Историческая журналистика как способ реализации просветительской функции на современном российском телевидении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 09.12.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Колбасов, С. А. Историческая журналистика как способ реализации просветительской функции на современном российском телевидении / С. А. Колбасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86480/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье анализируется историческая журналистика как один из способов реализации просветительской функции отечественного телевидения. Историческое направление на протяжении долгого времени существует в журналистике, и уже обособилось в категорию специализированного СМИ. Так как история является в первую очередь наукой, историческая журналистика включается в реализацию просветительских задач, стоящих перед современными медиа. Рассмотрение этапов развития отечественной исторической журналистики и современное состояние этого направления в СМИ помогают раскрытию темы.

Ключевые слова: историческая журналистика, просветительская функция, российское телевидение, современные медиа.

The article analyzes historical journalism as one of the ways to implement the educational function of domestic television. The historical trend has existed in journalism for a long time and has already become isolated in the category of specialized media. Since history is primarily a science, historical journalism is included in the implementation of educational tasks facing modern media. Consideration of the stages of development of Russian historical journalism and the current state of this trend in the media helps to reveal the topic.

Keywords: historical journalism, educational function, Russian television, modern media.

Изучение и осмысление вопросов истории крайне важно для современности. Узнавая своё прошлое, человек сегодняшний может лучше разобраться в собственной сложной, неоднозначной и подчас противоречивой природе, и основываясь на совокупности опыта, спрогнозировать будущее. Помимо этого, история к тому же просто является крайне интересной и увлекательной областью знаний. Именно поэтому исторические вопросы рассматриваются не только внутри научной дисциплины, тех или иных академических исторических течений и школ и просто некоего сообщества специалистов, но и интерпретируется для широкого круга аудитории, в том числе посредством СМИ.

Понятие «историческая журналистика» возможно трактовать в «узком» и «широком» смыслах. В первом случае «историческая журналистика» представляет собой специализированную (отраслевую) группу периодических изданий или аудиовизуальных программ в электронных СМИ, сфокусированную на исторической тематике и рассчитанную на широкую аудиторию. В «широком» же смысле под «исторической журналистикой» можно понимать любые журналистские материалы, касающиеся истории и представленные в любых типах СМИ. Таким образом, специализация на сфере исторического знания и ориентация на обширную аудиторию являются ключевыми в определении этого феномена особого журналистского творчества.

На разных этапах развития нашей страны освещение российской истории становилось значимой задачей различных типов СМИ, что обуславливалось процессом так называемой «социализации» исторических знаний. Однако совершенно закономерно, что в разные временные периоды под воздействием господствовавших в стране социальных, политических и идеологических факторов, а также уровня развития журналистики, концепции и приёмы интерпретации истории были различны.

В конце XIX — начале XX вв., в дореволюционной России наиболее действенным направлением СМИ в деле исторического просвещения было историко-литературное направление в исторической периодике, которое тогда и представляло собой «историческую журналистику» как специализированное направление. К подобным изданиям относятся журналы «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник» и т.п [2, с.49].

В первые десятилетия СССР по-прежнему продолжался выпуск специализированных журналов по истории, но под влиянием специфических реалий времени они стали носить характер академических изданий с довольно узкой политико-идеологической тематикой («Красный архив», «Пролетарская революция» и т. п.) [3, с.56]. Подобная трансформация произошла в следствие активной, тотальной идеологизации общественной жизни. Следующим этапом эволюционных изменений можно считать послевоенные годы, когда в СССР начала активно развиваться историческая публицистика главным образом патриотической направленности, которая была представлена в ведущих общественно-литературных журналах («Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия», «Наш современник»).

Глобальные изменения государственного устройства в период «перестройки» и «гласности» также повлияли на специфику отражения исторических сведений в СМИ. Историческая тема в это время стала одним из приоритетных направлений центральных печатных и электронных СМИ. Практически в каждой общественно значимой газете или журнале начали появляться свои исторические рубрики или разделы. А также на фоне общего возросшего интереса к прошлому произошло своеобразное возрождение феномена специализированного научно-популярного журнала по истории, прямого наследника дореволюционных историко-литературных журналов («Родина», «Наше наследие»).

В 1990-е гг. ведущую роль в трансляции и интерпретации знаний о минувшем начинает играть телевидение. Большинство крупных, ведущих телеканалов запустили свои «исторические проекты», разнящиеся концептуально и стилистически, но при этом имеющие общую направленность — освоение исторического материала. Наиболее заметными и выдающимся подобными проектами можно назвать программы «Намедни. Наша эра» и «Российская империя» Л. Г. Парфенова (НТВ), «Кто мы?» Ф. В. Разумовского (Культура), цикл программ «Загадки истории» Э. С. Радзинского (ОРТ), «Исторические хроники c Николаем Сванидзе» (РТР). Позднее, уже 2000-х гг. историческая тема на телевидении получила ещё более широкое жанровое воплощение — появились первые исторические ток-шоу, представляющие собой открытую телевизионную дискуссию сторонников противоположных мнений о явлениях и событиях отечественной и мировой истории. Такими программами стали «Суд времени», «Исторический процесс», «Красный проект» и др. [6, с.110].

