Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра
Автор: Кочнева Татьяна Валерьевна
Научный руководитель: Зак Галина Георгиевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 03.05.2018
Статья просмотрена: 5097 раз
Библиографическое описание:
Кочнева, Т. В. Определение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Кочнева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14201/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье рассматривается опыт определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Автор делится своим наблюдением за уровнем сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Статья будет полезна для педагогов дошкольных учреждений комбинированного вида, педагогов начального общего образования, а также студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: мелкая моторика, навык самообслуживания, умеренная умственная отсталость, обучающийся, уровень развития, ближайшее окружение.
В настоящее время существует тенденция увеличения числа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра. Анализ литературы по теме исследования показывает, что у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра с трудом формируются гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Самообслуживание − обслуживание себя своими собственными средствами, без помощи других [4, с. 54].
По мнению В. Г. Нечаевой «самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические требования» [3, с. 34].
Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра характерна несформированность всех познавательных процессов. Очень часто у них обнаруживается полная беспомощность в самообслуживании и очень низкое владение гигиеническими навыками (или полное их отсутствие), а особенности развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра затрудняют их обучение в условиях группы.
Констатирующий этап экспериментального исследования проводился на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные общеобразовательные программы, «Центр «Дар». В нем были задействованы трое обучающихся, которым по заключению территориальной ПМПК рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа на основе учебного плана обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, имеющих расстройства аутистического спектра (сложный дефект).
Для определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования, была использована методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, предложенная Г. Г. Зак, О. Г. Нугаевой, Н. В. Шульженко [1, с. 54], в которой критерии оценивания сформированности навыков самообслуживания были адаптированы под обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра.
I.Изучение знаний обучающихся осебе ио предметах окружающего мира.
Для решения задачи изучения знаний обучающихся о себе и о предметах ближайшего окружения предлагается обследование возможности обучающегося соотносить предметы ближайшего окружения с их названиями, выявление знаний по темам: «Части тела», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы, необходимые для удовлетворения естественных потребностей». В соответствии с темами обучающимся предлагаются задания.
- Части тела:
— «Покажи, где руки (ноги, пальчики, рот)». Если обучающийся осуществляет связь между предметом и его наименованием, то дополнительно в задании требуется показать правую руку (ногу), левую руку (ногу).
- Одежда и обувь:
— «Покажи, где футболка (брюки, ботинки, сандалии)».
- Посуда:
— «Покажи, где чашка (ложка, тарелка, салфетка)».
- Мебель:
— «Покажи, где стол (стул, шкаф)».
- Предметы, необходимые для удовлетворения естественных потребностей:
— «Покажи, где мыло (полотенце, горшок)».
Критерии оценивания:
− соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями;
− не соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями.
II.Изучение развития мелкой моторики.
Для изучения мелкой моторики обследуются умения обучающихся застегивать и расстегивать «липучки», молнии, пуговицы, развязывать и завязывать шнурки. Обучающемуся предлагается на рамке с липучками расстегнуть и застегнуть «липучки», потом на рамке с молнией, затем на рамке с пуговицами и рамке со шнурками. Рамка лежит перед обучающимся на столе. В ходе выполнения заданий оценивается уровень развития мелкой моторики с учетом следующих оснований для анализа: понимание инструкции и выполнение задания в соответствии с инструкцией; уровень самостоятельности выполнения задания (самостоятельно или с помощью педагога, после демонстрации или в ходе подражания, выполнение «рука в руке»).
Критерии оценивания:
Выполнение заданий оценивается по трехбалльной шкале:
0 — обучающийся инструкции не понимает, в задании не ориентируется, самостоятельно задание не выполняет, даже после показа.
1 — обучающийся инструкцию понимает, ориентируется в задании, но не достигает цели, мелкая моторика развита слабо, обучающийся выполняет действия только с помощью взрослого («рука в руке»);
2 — обучающийся инструкцию понимает, ориентируется в задании, задание выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, мелкая моторика хорошо развита.
0–3 балла — низкий уровень развития мелкой моторики.
4–5 баллов — средний уровень развития мелкой моторики.
6–8 баллов — высокий (достаточный) уровень развития мелкой моторики.
III.Изучение сформированности навыков самообслуживания.
