Семья как предмет современных психолого-педагогических исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.01.2023

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, А. С. Семья как предмет современных психолого-педагогических исследований / А. С. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98512/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор раскрывает сущность понятия семьи, основные характеристики, а также виды. Кроме того, рассмотрены проблемы семей, структура и функции.

Ключевые слова: семья, психологическое здоровье семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, характеристика семьи.

Семьей называют малую социальную группу, которая основана на браке, кровном родстве или усыновлении, связана общим бытом, отношениями помощи и поддержки, а также взаимной ответственностью.

Принято выделять такие формы социально-ценностной направленности семьи: общественно-прогрессивная семья (когда семьей поддерживаются ценности социума, присутствует общность взглядов и хорошие межличностные взаимоотношения); противоречивая семья (в такой не будет общности взглядов, взаимоотношения будут строиться на почве борьбы одних тенденций с другими); антиобщественная семья (ценности семьи противоречат ценностям общества) [4].

Основные характеристики семьи: 1) дееспособность (бывает ограниченная ввиду психосоматических особенностей или возраста; временно ограниченная, когда указанные особенности временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; неограниченная, при которой члены семьи обладают возможностью полностью вписаться в социум и адаптироваться к его условиям); 2) активность — под ней понимают ориентацию на актуализацию и рост ресурсов семьи — самообеспечение и помощь [3].

Психологическое здоровье семьи — это основной показатель ее функционирования, отображающий то, как протекают социально-психологические процессы в семье, социальная активность ее членов в социуме, внутри семьи и на работе, а также в каком состоянии находится душевное психологическое благополучие семьи. По данному показателю семьи делят на следующие виды — благополучные и неблагополучные.

Проблемы благополучных семей связаны с тем, как меняются условия их жизни в обществе: например, если члены семьи излишне стремятся защитить друг друга и помочь или же когда их собственные представления о том, какой должна быть семья, не отвечают требованиям, предъявляемым социумом. Неблагополучные семьи, в свою очередь делятся на следующие виды:

— конфликтные. Существуют такие сферы в отношениях супругов и детей, в которых происходит столкновение интересов, приводящее к негативным эмоциональным переживаниям. Брак при этом может сохраняться долгое время из-за компромиссов и уступок.

— кризисные. Столкновения интересов и потребностей супругов и детей носят серьезный характер и захватывают важную сферу жизнедеятельности семьи. Члены семьи относятся друг к другу с точки зрения врагов, не соглашаются на компромиссы и уступки. Такие браки либо распадаются, либо находятся на грани распада.

— проблемные. Для таких семей свойственно наличие особо тяжелых ситуаций, которые могут привести к расторжению брака. К примеру, среди таких можно назвать отсутствие жилья, болезнь одного из супругов, разногласия, отсутствие средств, осуждение за криминальное преступление на длительный срок и т. д.

Семья выполняет определенные функции, которые несут значение не только для ее членов, но и для социума. Ее функции связаны с тем, как развивается ее структура [7].

Родственное устройство будет влиять на то, как протекают взаимоотношения членов семьи между собой и с социумом. Выделяют следующие аспекты родственного функционирования: актуальные функциональные обязанности семьи, которые делегируются членами, ее социальным окружением; поведенческие феномены и процессы, которые раскрываются в семье. Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифичные функции семьи [10].

Со временем происходит изменения в функциях семьи: одни теряются, другие появляются согласно новым социальным условиям. Функции семьи нарушаются, когда в жизни семьи происходит что-то, что усложняет или препятствует ей их выполнять.

Структурой семьи называют ее состав и число членов, в также их взаимоотношения [6]. В данное понятие входят: системы разных уровней (сама семья, подсистема родителей, детей, а также индивидуальные); состав семьи; сплоченность, гибкость, иерархия, ролевая структура семьи, внешняя и внутренняя границы); характер структурных проблем (взаимосвязь между поколениями, реверсия иерархии, несбалансированность родственной структуры). Рассмотрение родственной структуры может позволить понять, как семья выполняет свои функции: кто в ней руководит, кто исполняет, как распределены права и обязанности между членами семьи.

