Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Практика соблюдения запрета органами прокуратуры на подмену деятельности иных контролирующих субъектов

Юриспруденция
26.11.2021
895
Поделиться
Библиографическое описание
Иванченко, Е. А. Практика соблюдения запрета органами прокуратуры на подмену деятельности иных контролирующих субъектов / Е. А. Иванченко, А. А. Бердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85992/.


Статья посвящена проблеме практики соблюдения запрета органами прокуратуры на подмену деятельности иных контролирующих субъектов. Раскрыты основные факторы, влияющие на практику соблюдения запрета на подмену деятельности контролирующих субъектов.

Ключевые слова: органы прокуратуры, подмена деятельности, иные контролирующие органы, законодательство, контролирующие субъекты.

В данной статье авторы хотели бы затронуть основные аспекты практики соблюдения запрета органами прокуратуры на подмену деятельности иных контролирующих субъектов и аргументировать свою позицию относительно этой темы.

Современные тенденции развития и становления социально ориентировочной рыночной экономики, гражданского общества и верховенства закона в Российской Федерации явились причиной прогрессивной законодательной и законотворческой деятельности. Как правило, субъектами данной деятельности выступают органы государственной власти, местного самоуправления и иные должностные лица. Именно стремительное развитие законодательного строя выявило потребность разграничения полномочия правоохранительных органов и установления принципа невмешательства.

Согласно ст. 4 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами, при этом действуют гласно и информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

В соответствии со ст. 5 закона воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

В силу ст. ст. 21, 22, 26, 27 закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, и при наличии оснований прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Так, при выявлении нарушений закона прокурор вносит представление об устранении нарушений закона, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд за защитой прав граждан, государственных и общественных интересов, неопределенного круга лиц. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

Также ст. 4 Закона о прокуратуре раскрывает принципы деятельности прокуратуры Российской Федерации, при этом не указывает в своем содержании принцип невмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность субъектов, но нужно сказать, что он при этом несколько раз упоминается в других положениях данного закона

На наш взгляд, будет верным соблюдение органами прокуратуры правил определения полномочий и совершение деятельности в пределах этих полномочий. Следовательно, при таких условиях, не возникнет спорных ситуаций. Кроме того, на наш взгляд, является необходимым разграничения оперативно-хозяйственной деятельностью и деятельностью, являющейся предметом надзора, а также установить пределы их компетенций. Необходимость данного разграничения обусловлена отсутствием конкретного юридического определения понятия и сущности производственно-хозяйственной деятельности.

Если рассуждать о разграничениях данных определений на уровне научного анализа, то можно предположить, что слова «оперативный» и «хозяйственный» носят правильную смысловую нагрузку употребляясь как «оперативно-хозяйственная деятельность», в том случае, если их рассматривать в следующих значениях.

Прибегая к статистическим данным, мы видим, что за 2019 год на территории Российской Федерации прокуратурами субъектов предложено около 374 решений по улучшению содержания нормативно-правовых актов в рассматриваемой области.

Приведем пример из судебной практики Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 N 04АП-5769/2020 по делу N А10–3020/2020

Содержание законодательных актов позволяет нам установить, что в полномочия прокуратуры не входит проведение проверок продавцов на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства. Решение о привлечении к ответственности, принятое по результатам такой проверки, может быть отменено в судебном порядке. В результате проверки индивидуального предпринимателя сотрудниками прокуратуры в принадлежащем ему магазине выявлены несколько нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Индивидуальным предпринимателем было обжалование в суд вышестоящей инстанции, и его жалоба была удовлетворена.

Основанием удовлетворения жалобы истца суд определил, что информация, которой руководствовалась деятельность прокуратуры по данному делу не относится к ее компетенции. Помимо этого, суд отметил, что дана проверка должна быть проведена Роспотребнадзором. Т. е., как уже было нами отмечено выше, прокуратура Российской Федерации не в праве заменять деятельность иных государственных органов и должностных лиц. Еще одним нарушением со стороны действий прокуратуры Российской Федерации было отсутствие предварительного уведомления предпринимателя о предстоящей проверке.

Таким образом, у прокуратуры не было оснований для проведения проверки, и решение о наказании, вынесенное по ее результатам, должно быть отменено, поскольку оно было незаконным.

Подводя итоги, можно сказать, что в данной сфере остается много нерегулируемых на законодательном уровне положений, которые влекут за собой разграничения в подходах к пониманию соблюдения запрета органами прокуратуры на подмену деятельности иных контролирующих субъектов. Однако нельзя и не отметить, что правотворческая деятельность органов прокуратуры вносит довольно значительный вклад в процесс законотворчества. Что, собственно, не может не влиять положительно на редактирование законов и принятие новых.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»: [справочная правовая система]. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2021)
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 5. Ст. 4
  3. Шевченко В. Ю. Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан: Дис. … канд.юрид.наук. Саратов, 2009
  4. Завалунов А. Н. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Законность. 2018. № 12. С. 7–9.
  5. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 № 04АП-5769/2020 по делу № А10–3020/2020 [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»: [справочная правовая система].URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAPS004&n=90689#Sa2NapSW02HjAYsN1 (дата обращения: 10.11.2021)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
органы прокуратуры
подмена деятельности
иные контролирующие органы
законодательство
контролирующие субъекты
Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 240-242):
Часть 4 (стр. 237-313)
Расположение в файле:
стр. 237стр. 240-242стр. 313

Молодой учёный