Нормативное правовое регулирование правозащитной деятельности органов прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 14.01.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мутовкина, П. А. Нормативное правовое регулирование правозащитной деятельности органов прокуратуры / П. А. Мутовкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121756/ (дата обращения: 16.01.2025).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает правозащитную деятельность органов прокуратуры, их полномочия, функции, нормативно-правовое регулирование.

Ключевые слова: прокуратура, правозащитная деятельность, регулирование, право, полномочия.

В современном мире неоднозначное положение в системе органов государственной власти занимает прокуратура Российской Федерации. Нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов позволяют прокуратуре быть инструментом сдержек и противовесов в механизме разделения властей. Именно поэтому прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти. Она лишь способствует хорошему функционированию системы государственных органов. Но если опустить тот факт, что прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, то можно сделать вывод, что прокуратура находится в тесном взаимодействии с органами государственной власти. Их объединяет то, что они решают общие задачи, которые стоят перед государством. Данный факт подтверждает статья 129 Конституции Российской Федерации [1].

Проводя анализ правового регулирования статуса прокуратуры, стоит обратиться к статье 71 Конституции Российской Федерации. Из данной нормы следует, что прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о»). Но эта же статья относит также и федеральную государственную службу к исключительному ведению Российской Федерации (п. «т»). Отсюда следует, что положения статей 71 и 129 Конституции Российской Федерации позволяют сделать вывод, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются только федеральным законодательством [5].

Правовой основой деятельности прокуратуры является Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2]. В статье первой указываются элементы прокурорской системы и ее звенья. Так, в данной статье дается определение прокуратуры Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Существенное влияние на укрепление правового статуса прокуратуры и важности роли в жизни государства, оказало принятие Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [6].

Как показывает анализ, полномочия прокуратуры закреплены в многочисленных нормативных правовых актах, к которым можно отнести Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Следует отметить то обстоятельство, что нормы, которые, так или иначе, регулируют деятельность прокуратуры, в основном дублируют положения Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации». К примеру, это Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ст. 52), Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ст. 24), Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ст. 21) и др.

Но есть и некоторые законы, которые определяют дополнительные направления, которые касаются надзорной деятельности прокуроров со специфическими полномочиями. Яркий пример этому Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ и Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Отдельного внимания заслуживают подзаконные акты, регулирующие правозащитную деятельность прокуратуры. В статье 17, а именно в пункте 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает право Генерального прокурора Российской Федерации на издание подзаконных актов: приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции. Они касаются организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации, а также затрагивают вопросы порядка материальных и социальных выплат работникам.

Подзаконные акты издаются по наиболее важным вопросам организационной деятельности прокуратуры. Так, приказы Генерального прокурора Российской Федерации носят ведомственный характер. Они принимаются по самым основным, приоритетным вопросам деятельности органов прокуратуры. Указания, в большинстве случаев, затрагивают узкие сферы деятельности органов прокуратуры. Распоряжения регулируют вопросы, которые связаны в основном с разовым применением. Инструкции издают при реализации конкретных видов направлений деятельности. Например, инструкции регулируют порядок хранения и заполнения документов, организацию делопроизводства и др.

Издание приказов Генерального прокурора обусловлено необходимостью повышения эффективной реализации полномочий и совершенствования работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 января 2021 года № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» [3] устанавливает еще одну задачу прокурора. К ней относиться обеспечение защиты, а также восстановление нарушенных прав человека и гражданина. Также вышеназванный приказ устанавливает обязанность прокурора обеспечить законность на всех стадиях судопроизводства [4].

Вышеназванный приказ закрепляет процедуру обращения прокурора в суд, а также его полномочия на всех стадиях судебного заседания. Приказ четко определяет порядок дачи заключений по гражданским делам. К примеру, недопущение дачи заключений в делах, где прокурор выступает в качестве истца, ответчика, заинтересованного или третьего лица.

В приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 января 2021 года № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» содержится перечень обязанностей прокурора, которые обеспечивают его участие в гражданском и административном судопроизводстве. Они находят свое проявление в отдельных нормах Федерального закона «О прокуратуре РФ». К таким нормам относиться непосредственное участие прокурора в делах, вступление в процесс на любой стадии и др.

Таким образом, прокуратура представляет собой самостоятельный, независимый государственный орган власти и занимает обособленное место в системе разделения властей.

В настоящее время возрастает роль специализированных прокуратур, правой статус которых должен быть детально урегулирован. Именно в этом направлении должно развиваться нормативное правое регулирование организации и деятельности прокуратуры.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237; СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416;
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации»// Российская газета. 1992. № 39;СЗ РФ. 2024. № 41 Ст. 6059;
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 N 2 (ред. от 19.10.2022) «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве»// Законность. 2021. № 2;
  4. Коммисарова А. О., Калыгина А. А. Основания участия прокурора в гражданском процессе // Вестник магистратуры. 2016. № 7(58). С. 152- 154;
  5. Смирнов А. Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации //Актуальные проблемы российского права. — 2017. — №. 1 (74). — С. 215–221.
  6. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СПС Консультант Плюс.


Задать вопрос