Выделяют такие виды семей по структуре: нуклеарная — муж, жена и дети; пополненная — супруги, дети, родители или родственники супругов; смешанная — семья, родившаяся из брака разведенных людей (отчим/мачеха, неродные дети); семья отца-одиночки — семья, где один отец или мать из-за развода, смерти одного из супругов или из-за того, что брак так и не заключили [5].

А. И. Антонов и С. М. Медков выделяют по составу следующие семьи: нуклеарные (два поколения); расширенная — семья на кровном родстве, из нескольких нуклеарных семей [1].

Перед тем, как говорить о влиянии типа семьи на способность детей к адаптации к новым социальным условиям, необходимо вспомнить некоторые особенности основных типов семьи, а именно: сохранность или разрушенность семейно-родовых отношений между представителями разных поколений родственников; степень включенности в семейные структуры и отношение к функциональным обязанностям в семье; степень сохранности семейных и родовых традиций; эмоциональная взаимосвязь между представителями разных поколений [2].

Перечисленные особенности наиболее выражены в семьях традиционного типа. В традиционной родовой системе человек всегда является частью семьи, а его деятельность, развитие, характерологические особенности, желания и стремления всегда подчинены тем или иным семейным функциям. В целом, младшему школьнику уделяется больше времени, в том числе и его возможным проблемам, а также и трудностям в процессе школьного обучения.

В современном мире детство человека проходит в родительской семье, но переход на каждый новый уровень, взросление всегда будет связано с выходом интересов и личностных связей за пределы семьи. У детей из нуклеарной семьи можно отметить более высокий уровень направленности активности на свой внутренний субъективный мир, тогда как у детей из традиционной семьи более выражена ориентация на внешние изменения жизни.Также у детей из традиционной семьи в большей степени проявляется экстернальность, чем интернальность в интерпретации значимых событий жизни. Дети из нуклеарной семьи в объяснении событий больше обращают внимание на результаты своей активности, чем на внешние обстоятельства. Дети из традиционной семьи в организации своей деятельности в большей степени опираются на переживания, связанные с событиями собственной жизни, тогда как дети из нуклеарных семей в большей степени открыты к новому опыту.Данные различия определяют и особенности адаптации ребенка, в частности ребенка младшего школьного возраста к новым социальным условиям.

Тот или иной тип семьи характеризуется различиями в особенностях функционирования, а также в особенностях сферы межличностного взаимодействия. В. К. Шабельников в своих исследованиях описываю традиционную (родовую) семью, как семью «жёсткого» типа, с развёрнутым распределением деятельности во взаимодействии (потребитель, исполнитель, оценщик и другие роли). Нуклеарная семья (семья «жидкого типа) характеризуется разрушением родового этноса, она может строиться по-разному, в зависимости от того, кто выполняет роль потребителя. При этом развёрнутые в базовой родовой семье функции могут совмещаться в семье «жидкого» типа. Другими словами, исполнитель может выполнять роль и оценщика, и координатора своей деятельности в разной степени. Это способствует лучшей адаптации семьи и личности в динамичном мире [8].

В. К. Шабельников в своих исследования подробно изучал функциональные особенности мотивов в процессе усвоения действия. Он также считал, что мотивы выступают в качестве структурирующих опор для действия. При соответствующих условиях мотивы интериоризируются, то есть можно наблюдать переход от внешней мотивации (например, требования педагога) к внутренней (желание проявить себя). Аналогичной можно назвать и мотивацию к учебной деятельности у младших школьников. Мотивация не просто побуждает ребенка к деятельности — она ее запускает.

Таким образом, исходя из теоретических положений В. К. Шабельникова о разных типах семьи и разных типах мотивации деятельности, соответствующих разным типам организации общества, мы можем сделать предположение о том, что характер учебной мотивации, который можно рассмотреть, как один из важнейших компонентов адаптации ребенка к школе, в значительной степени зависит от типа семьи ребенка и характера его функциональной включенности в семью [9].

