В статье авторы пытаются определить проблемы молодой семьи в современной психологии.
Ключевые слова: молодая семья, психология, адаптация, отношения, брак, устойчивость семейно-брачных отношений.
Введение
В психологии межличностных и семейных отношений однозначного определения молодой семьи не существует. Ученые вкладывают различное содержание в данное понятие: стаж семейной жизни, возраст супругов, факторы, влияющие на устойчивость семейно-брачных отношений и т. д.
Так, в разделе «Общие положения» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 № 5090–1, «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» законодательно установленными признаками молодой семьи являются: продолжительность супружеской жизни не более трех лет, официально зарегистрированный брак и возраст супругов в пределах 14–30 лет. Ряд ученых рассматривают семью как молодую, если супружеский стаж не превышает двух лет. Е. С. Сорокина делит браки на «совсем молодые» со стажем от 0 до 4 лет и «молодые браки» от 5 до 9 лет совместной жизни [1]. С. Кратохвил определяет молодую семью как супружество, продолжающееся менее 5 лет, при этом возраст супругов от 14 до 30 лет [2].
Данное исследовании основывается на классификации этапов жизнедеятельности семьи, предложенную Грегори Бейтсоном, где первая стадия носит название «этап молодой семьи», начинается от создания семьи до появления первого ребенка и длится 5 лет [3]. Основные задачи развития на этой стадии — проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимное приспособление супругов во всех сферах жизнедеятельности, выработку такого стиля взаимодействий, который устраивает обоих. На этом этапе формируется структура семьи, устанавливается распределение ролей между мужем и женой и происходит становление общих семейных ценностей. Эти процессы зачастую проходят не гладко, порождая конфликты и непонимание между супругами, расшатывая устойчивость брака.
Основная часть
Существует мало оптимистичная статистика: практически третья часть разводов приходится на семьи с супружеским стажем не более трех — пяти лет [4]. Следовательно, исследовать проблемы, характерные для молодой семьи, необходимо для того, чтобы предотвращать ошибки в дальнейшем формировании и становлении брака, помогать людям видеть перспективу своих отношений, научить супругов конструктивному разрешению конфликтов и понимании самого себя и своего партнера.
Специфика молодой семьи характеризуется тем, что она находится на стадии своего становления: еще не выработалась слаженные отношения между супругами, не освоены новые социальные роли, существует материальная зависимость от родительских семей, не произошла «социализацией семейного союза в обществе как самостоятельного субъекта» [5, с. 44]. На стадии молодой семьи происходит адаптация к семейной жизни, этот процесс занимает обычно первые три года супружества. В этот период происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа взаимоотношений, которые удовлетворяют обоих, формируются структура семьи и семейные ценности, происходит распределение ролей между мужем и женой. По мнению И. А. Ширшкова, «семейная адаптация — это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья» [6, с. 32].
Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни: материально-бытовой, нравственно-психологической, интимно-личностной и др. Кризис или нарушение в какой-либо из сфер адаптации порождает дисгармонию отношений, конфликтность, неудовлетворенность браком в целом. А так как пути разрешения конфликтных столкновений молодыми супругами еще не выработаны, то последствием может явиться распад семьи. Важно именно в этот момент разобраться в ситуации, выяснить причины разногласий, определиться со способами преодоление дисгармоничных отношений и оказать молодой семье помощь в прохождении этапа адаптации к семейной жизни, новым ролям и обязанностям. Роль психолога на стадии становления молодой семьи имеет большое значение, и своевременная и компетентная помощь увеличивает шансы сохранения семьи.
Основа современных научных подходов к исследованию проблем семьи, в том числе молодой, заложены в классических трудах таких ученых, как А. И. Антонов, С. И. Голод, Т. А. Гурко, А. П. Ощепкова и др. [7, 8, 9, 10]. Исследования семейных взаимоотношений включают в себя изучение состояния современных семей в целом, функции семьи, удовлетворенность браком, проблемы ролевых отношений и конкретные особенности и трудности различных семей.
В настоящий момент в арсенале семейной психологии имеется достаточно исследований и теоретических данных относительно проблем молодой семьи. Так, Е. С. Калмыкова, подчеркивает, что «первые год-два совместной жизни — это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии» [11, с. 44]. Весьма интенсивным и напряженным процесс формирования молодой семьи в период до рождения детей считают Е. М. Дубровская и Ю. Е. Алешина. В это же время наиболее ярко проявляются трудности выработки своего семейного уклада, учащаются конфликты по поводу распределения ролей и функций в семье, что происходит к разочарованию друг в друге. Молодую семью подстерегают материальные и жилищные проблемы, не всегда сразу складываются и. отношения с родственниками [12].
