В статье автор обозначает влияние социально экономических отношений на современную семью в рамках семейного и гражданского законодательства.
Ключевые слова: семья, брак, институт семьи, зарегистрированный брак, семейная политика, регистрация брака.
Сегодня, социальная политика России (далее также — РФ) нацелена прежде всего на разрешение проблем укрепления материального благополучия семей, повышения социальной значимости современной семьи в пределах Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618 — р [1, с.4811] (далее — Концепция).
Так, доктор юридических наук А. Н. Левушкин в своей монографии поддерживает важность современной Концепции и резюмирует, что «современная семейная политика Российской Федерации нацелена во многом на обеспечение выполнения ряда важнейших проблем, связанных с улучшением благосостояния семьи, стоящих перед ней задач стратегического характера: усиление материального благосостояния семьи, усиление социальной значимости каждой семьи и развитие интересов семейного бизнеса. В первую очередь, в фундамент которой легли принципы поддержки и стимулирования семейного предпринимательства» [2, с.72].
На современном этапе развития России, институт семьи находится в плачевном состоянии из — за чего необходимо бить тревогу, так как традиционные положения института семьи в настоящее время теряются. Отмечается неготовность молодых людей к официальному закреплению (регистрации) родственных отношений и, вследствие этого, увеличение количества неоформленных союзов, увеличение рождений вне брака и, параллельно, явление осмысленного бездетного брака, увеличение числа новых случаев выхода замуж и заключения повторных гражданских браков и т. д.
Государственная регистрация заключения брака — порядок внесения в орган записи актов гражданского состояния сведений о создании новой семьи в книгу установленной формы, составленную органами ЗАГС в присутствии лиц, регистрирующих брак, с выдачей свидетельства о браке. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны, как частноправовых (имущественных и личных неимущественных прав граждан), а также в интересах государства (публично-правовых) прав [3, с.6].
Доктора юридических наук А. Н. Левушкина в своих работах поддерживает профессор Нечаева А. М., и обоснованно указывает, что в настоящее время существует наличие актуальной общественно значимой задачи повышения эффективности семейного законодательства Российской Федерации, обусловленной задачами развития семьи и современным социально-правовым потенциалом, а также назревшей объективной необходимостью выработки и обоснования дополнительных подходов к улучшению законодательства в данной сфере [4, с.18].
По нашему мнению, в ходе проведенного исследования и выполненного анализа особенностей семейно-правового регулирования в Российской Федерации дает возможность заявить о формировании в стране наметившихся тенденций в развитии брачно-семейного права, в первую очередь не только изменения традиционных отраслевых институтов, а также появления вновь возникших процессов и новых особенностей семейно — брачных отношений, при которых происходит неполное видоизменение всей системы семейного права с учетом трансформации всех его систем. Содержание и объем семейно-правового режима испытывают значительные изменения. Наблюдается процесс увеличения круга проблем, связанных с расширением предмета семейно-правового регулирования.
В современной России кардинально меняются требования и к работе органов ЗАГСа: оцифровываются документы, хранящиеся в органах ЗАГС различных субъектов РФ; уже нет локальной привязки к географии при подачи заявления на регистрацию рождения, брака, смерти, именно с этой целью процедуру подачи заявления в ЗАГС значительно упростили, но не так как хотелось бы, так по прежнему заявление подают за 1 месяц до предполагаемого бракосочетания при этом необходимо соблюсти следующие условия: заплатить госпошлину в 350 рублей, если оплатить через Госуслуги, будет на 30 % дешевле.
Заявление на регистрацию брака можно подать онлайн с помощью портала «Государственные услуги». Причем от вас требуется наличие подтвержденной учетной записи и наличия электронных фотографий паспортов, прикладываемых к заявке. Подача документов на регистрацию брака возможна в дистанционном режиме, что позволяет сделать решение будущим супругам, находясь на расстоянии и вдали друг от друга.
После регистрации брака супруги могут оставить себе фамилии или поменять их, взяв общую. Если кто-то из супругов меняет фамилию, ему нужно заменить документы: паспорт, СНИЛС, загранпаспорт, водительские права, полис ОМС.
Другие документы, например, свидетельство о праве собственности на недвижимость, менять не нужно. В трудовую книжку вносится запись о смене фамилии, но сам документ остается прежним.
