На обложке изображена Мэри Уитон Калкинс (1863–1930),
американский философ, психолог.
Калкинс родилась в 1863 году в Хартфорде,
штат Коннектикут. Бо́льшую часть своего образования она получила в Массачусетсе,
куда переехала с семьей. Отец Мэри, Уолкотт Калкинс, был протестантским
священником, а мать, Шарлотта Уитон, — общественной активисткой. В
1882 году Мэри поступила в Смит-колледж на второй курс, однако ей пришлось
взять академический отпуск в 1883 году из-за смерти сестры. В течение
этого года она также занималась обучением двух своих братьев и изучала
греческий язык. В 1884 году Мэри вернулась в колледж для продолжения
обучения по специальности «классическая философия». Затем она продолжила
обучение в Гарвардском университете. Гарвард не принял Калкинс в качестве
студентки, разрешив ей только присутствовать на лекциях. Мэри была первой
женщиной, завершившей все курсовые работы, экзамены и исследования для
получения докторской степени, и именно она считается первой женщиной,
получившей докторскую степень в области психологии.
В начале 1890-х годов Калкинс училась
у самых именитых философов и психологов того времени, в том
числе у Хьюго Мюнстерберга и Уильяма Джеймса. Мюнстерберг утверждал,
что Калкинс «была самой способной студенткой в его лаборатории с тех
пор, как он приехал в Гарвард». В то время она и заинтересовалась
темой ассоциаций. В ходе своих исследований Калкинс создала метод
правильных ассоциаций, известный теперь как «метод парных ассоциаций», который
заключался в соединении двух несвязанных слов: слова-стимула и слова-реакции.
Она также предложила теорию самопсихологии, исходя из идеи, что психология
основана на сознательном «я».
Мэри Уитон Калкинс была одной из первых,
кто считал, что психология личности должна быть в центре внимания
психологии как науки. Ее исследование началось с утверждения, что личность
невозможно определить. Описание личности, по ее мнению, включало в себя
личность, которая остается неизменной, личность, которая меняется, личность,
которая уникальна, личность, которая представляет собой единство восприятия,
воспоминаний, мыслей и чувств, и, наконец, личность, которая связана
с более широким социальным и физическим сообществом, в котором
она живет.
Таким образом, Калкинс разделила описание
личности на различные части единого целого. Ей удалось внедрить свои
представления о самопсихологии в персоналистическую интроспективную
психологию, полагая, что имперсональные интроспективные психологи упускают из
виду себя как определение психологии. Из-за этого персоналистическая
интроспективная психология не могла внести вклад в социальную психологию,
в которой, по мнению Калкинс, знания о себе были важны. Позже она
связала самопсихологию с другими аспектами психологии, включая бихевиоризм
и психоаналитическую психологию.
Вера Калкинс в «я» привела ее к тому,
что она связала психологию «я» с душой. В то время как другие области
науки, например биология, отвергали душу как концепцию, противопоставляя ей
саму жизнь, Калкинс утверждала, что душа — это сознательное существо,
которое следует рассматривать как «я». Сосредоточенность Калкинс на душе внутри
«я» привела ее к предположению, что мораль и религия тесно связаны
с социальной психологией.
Под наставничеством Сэнфорда Калкинс начала
исследовательский проект, изучающий содержание снов, которые записывались
в течение недели. Она записала 205 снов, а Сэнфорд — 170. Они
просыпались с помощью будильников в разное время ночи и записывали
свои сны в момент пробуждения. Они спали с блокнотами прямо у своей
кровати, чтобы иметь возможность как можно быстрее записывать любые сны. Каждое
утро они изучали все записи, независимо от того, незначительными они казались или
значимыми. Калкинс объяснила в своей автобиографии, что сон «просто
воспроизводит в целом людей и места недавнего чувственного восприятия»
и что «он редко ассоциируется с тем, что имеет первостепенное
значение в чьем-либо бодрствующем опыте». Другой вывод Калкинс и Сэнфорда
предполагает потерю идентичности во сне как «не потерю, а изменение или
удвоение самосознания».
Зигмунд Фрейд цитировал ее исследования
при создании своей концепции сновидений. Она же утверждала, что фрейдистов
в то время лишь «поверхностно интересовало явное содержание» сновидений. Монтанжеро
и Каваллеро, которые провели исследование в 2015 году, предполагают, что
последовательные события снов участников правдоподобны лишь частично, и часто
кажется, что они никак не связаны друг с другом. Это говорит о том,
что сны не имеют скрытого значения, и подтверждает выводы первоначального
исследования сновидений Калкинс.
За свою карьеру она написала четыре книги
и более сотни научных публикаций по философии и психологии. Калкинс
не только стала профессором психологии в Уэлсли, но и получила
признание за создание первой психологической лаборатории в Американском
женском колледже. Она была избрана президентом Американской психологической
ассоциации, став первой женщиной на этом посту. Также она попала в топ-50
психологов того времени.
Мэри Уитон Калкинс вела свои исследования
в непростой для Соединенных Штатов период, отмеченный огромными
социальными и культурными изменениями. На протяжении всей своей карьеры
Калкинс сталкивалась со значительными препятствиями и дискриминацией из-за
того, что работала в сфере, где доминировали мужчины. Однако она не
сдавалась и в результате добилась значительных успехов в области
психологии, которые и по сей день продолжают оказывать влияние как на
исследования, так и на практику.