В статье затрагиваются вопросы становления и развития государственного управления. Рассматривается в хронологическом порядке динамика развития государственно-правовых процессов, их закономерности и особенности, структура государственного управления в России и в мире.
Ключевые слова: государственное управление, правительство, история, развитие.
The article touches upon the issues of the formation and development of public administration. The dynamics of the development of state and legal processes, their patterns and features, the structure of government in Russia and in the world are considered in chronological order.
Key words: state governance, government,history, development.
Государственное управление — характерная черта всех народов, независимо от их системы правления. В странах государственное управление осуществляется на центральном, промежуточном и местном уровнях. Действительно, взаимоотношения между различными уровнями управления внутри одной нации представляют собой растущую проблему государственного управления.
В большинстве стран мира создание высококвалифицированных административных, исполнительных или директивных классов сделало государственное управление отдельной профессией.
Государственное управление имеет древние корни. В древности египтяне и греки организовывали государственные дела по должности, и главные должностные лица считались ответственными за отправление правосудия, поддержание закона и порядка и обеспечение изобилия. Римляне разработали более сложную систему под своей империей, создав четкую административную иерархию для правосудия, военного дела, финансов и налогообложения, иностранных дел и внутренних дел, каждая со своими собственными главными должностными лицами государства. Сложная административная структура, позже имитируемая Римско-католической церковью, охватывала всю империю с иерархией офицеров, подчиняющихся императору через своих начальников. Эта сложная структура исчезла после падения Западной Римской империи в V веке, но многие из ее практик продолжались в Византийской империи на востоке, где правила государственной службы нашли свое отражение в уничижительной форме [2].
С середины XIII века в качестве основных органов управления государственными делами начали появляться три института: высший суд (происходящий в основном из канцелярии), казначейство и коллегиальный королевский совет. Однако в Англии и Франции такие тела появились только в начале XIV века. В Бранденбурге, которым управлял курфюрст (князь с правом избирать императора Священной Римской империи) и который позже лег в основу прусского государства, они стали отдельными образованиями только в начале XVIII века.
На протяжении XX века изучение и практика государственного управления были в основном прагматичными и нормативными, а не теоретическими и свободными от ценностей. Это может объяснить, почему государственное управление, в отличие от некоторых социальных наук, развивалось без особого внимания к всеобъемлющей теории. Лишь в середине XX века и до распространения теории бюрократии немецкого социолога Макса Вебера теория государственного управления не вызвала большого интереса. Однако большая часть последующей бюрократической теории была адресована частному сектору, и было мало усилий связать организационную теорию с политической.
Важным принципом государственного управления является экономия и эффективность, то есть предоставление государственных услуг с минимальными затратами. Обычно это было заявленной целью административной реформы. Несмотря на растущую озабоченность по поводу других ценностей, таких как отзывчивость на общественные потребности, справедливость и равное обращение, а также участие граждан в принятии государственных решений, эффективность по-прежнему остается главной целью.
В своем стремлении к эффективности и совершенствованию государственное управление часто сосредотачивалось на вопросах формальной организации. Принято считать, что административные недуги можно хотя бы частично исправить путем реорганизации. Многие организационные принципы возникли в вооруженных силах, некоторые — в частном бизнесе. К ним относятся, например: организация департаментов, министерств и агентств на основе общих или тесно связанных целей, объединение схожих видов деятельности в отдельные подразделения, приравнивание ответственности к полномочиям, обеспечение единства команда (только один руководитель для каждой группы сотрудников), ограничение количества подчиненных, подчиняющихся одному руководителю, дифференциация линейная (операционная или конечная) деятельность персонала (консультативная, консультативная или вспомогательная) деятельность, использование принципа управления в порядке исключения (на первое место выносится только необычная проблема или случай) и наличие четкая цепочка подчинения вниз и ответственности вверх [4].
В дополнение бюджет стал основным инструментом планирования будущих программ, определения приоритетов, управления текущими программами, установления связи между исполнительной и законодательной властью, а также развитие контроля и подотчетности. Соревнование за контроль над бюджетами, особенно в западном мире, началось много веков назад и временами было главным взаимоотношением между монархами и их подданными. Современная исполнительная бюджетная система, в которой исполнительная власть рекомендует, законодательная власть присваивает, а исполнительная власть контролирует расходы, возникла в Британии XIX века. В Соединенных Штатах в ХХ веке бюджет стал основным средством законодательного надзора за администрацией, исполнительного контроля над департаментами и ведомственного контроля над подчиненными программами. Он взял на себя аналогичную роль во многих развивающихся странах мира.
История государственного управления в России в своих истоках восходит к VIII–IX вв., когда формировалось государство Русь.
Возникновению Древнерусского государства предшествовало складывание ранних политических образований. В восточных источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба, Славия, Артания. Нахождение и размеры этих центров вызывают споры среди ученых.
В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия. В 882 г. после завоевания Киева князем варяжского происхождения Олегом из Новгорода два крупнейших политических центра древних славян (киевский и новгородский) объединились, образовав Древнерусское государство. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. С конца IX до начала XI в. Киевская Русь включила в себя территорию других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей.
В основе процессов формирования системы государственного управления в России в период становления и развития феодального общества лежат те же тенденции, которые были свойственны политическому развитию западноевропейского Средневековья (V–XVII вв.). Общая тенденция состояла в переходе от примитивных варварских государств с партикулярным (местным) правом к крупным централизованным государствам-нациям и общенациональному праву, новой политической и правовой культуре, основанной на мировых религиях [3].
В Российской Федерации государственное управление является одной из форм государственной деятельности, сущность которой состоит в осуществлении его субъектами (прежде всего органами исполнительной власти) нормативно определенных функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий.
Подводя итоги, можно сказать, что многовековой путь развития государственного управления доказал его общесоциальную ценность и незаменимость. Несмотря на имеющие место точки зрения об избыточности или ненужности государственного управления и государства вообще, его устарелости в условиях глобализации, последнее по-прежнему является основным средством организации общественной̆ жизни и обеспечения ее безопасности и направленности.
Литература:
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. М.: Омега-Л, 2006.
- Клименко А. И. Классовая теория права в современных реалиях: национальное и международное право // Исторический материализм и диалектика в теоретико-правовых и историко-правовых исследованиях: сборник статей конференции, посвященной памяти профессора В. М. Курицына. М., 2020. С. 36.
- Россинский Б. В. Административно-правовые аспекты государственного управления в России. Системные подходы: монография. М.: Норма: ИНФРА-М., 2020.
- Халипова Е. В., Керимов А. Д. Исполнительная власть в государственном механизме (вопросы теории) // Государство и право. 2015. N 2. С. 21.