Особенности развития певческого дыхания в игровой форме на уроках музыки в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Кацуба, И. А. Особенности развития певческого дыхания в игровой форме на уроках музыки в школе / И. А. Кацуба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 386-387. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85661/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: певческое дыхание, младшие школьники, особенность, физкультминутки, дыхание, урок музыки, игровая форма.

Одной из важных проблем остаётся совершенствование системы работы школьных учреждений по музыкально-творческому воспитанию детей. Решение её возможно на основе использования активных форм обучения, игровых приёмов и методов, рационального построения музыкально-педагогического процесса, способствующих объединению разных видов музыкального творчества и приобщению к ним школьников.

Такой подход позволит эффективно решать учебно-воспитательные задачи, особую значимость среди которых имеет воспитание целостной личности, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

Следует учесть, что весь певческий процесс основывается на специфической организации выдоха, способствующей образованию красивого, льющегося звука. Формирование у детей такого выдоха требует особого внимания педагогов, особенно если речь идет об обучении детей младшего школьного возраста, так как, у них не большой объем дыхательных органов, а сам тип дыхания значительно отличается от певческого.

Таким образом, возникает противоречие между: необходимостью формирования правильного певческого дыхания у детей младшего школьного возраста на вокальных занятиях и недостаточностью методического обеспечения этого процесса.

Цель настоящей статьи — разработать комплекс физкультминуток, направленных на формирование дыхания на уроках музыки в школе.

Задачи статьи : — определить проблемы формирования певческого дыхания у младших школьников; — выявить проблемы музыкального воспитания на уроках музыки в школе; — описать физкультминутки на дыхание.

У детей 7–10 лет голос находится в начальной стадии развития. Вокальные мышцы ещё не развиты, и голосовые связки смыкаются недостаточно плотно, в результате слабой работы дыхательных мышц.

У детей этого возраста преобладает ключичный тип дыхания, который является поверхностным, не позволяющим взять достаточное количество воздуха. Вдох слишком судорожный, неспокойный, из-за чего дети непроизвольно поднимают плечи. Воздух расходуется слишком быстро, а для создания красивого, сильного, достаточно полного звука требуется спокойное, естественное дыхание. Если при вдохе ученик поднимает плечи, то педагогу следует положить руки на плечи и просить сделать вдох ещё раз. Обычно после этого учащиеся понимают, как правильно взять дыхание.

Первое требование в обучении школьников пению — научить их правильно брать дыхание, протягивать звук, исполняя поначалу небольшую фразу на одном дыхании. Выработке правильного певческого дыхания также способствует отрывистое пение «нон легато». Педагог должен следить за тем, чтобы дети дышали спокойно, бесшумно, чтобы правильно расходовали воздух, не брали дыхание в середине слова.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. В процессе вокального воспитания детей задача руководителя заключается в том, чтобы научить их в процессе работы над художественным произведением пониманию того, что певческое дыхание должно быть всецело обусловлено характером исполняемого произведения. Формирование навыков правильного певческого дыхания — это один из важных моментов в методике обучения пению.

Проанализировав уроки музыки в системе школьного образования, я пришла к выводу, что дети младшего школьного возраста, зачастую не владеют навыками правильного голосообразования; не умеют пользоваться певческим дыханием; у многих учеников присутствуют мышечные зажимы.

Эти недостатки заставили меня, как будущего педагога задуматься о необходимости поиска методик, технологий и упражнений, способствующих формированию навыка певческого дыхания.

В связи с этим я разработала физкультминутки на дыхание, чтобы их можно было использовать во время урока.

1. Ежик

Маленький ёжик, четверо ножек, по лесу идёт, песенки поёт (Дети шагают на месте)

Фуфты-Фуфты-Фуфты-фу (произнося, делают выдох ртом) Сладкое яблочко несу (открывают рот в форме яблочка)

Фуфты-Фуфты-Фуфты-фу (произнося, делают выдох ртом) Ребятишек угощу (при вдохе надуваем живот) Маленький ёжик, четверо ножек, мимо побежал (выдохнуть, дышать как обычно)

2. Чайник. Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд (дети стоят и, согнув одну руку как насчёт чайника, другую держат на поясе); Я вам напоказ выставляю живот, (надеваем животик) Я чай кипячу, калачу и кричу: «Эй, люди я с вами по чай пить хочу» (топают ногами и громко дышать носом)

3. Поезд. «Чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух» (дети идут по кругу друг за другом и дышат носом и животом).Паровоз пыхтит, тороплюсь, гудит, тороплюсь, тороплюсь (произносят: «Пых, Пых, Пых» выдыхания через рот)

4. Пузырь . Раздувайся пузырь (дети надувают живот) Раздувайся большой, Да не лопайся, (задержать надутый живот), Он летел, летел, летел, за колючку задел Ш....(медленно сдуваем живот, делаем медленный выдох).

Особенность состоит в том, что при работе с младшими школьниками, я особенно уделяла внимание игровой форме выполнения данных упражнений, что более активно позволило вовлечь учащихся в работу по формированию певческого дыхания. Дети стали не только с интересом работать на уроке, но и участвовать в дополнительных творческих мероприятиях школы. Они научились правильно брать дыхание, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность.

Комплекс данных физкультминуток может быть положен в методику формирования навыка певческого дыхания у начинающих вокалистов любого возраста, обучающихся в учреждениях дополнительного образования: музыкальных школах, школах искусств, вокальных студиях, кружках при общеобразовательных школах и гимназиях.

Основные термины (генерируются автоматически): певческое дыхание, ребенок, урок музыки, дыхание, младший школьный возраст, правильное певческое дыхание, вдох, выдох ртом, живот, формирование навыка.


Похожие статьи

Образно-игровое вхождение в музыку как средство развития вокальных навыков у дошкольников

Современные технологии в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы

Развлечение с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности «Лесное путешествие»

В процессе мероприятия дети привлекаются к двигательной и речевой активности. Музыкальное сопровождение игр и упражнений способствует активизации чувства ритма дошкольников. Игровая форма деятельности создает непринужденную атмосферу.

Оздоровительные мероприятия в режиме дня школы

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя

В статье представлена авторская форма работы с артикуляционной гимнастикой.

Конспект музыкального занятия «Мы дружим с музыкой» для детей старшей группы с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия)

В статье авторы представляют опыт работы по развитию у детей с нарушением зрения музыкальных способностей на в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Похожие статьи

Образно-игровое вхождение в музыку как средство развития вокальных навыков у дошкольников

Современные технологии в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы

Развлечение с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности «Лесное путешествие»

В процессе мероприятия дети привлекаются к двигательной и речевой активности. Музыкальное сопровождение игр и упражнений способствует активизации чувства ритма дошкольников. Игровая форма деятельности создает непринужденную атмосферу.

Оздоровительные мероприятия в режиме дня школы

Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певче...

Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя

В статье представлена авторская форма работы с артикуляционной гимнастикой.

Конспект музыкального занятия «Мы дружим с музыкой» для детей старшей группы с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия)

В статье авторы представляют опыт работы по развитию у детей с нарушением зрения музыкальных способностей на в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Задать вопрос