Для получения Свидетельства о государственной регистрации брака нужно в назначенный день лично прийти в ЗАГС. По желанию жениха и невесты церемония записи брака может проходить в официальной атмосфере.
Для усовершенствования сферы предоставления услуг населению была создана информационная система «ЕГР ЗАГС», проект реализуется с 1 октября 2018 г. Оцифрованы были документы с 1926 г. до 2023 года включительно — 540 млн бумажных записей переведены в электронный вид. Введение этой системы создало условия для регистрации событий жизни (рождение, брак, смерть) в любой точке России. Такие нововведения отвечают требованиям безопасного дистанцирования и минимизируют риски заражения во время нахождения в государственных учреждениях, да и просто дают возможность делать выбор человеку, желающему обратиться в органы ЗАГСа.
Рассмотрим особенности развития института семьи зарубежном так, есть примеры в других странах, которые демонстрируют большую гибкость в решении процедурных вопросов, возникших во время пандемии, и, соответственно, гибкость брачно-семейного законодательства. В Калифорнии, например, с 1 мая 2020 года молодожены могут получить виртуальное свидетельство о браке, не посещая регистрацию лично; в Нью-Йорке создана электронная платформа «Проект Купидон», которая также позволяет не откладывать регистрацию брака «на потом». Однако ментальность отечественного права не позволяет столь оперативно реагировать законодателю на эпидемиологическую ситуацию и так стремительно менять подход к регистрации брака. На фоне конституционных норм России о защите института семьи, охране материнства и детства, демографической политики стимулирования роста рождаемости путем установления льгот и выплат, вопрос об обновлении процедурных проблем регистрации брака должен быть рассмотрен на законодательном уровне в связи с возможным наступлением повторной неблагоприятной устойчивой эпидемиологической ситуации в Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ [5, с.16] брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. То есть, согласно данной норме, перечень ведомств, способных осуществить регистрацию брака, на первый взгляд, является закрытым — органы ЗАГС, а сама норма носит императивный характер. В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» полномочия по государственной регистрации рождений и смертей могут возлагаться региональным законодательством на многофункциональные центры «Мои документы» (далее — МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг.
Казалось бы, регистрации брака эти нововведения не касаются, однако уже п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» не оставляет никаких шансов для ведомственной незыблемости регистрации брака: «Если в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения полномочия (функции) органов записи актов гражданского состояния по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния, в том числе не предусмотренных п. 2.2 ст. 4, возложены на многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг, и указанные многофункциональные центры, предоставления государственных и муниципальных услуг включены в перечень органов, предоставляющих государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, к деятельности указанных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, применяются положения Федерального закона «Об актах гражданского состояния», регулирующие порядок осуществления органами записи актов гражданского состояния государственной регистрации актов гражданского состояния» [6, с.27].
Ввиду этого МФЦ может заниматься не просто регистрацией родившихся и умерших, но и совершать иные действия, например, регистрировать браки. Передача государственной регистрации брака в распоряжение центров государственных услуг и максимально упрощенная процедура заключения брачных союзов соответствует современным санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также реалиям сегодняшнего дня.
Таким образом, цифровизация информации, имеющейся в распоряжении органов ЗАГС, позволяет совершить огромный скачок к формированию Единого реестра населения, благодаря этому гражданам нашей страны удастся оставить в прошлом посещение различных учреждений для оформления документов личного характера, перейти от декларативного характера предоставления государственных услуг и помощи к опережающему порядку их получения. Однако нужно помнить, что возникающие задача решаема только посредством соответствующих изменений в законодательстве об актах гражданского состояния. При этом для урегулирования одних из них следует утвердить соответствующие формы актов, для урегулирования иных требуется создание методических указаний.
Литература:
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // СЗ РФ. — 2014. — № 35. — Ст. 4811.
- Левушкин А. Н., Измайлов В. В. Государственная политика в сфере семейного предпринимательства и его поддержка // Современный юрист. — 2021. -№ 1. — С. 68–80.
- Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. — 1997. — № 47. — Ст. 5340.
- Нечаева А. М. К вопросу о совершенствовании Семейного кодекса РФ // Российская юстиция. — 2017. — № 4. — С. 16–18.
- Кузнецова М. А. Порядок заключения брака в России: новые реалии в условиях кризисных социально-экономических отношений // Нотариус. — 2022. — № 3. — С. 25–28.