

Диагностирующий вводит карточки с изображением смайликов

Диагностирующий предлагает выбрать смайлик, соответствующий настроению ребенка

Ребенок выбирает нужный смайлик

Ответил доступным образом на вопрос: «Какое у тебя сегодня настроение?»

Диагностирующий задает вопрос

Ребенок отвечает на вопрос доступным способом

Узнал(а) себя на фотографии

*Важно!

Предварительная работа:

Сначала научить ребенка соотносить свое отображение в зеркале с собой.

Затем — соотносить себя с фотографией.

Диагностирующий дает инструкции «Найди свое фото»

Ребенок показывает себя на фотографии

Показал(а) место, на котором спит, в ответ на просьбу: «Покажи, где ты спишь»

*Важно!

Предварительная работа:

Научить ребенка узнавать свое спальное место по какому-нибудь символу, картинке или фото.

Диагностирующий дает инструкции «Покажи, где ты спишь»

Ребенок показывает свое спальное место

Показал(а) свои вещи, в ответ на просьбу: «Покажи свои вещи»

*Важно!

Предварительная работа:

Диагностирующий подводит к шкафу с вещами и просит показать свои вещи

Ребенок показывает, чем он любит заниматься

Сказал(а) или показал(а), чем любит заниматься, в ответ на вопрос: «Что ты любишь делать?»

*Важно!

Предварительная работа:

Наполнить индивидуальные ВОХы детей любимыми играми

Диагностирующий подводит к ящику с игрушками, и задает вопрос: «Что ты любишь делать?»

Ребенок показывает, чем он любит заниматься.

Литература:

  1. Буланова Н. О., Голованова Е. Н. и др. Мир без границ: Рекомендации по развивающему уходу за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и альтернативной дополнительной коммуникации — Москва: ЦПРИОК, 2021. — 53 с.
  2. Губанова Р. Г., Моисеева И. Е. и др. Мир без границ: Технологии развивающего ухода за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития и альтернативной дополнительной коммуникации — Москва: ЦПРИОК, 2021. — 53 с.
  3. Цветкова Г. Е. Формирование навыков самообслуживания у детей и подростков с проблемами развития: Методическое пособие. — СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семь», 2016. — 78 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рука, ребенок, левая рука, правая рука, рот, предварительная работа, инструкция, рукав, штаны, безопасное поведение.


Похожие статьи

Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС

В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Речевое развитие детей с нарушениями речи через музыкальную деятельность в системе дошкольного, школьного и профессионального образования

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта

В статье рассматривается проблема формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. В публикации раскрываются такие понятия, как «умственная отсталость» и «рефлексивные умения и навыки». В работе отмечается, что сформированн...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Похожие статьи

Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС

В статье рассматриваются методические подходы к формированию и развитию навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте 4–5 лет. Освещаются основные трудности, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, вклю...

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Речевое развитие детей с нарушениями речи через музыкальную деятельность в системе дошкольного, школьного и профессионального образования

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта

В статье рассматривается проблема формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. В публикации раскрываются такие понятия, как «умственная отсталость» и «рефлексивные умения и навыки». В работе отмечается, что сформированн...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Задать вопрос