История — это наука, а следовательно телевизионные проекты, её интерпретирующие, автоматически включаются в просветительскую миссию журналистики. В настоящее время отражение прошлого происходит как в печатных СМИ — количество научно-популярных журналов по истории велико и продолжает увеличиваться, так и на телевидении. В сфере «специализированной исторической журналистики» идёт активный процесс типологической дифференциации изданий в соответствии с тематикой, целевой аудиторией, формами и методами подачи материала [4, с.71].

Однако истинное значение и формат историко-просветительской функции СМИ по-прежнему находится в стадии определения и осмысления. Но однозначно то, что современные медиа имеют очень мощный потенциал для реализации просветительских целей. И через сферу исторических знаний электронные СМИ имеют и возможность их осуществления, и также могут способствовать целям исторического образования. Однако, нынешнее просветительское направление телевидения, в том числе и историческая его область, имеет ряд определённых проблем. Первая заключается в том, что просветительские телевизионные проекты значительно уступают по охвату и вовлечённости аудитории более популярным жанрам и направлениям, в частности развлекательным, политическим, драматическим и т. д. Вторая проблема является следствием первой — построение сетки эфирного программирования происходит с учётом современных телевизионных реалий, и просветительские программы оттесняются на менее популярное время — утренние часы, ночное время будних дней и т. п. Третья проблема опять же наследует первым двум и заключается в планомерном ухудшении соответствующих проектов — руководство каналов меньше в них заинтересованы, осуществляется низкое бюджетирование, продукт реализуется на невысоком уровне и не отвечает требованиям современной аудитории. Таким образом программы о науке и культуре, искусстве, истории, будучи крайне важными для поддержания общественных и духовных ценностей, всё же оказываются в слабой позиции в высококонкурентной, рейтинговой среде СМИ [5, с.61]. В результате чего можно прийти к выводу, что просветительское направление телевидения в целом, и историческая направленность в частности, сейчас требуют серьёзного реформирования, качественного обновления в соответствии с особенностями зрительского восприятия. Сегодняшние телевизионные СМИ имеют достаточно мощные рычаги и приёмы воздействия на аудиторию, но их нужно грамотно, актуально и эффективно использовать в просветительской работе [1, с.93].

Сегодняшние СМИ конвергентны, в медиасреде просматриваются тенденции слияния разных жанров и типов журналистики, синтеза самых различных информационных потоков, гибридизации форм, открытие «новых территорий». Всё это предоставляет человеку новые возможности получения информации и освоения знаний. Нынешнее положение и характер современной медиасферы можно без преувеличения назвать новой эпохой, и с уверенностью можно сказать, что просветительская функция в этой новой эпохе крайне важна и даже необходима, и она имеет широкие возможности реализации и творческого воплощения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что активно меняющееся телевидение тем не менее сохраняет свои глубинные механизмы и основные функции, важнейшей из которых по-прежнему остаётся культурно-просветительская функция. Новый формат электронных медиа не только не растратил потенциала её реализации, но и, наоборот, преумножил его. Этими новыми возможностями на данном этапе следует наиболее эффективно распорядиться, чтобы подача популяризаторских, просветительских программ была близка, понятна и актуальна для сегодняшней аудитории. Историческая тематика — одно из древнейших из осуществляемых в СМИ направлений, и оно также служит идеям просвещения. Поэтому сегодня однозначно стоит обращаться к трансляции, интерпретации, обсуждению важнейших сведений о прошлом, которые очень много могут рассказать о нас сегодняшних, но приниматься за эту серьёзную задачу нужно вооружившись самыми современными и актуальными инструментами и приёмами.

Литература:

  1. Гегелова Н. С. Культурная миссия российского телевидения // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. — 2010. — № 2. — 174 с.
  2. Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учебное пособие / Н. А. Голядкин. — М.: Аспект пресс, 2017. — 204 c.
  3. Козлова, М. М. Средства массовой информации. Исторический аспект / М. М. Козлова. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2019. — 120 c.
  4. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика / А. В. Колесниченко. — М.: Издательство МГУ, 2018. — 192 c.
  5. Плониш, В. Ю. Теория и практика массовой информации / В. Ю. Плониш. — М.: ИВЭСЭП, 2019. — 168 c.
  6. Ущиповский С. Н., Кругликова О. С. Российская историческая журналистика: Учебно.-метод. пособие. 2-е изд. М.- Берлин: Директ-Медиа. 2015, — 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): историческая журналистика, история, просветительская функция, СМИ, журнал, историческая тематика, проект, том.


Ключевые слова

просветительская функция, историческая журналистика, российское телевидение, современные медиа
Задать вопрос