Литература:

  1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 304 с
  2. Григорьева С. И. Методика «Тип семьи»: Учебно-методическое пособие.- М.: Изд. МГОУ, 2012.- 22 с.
  3. Дружинин В. Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М. Изд-во «Наука», 1995. — 166 с.
  4. Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. — Л.: Лениздат, 1986. — с.28
  5. Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Статистика, 1978. — с. 128
  6. Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. М., 2-е изд., доп. и перераб., 1983. — с.23
  7. Социология: Учебник./Под ред. проф. Ю. Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– с.87
  8. Шабельников В. К., Давлетова А. Д. Развитие личности: семейные детерминанты//Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи). — М, 2003
  9. Шабельников B. K. Литвинова A. B. Формирование личности в условиях типов жизнедеятельности семьи. //Семья в России. № 4, 2007
  10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. Изд. 2-е, расширенное и дополненное.- М. — Харьков-Минск: ПИТЕР, 1999. — 656с.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, нуклеарная семья, ребенок, член семьи, традиционная семья, кровное родство, общность взглядов, психологическое здоровье семьи, родственная структура, столкновение интересов.


Ключевые слова

семья, психологическое здоровье семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, характеристика семьи

Похожие статьи

Теоретические аспекты психологической коррекции семейных отношений

В статье рассматриваются понятие и сущность семьи, психологической коррекции семейных отношений, причины возникновения проблем в супружеских отношениях, типы семейных взаимоотношений и этапы их развития. Также в работе рассмотрены наиболее популярные...

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Проблемы молодой семьи в современной психологии

В статье авторы пытаются определить проблемы молодой семьи в современной психологии.

Этнические особенности и семейные отношения в русских и азербайджанских семьях

В данной статье автор рассматривает формирование и модернизацию характерных особенностей азербайджанских и русских семей. Анализирует особенности внутрисемейных отношений и ценностей.

Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы

Статья посвящена проблемам семейного образования. В ней рассмотрены основные причины выбора данной формы обучения и проанализированы существующие в зарубежных исследованиях подходы к организации обучения, практикуемые в семьях.

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы)

В данной статье рассмотрены вопросы о воспитании детей, роль семьи и социальная защита детей и становления его личности.

Семья как фактор психологического здоровья детей

Данная статья посвящена проблеме изучения семьи как фактора психологического здоровья. Автором рассмотрены негативные и позитивные влияния семьи на ребенка.

Семья как фактор социализации

В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...

Семья как правовой институт: от истории к современности

Статья посвящена рассмотрению концепций, отражающих эволюцию понятия «семейный интерес» и его содержания в российском гражданском праве XIX — XXI в.

Субъективное благополучие брака как предмет исследования в психологии

В статье дается анализ понятия «субъективное благополучие брака», рассматриваются его основные факторы и критерии.

Похожие статьи

Теоретические аспекты психологической коррекции семейных отношений

В статье рассматриваются понятие и сущность семьи, психологической коррекции семейных отношений, причины возникновения проблем в супружеских отношениях, типы семейных взаимоотношений и этапы их развития. Также в работе рассмотрены наиболее популярные...

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Проблемы молодой семьи в современной психологии

В статье авторы пытаются определить проблемы молодой семьи в современной психологии.

Этнические особенности и семейные отношения в русских и азербайджанских семьях

В данной статье автор рассматривает формирование и модернизацию характерных особенностей азербайджанских и русских семей. Анализирует особенности внутрисемейных отношений и ценностей.

Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы

Статья посвящена проблемам семейного образования. В ней рассмотрены основные причины выбора данной формы обучения и проанализированы существующие в зарубежных исследованиях подходы к организации обучения, практикуемые в семьях.

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы)

В данной статье рассмотрены вопросы о воспитании детей, роль семьи и социальная защита детей и становления его личности.

Семья как фактор психологического здоровья детей

Данная статья посвящена проблеме изучения семьи как фактора психологического здоровья. Автором рассмотрены негативные и позитивные влияния семьи на ребенка.

Семья как фактор социализации

В статье рассматривается важность семьи в процессе социализации. Затрагиваются такие темы, как развитие данного института, изменения функций и обязанностей каждого члена семьи в различные периоды времени, влияние на социализацию индивида воспитания р...

Семья как правовой институт: от истории к современности

Статья посвящена рассмотрению концепций, отражающих эволюцию понятия «семейный интерес» и его содержания в российском гражданском праве XIX — XXI в.

Субъективное благополучие брака как предмет исследования в психологии

В статье дается анализ понятия «субъективное благополучие брака», рассматриваются его основные факторы и критерии.

Задать вопрос