Для изучения сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра используется метод наблюдения за повседневной жизнью. Отмечались следующие навыки:
Навыки приема пищи:
– сесть за стол;
– пользоваться ложкой;
– пользоваться чашкой;
– вытирать рот салфеткой;
– убирать за собой посуду и задвигать стул.
Навыки удовлетворения естественных потребностей:
– проситься в туалет;
– сидеть на унитазе;
– ходить на унитаз;
– открывать кран с водой;
– брать мыло и намыливать руки, и тереть их друг о друга;
– смывать мыло;
– закрывать кран;
– вытирать руки полотенцем.
Навыки пользования одеждой и обувью:
– надевать брюки;
– надевать футболку;
– надевать куртку;
– застегивать молнию на куртке;
– надевать ботинки;
– снимать брюки;
– снимать футболку;
– снимать куртку;
– расстегивать молнию на куртке;
– снимать ботинки;
– убирать одежду в шкаф.
Критерии оценивания:
Состояние каждого навыка оценивается в баллах, количество баллов варьируется от 0 до 2.
0 баллов — навык отсутствует, все действия выполняются взрослым.
1 балла — выполнение навыка при незначительной помощи взрослого.
2 балла — навык сформирован.
0–25 баллов − низкий уровень сформированности навыков самообслуживания. Обучающиеся нуждаются в значительной помощи взрослого. Требуется работа по формированию навыков самообслуживания.
26–44 балла — средний уровень сформированности навыков самообслуживания. Обучающийся нуждается в развитии и повышении уровня навыков самообслуживания.
45–48 баллов — высокий (достаточный) уровень сформированности навыков самообслуживания.
Таким образом, для изучения уровня сформированности навыков самообслуживания обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра применяются методы беседы и наблюдения за повседневной жизнью. Для определения уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра применяется методика, описанная выше.
В результате диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследовании, было установлено, что только один обучающийся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями по 5 предъявленным темам, у двух обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра возникают трудности в соотношении предметов ближайшего окружения с их названиями.
Также выявлено, что у одного обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра развитие мелкой моторики на среднем уровне, у двух обучающихся — низкий уровень развития мелкой моторики.
У всех обучающихся вышеуказанной категории, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования уровень сформированности навыков самообслуживания на среднем уровне.
Коррекционная работа олигофренопедагога по повышению уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра должна быть направлена, в первую очередь, на развитие мелкой моторики.
Эффективной формой организации работы олигофренопедагога по повышению уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в сочетании с расстройствами аутистического спектра является индивидуальная форма работы.
Литература:
1. Зак, Г. Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Н. В. Шульженко // Специальное образование. — 2014. — № 1 (33). — С. 52–59.
2. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / А. Р. Маллер. — М.: Просвещение, 2003. — 123 с.
3. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская [и др.]; под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
4. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение, 1997. — 125 с.
Ключевые слова
мелкая моторика, обучающийся, умеренная умственная отсталость, навык самообслуживания, уровень развития, ближайшее окружениеПохожие статьи
Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...
Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройством аутистического спектра
Трудности в освоении образовательной программы проявляются у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) ввиду несформированности у них навыков социального взаимодействия, коммуникации и воображения, что приводит к неуспешности в познавательно...
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....
Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР
Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...
Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ
В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...
Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития
В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...
Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функци...
Компетентность педагогов в сфере формирования основ здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Статья посвящена изучению вопроса компетентности педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида в вопросах формирования основ здорового образа жизни у учащихся. Анализируется уровень готовности учителей к работе в данном направлении, основные т...
Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с наруше...
Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности
Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...
Похожие статьи
Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...
Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с расстройством аутистического спектра
Трудности в освоении образовательной программы проявляются у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) ввиду несформированности у них навыков социального взаимодействия, коммуникации и воображения, что приводит к неуспешности в познавательно...
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....
Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР
Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...
Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ
В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...
Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития
В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...
Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функци...
Компетентность педагогов в сфере формирования основ здорового образа жизни у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Статья посвящена изучению вопроса компетентности педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида в вопросах формирования основ здорового образа жизни у учащихся. Анализируется уровень готовности учителей к работе в данном направлении, основные т...
Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается вопрос комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Статья может быть полезна педагогам и специалистам, работающим с детьми с наруше...
Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности
Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...