Отечественными авторами показано, что в основном молодым семьям присуща идеализация партнера, некая его переоценка. Т. А. Гурко утверждает, что молодожены от семейной жизни в первую очередь ожидают удовлетворения своих потребностей в духовном росте и самосовершенствовании, а материальные потребности отводят на последнее место, существенно обесценивая их значение в реальной жизни [13].
Г. А. Гурко, затрагивая в своих работах проблему становления и устойчивости семейных отношений, считает, что выстраивание молодыми супругами внутрисемейных отношении осложняются в настоящее время, что современное общество как бы стирает модели поведения в паре, они приобретают более размытыми в плане гендерных различий. Благодаря развитию новых общественных и производственных отношений, распространению идей эмансипации, повышению уровня образования, уменьшению нагрузки, выпадающей на женские плечи, в ведении домашнего хозяйства (благодаря современной бытовой технике), женщины все более вовлечены в производственную сферу. В современном обществе нередко карьера жены выстраивается более удачно, чем у мужа, она вносит такой же вклад в семейный бюджет, как и супруг, и абсолютно на равных участвует в решении семейных вопросов [13]. Тем не менее, в обществе еще силен стереотип в отношении распределения ролей в семье между супругами, происходит, что приводит к рассогласованности понятий традиционного и эгалитарного уклада семьи. С одной стороны, люди, считающие наиболее благоприятным традиционное распределение ролей в семье, сами неосознанно стремятся к равенству в отношениях между мужчиной и женщиной, и, с другой стороны, смываются границы четкого определения традиционных и эгалитарных семей в обществе, что детерминирует искаженное понятие у населения о данных феноменах в психологии семейных отношений.
Заключение
Анализ научной литературы показал, что молодая семья имеет ряд психологических проблем, главными из которых являются проблемы адаптации, становления семейных ценностей, ролевого поведения супругов, проблема «власти» в семье, планирование семейной жизни, свободного времени и досуга, решение различных конфликтов. Кроме того, изменения в обществе влекут изменения и семейного уклада, особенно остро это ощущается на стадии становления молодой семьи. Молодежь теряет ориентиры: старые устои сломаны, а новые еще не установлены. Все это приводит к нарастанию напряжения и нарушению психологического климата семьи, еще более обостряет процессы адаптации и интеграции в молодой семье. Это требует более углубленного изучения проблем молодой семьи и более продуктивных и действенных способов оказания помощи и поддержки молодых супругов со стороны психологии.
Литература:
- Сорокина Е. С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе // Социальная политика и социология. 2007. № 2. С. 126–131.
- Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальной дисгармонии. М.: Медицина, 1991. 336 с.
- Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05.-М., 1992.-200 с. URL: httрs://sеаrсh.rsl.ru/ru/rесоrd/01004031310 (дата обращения: 10.11.2015).
- Платонова А. А. Становление брачно-семейных отношений молодежи в современном обществе // Вопросы гуманитарных наук. 2004. № 5. С. 335- 337.
- Левкович В. П. Роль родительской семьи во взаимоотношениях молодых супругов // Психологический журнал. 2004. Т.29. — № 3. — С. 41–47.
- Ширшков И. А. К вопросу о супружеской адаптации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2010. № 6. С. 32–34. URL: httр://windоw.еdu.ru/rеsоurсе/692/71692/filеs/k-6–10–10_sbоrnik_4.рdf. (дата обращения: 14.12.2015).
- Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Издво Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304с.
- Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах/ Э. Гидденс; пер. с англ. В. Анурин СПб.: Питер, 2004. 204 с.
- Гукова Е. Г. Устойчивость брака и критерии его качества // Семья в России. 1994. № 2. С. 167–179.
- Ощепкова А. П. Социально-психологический аспект семейно-брачных отношений: дис. … канд. филос. наук. Томск, 1974. 144 с. URL: httрs://sеаrсh.rsl.ru/ru/rесоrd/01007174046 (дата обращения: 24.11.2015).
- Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 43–49.
- Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубровская Е. М. Социальнопсихологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1947. 120 с.
- Гурко Г. А. Удовлетворенность браком как показатель супружеских отношений // Семья и социальная структура. М., 1947. С. 40–53.
- Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1941. № 6.
- Сысенко В. А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М.: Финансы и статистика, 1941. 199с.
- Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология, 1947. № 2. С. 60–72.