В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Ключевые слова: экология, экологическая тропа, экологический театр, опытно-исследовательская деятельность.
Экологическое воспитание — приоритетное направление нашей образовательной программы, которая основывается на требованиях ФГОС ДОУ, способствующее воспитанию экологической культуры, развитию речи, познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил о природе как о великой учительнице: «Побудить же в детях живое чувство природы — значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». На протяжении длительного времени коллектив детского сада работает над совершенствованием предметно-пространственной развивающей среды экологической направленности в целях развития активности и инициативы детей. В связи с этим создана экологическая тропа, протяженностью 230 метров по периметру с указателями экологических точек, где дети занимаются исследовательской и экспериментальной деятельностью. В теплое время года цветут разнообразные цветы, кустарники. Привлекает внимание красавица береза, почти ровесница нашего детского сада, которому исполнилось 60 лет, молодая березовая роща, огород, «Теплица», «Картофельное поле», метеоплощадка, аллея старых тополей, «Сухой ручей», «Муравейник», «Птичий двор», «Озеро», «Альпийская горка», клумбы, «Уголок леса».
Нами проведены разнообразные мероприятия с педагогическим коллективом, воспитанниками и родителями, такие как:
– клубный час по экологии «Его величество — электричество» в рамках всероссийской акции по электросбережению и сохранению экологии;
– проект «Экологический светофор» — час веселых игр и развлечений на экологическую тематику;
– «Съешь конфету — не сори, фантик в дело примени», изготовление поделок, аксессуаров, одежды из фантиков, показ костюмов, что способствует бережному отношению к природе, развитию фантазии;
– участие в Межрегиональном экологическом форуме «Пути к спасению Байкала» с выставкой изделий «Экология и творчество» из вторичного сырья, также работы были представлены в музее природы г. Улан-Удэ;
– участие в конкурсе «Эко-мода».
В связи с поставленной задачей — экологическое воспитание детей и взрослых через театрализованную деятельность, с 2019 года идет апробация инновационной формы «Экологический театр», целью которой является формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции.
Эта технология реализуется через следующие мероприятия:
– педсовет «Экология и театр»;
– семинар «Экологический театр — его особенность и значение»;
– консультация «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность экологической направленности»;
– составление педагогами картотеки экологических сказок по возрастным группам;
– инсценировки экологических сказок детьми и взрослыми, создание авторских экологических сказок, в том числе и мультфильмов;
– оформление уголков «Экологический театр», изготовление атрибутов;
– в рамках деловой игры «Театральная гостиная» проведен «Аукцион идей» по обогащению предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию;
– серия открытых мероприятий в ДОУ по мини-спектаклям: «Случай на лесной полянке» (подготовительная группа), «Разговор птиц» (старшая группа), «Не загрязняйте воду» (средняя группа), «Эколоша» (вторая младшая группа), в которых принимали участие дети, родители и педагоги.
Чтобы привлечь внимание к проблемам экологии в г. Улан-Удэ, Бурятии и выявлению лучшего педагогического опыта работы по экологическому воспитанию мы организовали и провели в 2021 году I дистанционный городской Фестиваль — конкурс экологических театров среди дошкольных учреждений г. Улан-Удэ, посвященный 355-летию города Улан-Удэ. В нем участвовала 21 творческая работа детей и сотрудников от дошкольных учреждений города. Педагоги создали авторские сказки, в том числе и мультфильм о проблемах загрязнения окружающей среды. Все участники были награждены грамотами и сертификатами.
Считаем, что тема по внедрению инновационных технологий современна в целях воспитания экологической культуры, сохранения природы, повышения уровня детской инициативы, самостоятельности, творчества, развития исследовательской деятельности.
В детском саду создана творческая группа, которая разработала проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий», рассчитанный на пять лет.
Проект « Экологическое воспитание через использование инновационных технологий»
Цель проекта: формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции дошкольников посредством использования инновационных технологий.
Задачи проекта:
1) расширять представления об окружающем мире через опытно-экспериментальную, исследовательскую, театрализованную деятельность:
– «Экологический театр»;
– «Экологическая тропа»;
– «Экспериментирование с живой и неживой природой» (образовательный модуль программы STEAM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста);
2) речевое развитие дошкольников средствами театра на экологическую тематику;
3) развивать творческие способности детей;
4) вовлекать детей в активную природоохранную деятельность.
№ п/п |
Мероприятия проекта |
Планируемый результат |
1. |
Обновление РППС в целях развития «Экологической тропы» на территории и в помещениях ДОУ |
Совершенствование РППС |
2. |
Участие в программах обмена опытом и лучшими практиками экологической направленности «Экологическая тропа», «Экологический театр» |
Участие педагогов в методических мероприятиях на разных уровнях |
3. |
Изучение и апробация образовательного модуля программы Steam-образование «Экспериментирование с живой и неживой природой» |
раскрытие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников, профессиональный и личностный рост педагогов, готовых к творческой и инновационной деятельности |
4. |
Организация и проведение конкурсов экологической направленности разного уровня, в том числе на бурятском языке |
1.Организация городского конкурса «Экологических театров» 2. Развитие творческих способностей детей и педагогов |
5. |
Вовлечение родительской общественности и социума для реализации проектов экологической направленности с использованием сетевого взаимодействия |
Участие в реализации проектов, обобщение опыта работы, публикация статей |
6. |
Контроль выполнения проекта |
Отчет о работе по экологическому воспитанию, информирование, размещение на сайте ДОУ, в СМИ |
Литература:
- Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 2–5; N 11. С. 51–54. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
- Букин А. П. В дружбе с людьми и природой/ А. П. Букин М.: Просвещение, 2004. с. 111–113.
- Николаева С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г. № 5.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 184.
- Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. с. 208