Ключевые слова: дошкольный возраст, певческие навыки, музыкальный слух, дыхательная гимнастика, образовательный процесс.
Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования. Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие певческих навыков у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности.
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников стоит задача: развивать способность исполнительства, певческие навыки, слуховой самоконтроль, выразительность пения. Значительная часть дошкольников приходит из детских садов в школу практически не поющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, у детей не наблюдается необходимых навыков слуховой и вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены.
Проблема развития певческого голоса ребенка-дошкольника — одна из самых наиболее сложных в музыкально-педагогической теории и практике. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом. Большое значение этой проблеме уже на протяжении прошлого века уделяли ведущие педагоги-вокалисты — Н. А. Метлов, Д. Е. Огороднов, В. Н. Шацкая, В. В. Емельянов, Н. А. Ветлугина. По данным исследований ученых педагогов, одной из причин отсутствия должного развития певческих навыков детей является так же недостаток певческой культуры семьи.
Мой многолетний опыт работы показывает, что действительно, очень часто окружающая музыкально-певческая среда дома неправильно организована и, как следствие, в памяти детей почти нет музыкальных впечатлений. Дети поют песни, услышанные с экранов телевизоров, часто не понимая смысла пения. Гораздо меньше стало поющих родителей, тех, кто слушает дома классическую музыку, даже песенки популярных детских мультфильмов знают далеко не все родители. Поэтому и дети часто не интересуются музыкой, не пытаются петь, а если начинают петь, то фальшиво, крича и надрываясь.
На сегодняшний день современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является совершенствование образовательного процесса, требующего поиска новых педагогических подходов, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно. Это привело к выбору темы моей работы: «Современные технологи в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста». Цель: развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий.
Для достижения цели мною были выдвинуты следующие задачи: сформировать у дошкольников первичные понятия о певческой и общемузыкальной культуре (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки); развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма); способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
В процессе своей работы я применяю традиционные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) и современные методы для развития певческих навыков, разработанные О. В. Кацер.
Формирование певческих навыков дошкольников начинаю с выработки правильной певческой постановки. Предлагаю детям коллективно прочитать небольшие стихи, и одновременно выполнять различные движения, стоя или сидя, как бы инсценируя их. «Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет. Раз — наклон и два — наклон! Зашумел листвою клен!» В данном упражнении дети показывают и изображают шум листьев. Благодаря упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги.
Перед тем как перейти непосредственно к исполнению игровых упражнений, провожу комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастик, целью которых является подготовка голосового аппарата к пению. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. Артикуляционные упражнения в стихотворной форме всегда привлекают внимание дошкольников, например: «Зарядка для язычка», «Дятел», «Кошка», «Комарик», «Праздник».
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний. В начале использую игры на дыхание без звука. Все дети превращаются в “ветер” и своим дыханием рисуют разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного). Или устраивают чей-нибудь день рождения, например Буратино, который задувает свечи на торте.
С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки, например: «Шли сорок мышей», «Ехал Грека», «Бык, бык тупогуб», «Карл у Клары украл кораллы». Такие упражнения на дыхание помогают детям экономно расходовать воздух при выдохе.
В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, по методике О. В. Кацер, я предлагаю детям разделиться на «птичек» — правильно поющих и «рыбок» — с неустойчивой интонацией, не налаженной координацией слуха и голоса. Для начала я предлагаю всем детям петь «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками» и «рыбками». Таким образом, дети — «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию. [1]
Для повышения интереса дошкольников к музыкальной деятельности, для дополнения слуховых впечатлений и представлений детей я применяю современные информационно-коммуникационные технологии. Например, видео упражнения для развития звуковысотного слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной: «Горошина», «Куры», «Эхо», «Качели». Ряд видео упражнений для распевания гласных звуков, например: «Звуковые жабки», «Прибаутка», «Лиса», «Олечка», «Волк в лесу». Для развития чистоты интонирования пения, я использую технологии Т. Э. Тютюнниковой, например такие видео упражнения как «Рисуем голосом», «Путешествия листочка». Порхающая на экране с цветка на цветок бабочка, летящий листочек или жук, побуждают ребенка совершить путешествие голосом вместе с героями.
При подборе репертуара для пения, я обязательно учитываю вокальные возможности и навыки детей, чтобы не навредить хрупкому, детскому голосу. На музыкальных занятиях провожу беседы с детьми о бережном отношении к собственному голосу, хорошим помощником здесь является учебное пособие «Как Рыжик научился петь» Л Абелян. [2]
«Интерес к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приемы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом», — пишет О. П. Радынова. Так, пение может перейти в инсценирование. На музыкальных занятиях мы с детьми обыгрываем каждую песню. Например: «Аэробика для Бобика», «Врач по имени Пчела», Д. Тухманова, «Про меня и муравья», Л.Абелян. Песенный репертуар я записываю на компакт-диски и флеш-накопители, которые в дальнейшей своей работе используют все педагоги ДОУ.
Для достижения положительных результатов необходима тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса. Основными участниками, вовлеченными в педагогический опыт, являются воспитанники, их родители и педагоги ДОУ. Для повышения педагогической компетентности родителей я использую разные формы: информация по теме на сайте ДОУ, на групповом стенде; выступления на родительских собраниях с консультациями, мастер-классами; оформление буклетов, открытые занятия,музыкальные гостиные, совместное создание предметно — развивающей среды детского сада.
Результат моей работы — призовые места в городских и краевых конкурсах детского творчества «Уральская звездочка», «Битва беби-хоров», «Детский город» в номинации «Вокал». Призовое место за постановку мюзикла «Осенины» на городском конкурсе «Театральная весна», и призовое место за постановку мюзикла «Золушка» на Всероссийском конкурсе театрализованных представлений «В рамках рампы» (СИИТ).
Таким образом, можно сделать вывод: что использование мной современных образовательных технологий позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Дети поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, любят выступать на утренниках и конкурсах городского и Всероссийского уровня.
Литература:
- Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению//Санкт-Петербург: издательство «Музыкальная палитра», 2008–56 с.
- Абелян Л. Как Рыжик научился петь// Москва: издательство «Советский композитор», 1989–32 с.