В данной статье рассмотрены проблемные аспекты взаимодействия государственного и муниципального управления, выделены основные проблемы и предложены пути их решения.
Ключевые слова: государственное управление, муниципальное управление, взаимодействие с органами власти, местное самоуправление.
На современном этапе в Российской Федерации ведется активный поиск оптимальных форм муниципального строительства, а также методов соединения интересов государства и муниципальных образований. В связи с этим особенно актуальное значение в современный период приобретает проблема совершенствования взаимоотношений государственных и местных органов.
Под государственным управлением подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, что обеспечивает целенаправленное и эффективное функционирование муниципалитетов. Нельзя отрицать тот факт, что без отлаженного механизма их взаимодействия невозможно эффективное управление во всех публичных сферах. Однако в системе местного самоуправления проблемы эффективности не решаются должным образом.
Следует выделить основные проблемные аспекты взаимодействия государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь нужно назвать такую проблему, как недостаточность четкого разделение полномочий между всеми органами власти. Так, по мнению Е. Н. Сидоренко и М. В. Ширинова «это одна из основных причин, которые вызывают необходимость изучение административной и муниципальной реформы. Передача решающих полномочий на муниципальный уровень требует их ресурсного обеспечения, которое явно недостаточно, что лишает муниципалитеты инициативности и самостоятельности» [1, с. 104].
По мнению Рязанцевой Ю. С. «Конституция РФ прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т. е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (ч. 2 ст. 132; ч. 2 ст. 15). Это противоречит самой сущности местного самоуправления и положениям ст. 12 Конституции РФ. На сегодня актуальной остается проблема соотношения федерального и регионального законодательств в сфере регулирования организации местного самоуправления. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов является определение общих принципов организации местного самоуправления. Федеральный уровень не наделен исключительным правом регулировать все вопросы организации местного самоуправления» [2, с. 228].
В. В. Медведев, Е. С. Татаринова и М. В. Титова анализируя проблемные аспекты взаимодействия государственного и муниципального управления, отмечают, что «используемый в государственном и муниципальном управлении программно-целевой подход на настоящее время могут не иметь пересекающихся задач, а, соответственно, целевых показателей. Данная ситуация приводит к тому, что при оценке показателей каждого конкретного муниципалитета, невозможно сформировать систему оценки социального и экономического положения региона. Важной является задача взаимоувязывания работы регионального и муниципального уровня власти в конкретных сопоставимых между собой показателях. И, хотя имеются соответствующие нормативные акты с указанием показателей, оценивающих деятельность муниципального и регионального уровней, необходимо формирование системы ежегодных соглашений, где эти показатели будут четко прописаны. Такие соглашения должны стать документом, в соответствии с которым годовые итоговые показатели помогут оценить динамику и принимать решения согласованно на государственном и муниципальном уровне на дальнейшую перспективу» [3, с. 142].
Таким образом, на основании проведенного исследования мнений, основными проблемами эффективного взаимодействия государственной и муниципальной администрации являются:
– отсутствие чёткого разграничения полномочий между ними;
– недостаточность у муниципалитетов ресурсной базы для выполнения переданных полномочий;
– отсутствие четких взаимоувязанных показателей, с помощью которых можно было бы оценить деятельность региональных и муниципальных властей.
Для достижения высокого уровня взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо, чтобы при взаимодействии соблюдались требования гласности и законности, контроль над деятельностью органов местного самоуправления был упрощен, а также упрощена процедура предоставления отчетов.
Несомненно, повышение качества взаимодействия между федеральными, региональными и местными органами власти будет способствовать разработке более четких правовых норм, закрепленных как в федеральных законах, так и в соглашениях о сотрудничестве между различными органами [4, с. 21–22].
Итак, необходимо заключить, что решить ряд проблем в области государственного и муниципального управления некий общий закон, который бы регламентировал принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления. Такой закон мог бы именоваться «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации» или «О вопросах взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Так же, необходимо на постоянной основе проводить мероприятия в области совершенствования правой культуры среди государственных и муниципальных служащих, в том числе по вопросам взаимодействия государственного и муниципального управления.
В заключении, хотелось бы отметить, что государственное управление и местное самоуправление — это два взаимодействующих уровня власти, обеспечивающие руководство государством и его субъектами. Их взаимоотношения предопределяют успех государственного управления.
Литература:
- Сидоренко, Е. Н., Ширинов, М. В. Проблемы взаимодействия государственного и муниципального управления / Е. Н. Сидоренко, М. В. Ширинов // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 1–2 (71). — С. 104–106.
- Рязанцева, Ю. С. Особенности взаимодействия государственной и муниципальной власти в современной России / Ю. С. Рязанцева // Материалы Афанасьевских чтений. — 2015. — № 13. — С. 225–230.
- Медведев, В. В., Татаринова, Е. С., Титова, М. В. Совершенствование взаимодействия государственного и муниципального управления / В. В. Медведев, Е. С. Татаринова, М. В. Титова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 4 (22). — С. 141–145.
- Сологуб, В. А. Конфликты в процессах воздействия и взаимодействия правоустанавливающих субъектов властной вертикали современной России/ В. А. Сологуб // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2016. — № 2. — С. 11–22.